Русская живопись первой половины XIX века

Содержание

Слайд 2

ОРЕСТ АДАМОВИЧ КИПРЕНСКИЙ (1782 - 1836)

ОРЕСТ АДАМОВИЧ КИПРЕНСКИЙ (1782 - 1836)

Слайд 3

Биография мастера вполне отвечает представлениям романтиков о неординарной личности. Здесь было


Биография мастера вполне отвечает представлениям романтиков о неординарной личности. Здесь

было все: тайна рождения, безумство поступков, навлекшее на него гнев самого императора Павла I, всепоглощающая любовь, стремительный взлет от безвестности к славе и смерть в нищете на чужбине.
Слайд 4

«Все искусство его дышит тяжелым предвестьем грозы, предчувствием грома и молнии…»


«Все искусство его дышит тяжелым предвестьем грозы, предчувствием грома и

молнии…»
Герои портретов Кипренского далеки от обыденности. Они вдохновенны, значительны и трогательны. Романтикам было свойственно внимание к возрасту человека. Поэт К. Н. Батюшков в очерке « Воспоминание о Петине» размышлял о трех ступенях жизни: «Молодость – утро жизни, лучший период нашего странствия на земле. Зрелые лета – великие движения души, глубокие чувствования, деятельность. Старость – одни воспоминания и любовь к жизни».
Слайд 5

Около 1809 года создан портрет Александра Александровича Челищева – воспитанника Пажеского


Около 1809 года создан портрет Александра Александровича Челищева – воспитанника

Пажеского корпуса, будущего героя войны 1812 года и члена Союза благоденствия.
Из темного фона, написанного плотным корпусным мазком, словно резким лучом света выхвачено лицо модели. Подобная акцентировка лица – характерная особенность изображения начала XIX века, где было важно пластически выявить состояние особой эмоциональной приподнятости.
Слайд 6

ОРЕСТ АДАМОВИЧ КИПРЕНСКИЙ: ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ЧЕЛИЩЕВА. ОК. 1809 Д. , М. 48X38 ГТГ

ОРЕСТ АДАМОВИЧ КИПРЕНСКИЙ: ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ЧЕЛИЩЕВА. ОК. 1809 Д. ,

М. 48X38 ГТГ
Слайд 7

В глазах сосредоточилась вся духовная жизнь модели. Наивность и порывистость, свойственные


В глазах сосредоточилась вся духовная жизнь модели. Наивность и порывистость,

свойственные детскому возрасту, соседствуют с моментом пробуждения самосознания личности, нежеланием мириться с заурядностью жизни.
Слайд 8

ВАСИ́ЛИЙ АНДРЕ́ЕВИЧ ТРОПИ́НИН (19 [30] МАРТА 1780, С. КАРПОВО, НОВГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ

ВАСИ́ЛИЙ АНДРЕ́ЕВИЧ ТРОПИ́НИН (19 [30] МАРТА 1780, С. КАРПОВО, НОВГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ — 3 [15] МАЯ 1857, МОСКВА) —

РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ, МАСТЕР РОМАНТИЧЕСКОГО И РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТОВ. АВТОПОРТРЕТ С КИСТЯМИ И ПАЛИТРОЙ НА ФОНЕ ОКНА С ВИДОМ НА КРЕМЛЬ (1844)
Слайд 9

В отличии от петербуржца Кипренского, московский живописец Василий Андреевич Тропинин никогда


В отличии от петербуржца Кипренского, московский живописец Василий Андреевич Тропинин

никогда не покидал отечества. Его жизнь протекала между Малороссией, Москвой и Петербургом. Он родился предположительно в 1780 году ( умер в 1857 году) в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных графа А. С. Миниха. Еще ребенком( 12 лет) Тропинин попал к графу И. И. Моркову в составе приданого за дочерью Миниха и прожил у него до получения вольной в 1823 году.
Слайд 10

Граф Морков настаивал, чтобы его дворовый человек овладел профессией кондитера. Лишь


Граф Морков настаивал, чтобы его дворовый человек овладел профессией кондитера.

Лишь уговоры близких друзей графа, героя войны 1812 года, склонили его наконец к осознанию необходимости определить Тропинина в Академию художеств. Учебу будущий «назначенный в академики» не закончил. В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова — в подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал вместо умершего отца управляющим поместьем.
Слайд 11

ЗДЕСЬ ДО 1812 ГОДА ОН ЖЕНИЛСЯ; У НЕГО ПОЯВИЛСЯ СЫН —

ЗДЕСЬ ДО 1812 ГОДА ОН ЖЕНИЛСЯ; У НЕГО ПОЯВИЛСЯ СЫН — АРСЕНИЙ.


Образ мальчика соответствует идеалам свободного развития человеческой личности, не смотря даже на то, что мальчик рос крепостным. Внутренне он открыт, распахнут ворот рубахи, энергичный поворот головы, блеск в глазах. Интересно сравнить два детских портрета – портрет Арсения и портрет Челищева кисти Кипренского.

Слайд 12

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ МОРКОВЫХ. 1813 До 1821 года художник жил, в основном,

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ МОРКОВЫХ. 1813

До 1821 года художник жил, в основном,

на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.
Слайд 13

Став свободным, художник поселился в Москве и приобрел, благодаря своему таланту


Став свободным, художник поселился в Москве и приобрел, благодаря своему

таланту популярность портретиста.
Происхождением художника отчасти объяснялся круг его сюжетов и моделей. Это были часто персонажи из простонародья – люди, близкие и понятные мастеру, а также небогатые московские дворяне.
Герои Тропинина привлекают простотой и непосредственностью. Они располагают к себе открытостью и задушевностью.
Слайд 14

Произведения живописца демонстрируют его интерес к будничной стороне жизни человека, повседневным


Произведения живописца демонстрируют его интерес к будничной стороне жизни человека,

повседневным занятиям. Портреты Тропинина сюжетны. Внимание к аксессуарам, характеризующим происхождение, род занятий его героев, уютный мир их бытия, приближают полотна к жанровой живописи. При этом предметное окружение приобретает у художника самостоятельную жизнь. Ощущение реальности среды усиливает разлитый в пространстве картин мягкий естественный свет, лишенный светотеневых контрастов.
Слайд 15

В. А. ТРОПИНИН. КРУЖЕВНИЦА 1823.

В. А. ТРОПИНИН. КРУЖЕВНИЦА 1823.

Слайд 16

Одним из первых произведений, иллюстрирующих индивидуальный стиль мастера, стала картина «Кружевница»


Одним из первых произведений, иллюстрирующих индивидуальный стиль мастера, стала картина

«Кружевница» (1823). Интерес художника к предметной среде привел к рождению особого типа работ, где портрет соединяется с бытовым жанром. В кружевницах и золотошвейках воплощен идеал женской красоты, приятный сердцу самого художника. При этом миловидные представительницы простонародья или плетут изящное кружево при помощи коклюшек, или шьют золотом, как в известных тогда на всю Москву мастерских Корчевой и Живописцевой на Пречистенке.
Слайд 17

В «Кружевнице» художник с трогательным вниманием изображает девушку: нежный румянец ее


В «Кружевнице» художник с трогательным вниманием изображает девушку: нежный румянец

ее лица, живость глаз, мягкую шейную косынку, завитки волос. Вещи на столе соотносятся с ее милым обликом. Натюрморт с ножницами и булавочками, которыми она закрепляет узор на ткани, воплощает поэзию простоты и уютного домашнего бытия. От очаровательной простолюдинки так и веет незамысловатостью пасторали. Идеальность ее облика соседствует здесь с натурализмом в деталях и аксессуарах.
Слайд 18

Год написания «Кружевницы» - счастливый для художника. В этом году он


Год написания «Кружевницы» - счастливый для художника. В этом году

он был наконец отпущен графом Морковым на свободу. Более того, за картины «Портрет художника-гравера Е. О. Скотникова» (1821),»Кружевница» «Нищий старик» (1823),Тропинин получил звание «назначенного в академики Петербургской Академии художеств». В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.
Этот период ознаменовался получением обильных заказов от москвичей на писание портретов.
Слайд 19

ЗОЛОТОШВЕЙКА 1826

ЗОЛОТОШВЕЙКА 1826

Слайд 20

Современникам Тропинина очень полюбился виртуозно выполняемый им домашний тип портрета, в


Современникам Тропинина очень полюбился виртуозно выполняемый им домашний тип портрета,

в халате. К нему относится и знаменитый портрет
А.С. Пушкина.
Слайд 21

ФЛИГЕЛЬ НА УЛИЦЕ ВОЛХОНКА, 11, СТР. 6, ГДЕ ЖИЛ ТРОПИНИН И

ФЛИГЕЛЬ НА УЛИЦЕ ВОЛХОНКА, 11, СТР. 6, ГДЕ ЖИЛ ТРОПИНИН И

БЫЛИ НАПИСАНЫ ПОРТРЕТ ПУШКИНА И АВТОПОРТРЕТ С ВИДОМ НА КРЕМЛЬ.
Слайд 22

АВТОПОРТРЕТ 1811 Алексей Гаврилович Венецианов 1780-1847

АВТОПОРТРЕТ 1811

Алексей Гаврилович Венецианов
1780-1847

Слайд 23

А.Г. Венецианов родился в Москве, в небогатой купеческой семье. В начале


А.Г. Венецианов родился в Москве, в небогатой купеческой семье.
В

начале XIX столетия Алексей Гаврилович переехал в Петербург, где под руководством В.Л. Боровиковского занимался живописью, рисованием и литографией, самостоятельно выполнял небольшие портреты.
После женитьбы художник купил небольшое имение Сафонково в Тверской губернии и переехал туда в 1819 году.
Слайд 24

Жанровые интонации (бытовой жанр), присутствовавшие в тропининских портретах, у Венецианова зазвучали


Жанровые интонации (бытовой жанр), присутствовавшие в тропининских портретах, у Венецианова

зазвучали в полную силу. Он первым в русском искусстве XIX века обратился к непосредственному созерцанию природы. Характерное для художника благоговейное отношение к натуре, желание не исправлять ее, но творить “a ’la natura” помогло Венецианову создать удивительно тонкий мир русской деревни.
Уникальность опыта Венецианова состоит в том, что при неразрывной связи с академической традицией он отступает от «столбовой линии» ее развития в искусстве.
Слайд 25

Жанр Венецианова идилличен, крестьянский быт опоэтизирован и облагорожен, но при этом


Жанр Венецианова идилличен, крестьянский быт опоэтизирован и облагорожен, но при

этом его бесхитростные бытовые сценки кажутся эпически созерцательными и внесюжетными. Это бытовой жанр, но осуществленный по законам исторической картины, с акцентом «высокого стиля». (романтизм).
Представление об особенностях венециановской жанровой живописи дают две картины 1820-х годов:
«На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».
Слайд 26

НА ПАШНЕ. ВЕСНА. 1Я ПОЛ. 1820Г.

НА ПАШНЕ. ВЕСНА. 1Я ПОЛ. 1820Г.

Слайд 27

Прозрачный весенний день изображен в работе «На пашне. Весна». Общее впечатление


Прозрачный весенний день изображен в работе «На пашне. Весна». Общее

впечатление гармонии разлито в природе. Крестьянка в розовом сарафане и кокошнике боронит землю. Справа на зеленой травке сидит младенец, сплетая венок из голубых цветов.
Мастер не столько изображает крестьянский труд, сколько любуется натурой, идеализируя увиденное. Художник подчеркивает сходство селянки, одетой в праздничный наряд, с античной богиней, усиливая это впечатление масштабным несоответствием ее фигуры размеру лошадей, которых она величественно ведет по пашне. Ребенок скорее напоминает «путти» (ангелочек).
Слайд 28

На героях Венецианова лежит отсвет классической красоты. Их фигуры статичны, действия


На героях Венецианова лежит отсвет классической красоты. Их фигуры статичны,

действия односложны. Художник намеренно избегает характерной для жанровой живописи (бытовой жанр) детализации: это скорее некое обозначение крестьянского труда, нежели его изображение.
Не менее интересно взаимоотношение героев и пейзажа. Природа в картине окутана мягким, рассеянным светом. Легкая золотистая дымка, подобно вуали, обволакивает маленькие кустики, тонкие деревца и людей.
Композиционные планы полотна фиксируются живыми вехами: передний – фигуркой ребенка, центр – крестьянкой в национальном костюме, ведущей по полю коней с плугом, дальний – схематично обозначенной группой, напоминающей центральную.
Слайд 29

Все персонажи картины органично включены в идеально красивый пейзаж, в извечный


Все персонажи картины органично включены в идеально красивый пейзаж, в

извечный круговорот жизни, где неизбежна смена времен года, но вечна природа.
Краски легки и прозрачны – синеватые и розово-алые тона с бледно-голубыми и сиреневатыми оттенками найдены в самой природе. Художник легчайшими мазками наносит краски на холст, так, что местами сквозит его фактура. Все призвано воссоздать струящуюся свежесть весеннего воздуха.
Слайд 30

НА ЖАТВЕ. ЛЕТО. СЕРЕДИНА 1820Г.

НА ЖАТВЕ. ЛЕТО. СЕРЕДИНА 1820Г.

Слайд 31

В картине «На жатве. Лето» отсутствует привычное трехплановое построение пространства. Здесь


В картине «На жатве. Лето» отсутствует привычное трехплановое построение пространства.

Здесь передний план словно накладывается на дальний при отсутствии среднего. Эта композиционная «неправильность» сглаживается тем, что художник объединяет разномасштабные фигуры крестьян колористически – золотистой пеленой знойного летнего воздуха.
Красный сарафан женщины приобретает глубокий пламунеющий оттенок, синие тона одежд жнецов вдали теряют интенсивность, тени становятся легкими и подвижными.
Слайд 32

«Спящий пастушок» 1824г.


«Спящий пастушок» 1824г.

Слайд 33

Очень удавались в картинах Венецианову образы детей. В своем поместье Сафонково

Очень удавались в картинах Венецианову образы детей.
В своем поместье Сафонково

он организовал детскую художественную школу. Занимался с ними по собственной методике. Многие из его учеников сумели продолжить свое занятие и работали в таких жанрах , как бытовой, портрет, пейзаж, интерьер. Среди них: Григорий Сорока, Никифор Крылов (написал первый русский зимний пейзаж), Капитон Зеленцов и др.