Русский пейзаж. От Италии к русским лесам и просторам. Творчество Федора Васильева

Содержание

Слайд 2

Сильвестр Щедрин, Терраса в Поццуоли, 1828

Сильвестр Щедрин, Терраса в Поццуоли, 1828

Слайд 3

Сильвестр Щедрин, Набережная Сайта Лючия в Неаполе, 1820

Сильвестр Щедрин, Набережная Сайта Лючия в Неаполе, 1820

Слайд 4

Сильвестр Щедрин, Веранда, обвитая виноградом, 1828

Сильвестр Щедрин, Веранда, обвитая виноградом, 1828

Слайд 5

Сильвестр Щедрин, Итальянский пейзаж. Капри

Сильвестр Щедрин, Итальянский пейзаж. Капри

Слайд 6

Сильвестр Щедрин, Колизей, 1819

Сильвестр Щедрин, Колизей, 1819

Слайд 7

Сильвестр Щедрин, Новый Рим. Замок Святого Ангела, 1825

Сильвестр Щедрин, Новый Рим. Замок Святого Ангела, 1825

Слайд 8

Сильвестр Щедрин, Озеро Альбано в окрестностях Рима, 1825

Сильвестр Щедрин, Озеро Альбано в окрестностях Рима, 1825

Слайд 9

Федор Матвеев, Итальянский пейзаж, 1819

Федор Матвеев, Итальянский пейзаж, 1819

Слайд 10

Федор Матвеев, Рим. Развалины Форума, 1816.

Федор Матвеев, Рим. Развалины Форума, 1816.

Слайд 11

Федор Матеев, Вид Рима. Колизей, 1816

Федор Матеев, Вид Рима. Колизей, 1816

Слайд 12

Александр Иванов, Итальянский пейзаж, 1852

Александр Иванов, Итальянский пейзаж, 1852

Слайд 13

Михаил Лебедев, Аллея в Альбано близ Рима, 1836

Михаил Лебедев, Аллея в Альбано близ Рима, 1836

Слайд 14

ИТАЛИЯ НА ПОЛОТНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ Большинство русских пейзажистов первой половины XIX

ИТАЛИЯ НА ПОЛОТНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

Большинство русских пейзажистов первой половины XIX века

после успешного окончания Академии Художеств в Санкт-Петербурге отправлялись в Италию на стажировку — так называемое «пенсионерство». Там их вдохновляла итальянская природа, и они на своих полотнах запечатлевали уникальные и завораживающие итальянские уголки, а именно Рим, Неаполь, Сицилию, Остров Капри и т.д.
Многие художники жили в Италии очень долго (Александр Иванов – 20 лет, Сильвестр Щедрин – 12 лет, Карл Брюллов – 12 лет). Многие не стремились возвращаться обратно домой в Россию. Брюллов, Щедрин, Иванов восхищались итальянскими пейзажами и ландшафтами, но отказывали в красоте «стране родимых осин». Холодная Россия их не вдохновляла. Карл Брюллов даже как-то заявил, что у нас в основном зима, а писать зиму и снег невозможно: «Всё выйдет в пролитое молоко».
.
Слайд 15

Сам южный климат кажется им приметой отсутствующей на родине вольности, а

Сам южный климат кажется им приметой отсутствующей на родине вольности, а

внимание к климату — это и стремление его изобразить: конкретные свет и воздух теплого свободного края, где всегда длится лето. Это открывает возможности освоения пленэрной живописи — умения строить цветовую гамму в зависимости от реального освещения и атмосферы. Прежний, классицистический пейзаж требовал героических декораций, сосредотачивался на значительном, вечном. Теперь природа становится средой, в которой живут люди. Конечно, романтический пейзаж (как и любой другой) тоже предполагает отбор — в кадр попадает лишь то, что кажется прекрасным.
Слайд 16

Яркая «звездочка» итальянского пейзажа, но русского происхождения. Сильвестр Щедрин прожил в

Яркая «звездочка» итальянского пейзажа, но русского происхождения. Сильвестр Щедрин прожил в

Италии 12 лет и за это время успел создать своего рода тематический словарь романтических пейзажных мотивов: лунная ночь, море и грот, откуда море открывается взгляду, водопады и террасы. Его природа сочетает в себе всемирное и интимное, простор и возможность укрыться от него в тени виноградной перголы. Эти перголы или террасы — как интерьерные выгородки в бесконечности, где с видом на Неаполитанский залив предаются блаженному ничегонеделанию бродяги лаццарони. Они как бы входят в сам состав пейзажа — свободные дети дикорастущей природы. Щедрин, как положено, дорабатывал свои картины в мастерской, однако его живописная манера демонстрирует романтическую взволнованность: открытый мазок лепит формы и фактуры вещей как бы в темпе их мгновенного постижения и эмоционального отклика.
Слайд 17

Никифор Крылов, Русская зима, 1827

Никифор Крылов, Русская зима, 1827

Слайд 18

ПЕРВОПРОХОДЦЫ РУССКОГО ПЕЙЗАЖА До середины XIX века русской провинции как темы

ПЕРВОПРОХОДЦЫ РУССКОГО ПЕЙЗАЖА

До середины XIX века русской провинции как темы для

искусства практически не существует. «Русских итальянцев» не вдохновляет холодная Россия: ее климат связывается с несвободой, с оцепенелостью жизни.
Никифор Крылов, ученик Алексея Гавриловича Венецианова, не выезжавший за пределы отечества и далекий от романтического мироощущения, вероятно, не знал слов Карла Брюллова о невозможности написать снег и зиму («все выйдет пролитое молоко»). И в 1827 году создал первый национальный пейзаж — как раз зимний.
В школе, открытой им в деревне Сафонково , Венецианов учил «ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и повиноваться ей одной» (в Академии, напротив, учили ориентироваться на образцы, на апробированное и идеальное).
Слайд 19

Никифор Крылов, Декабрь

Никифор Крылов, Декабрь

Слайд 20

Никифор Крылов прожил недолго. В 29 лет талантливый живописец умер от

Никифор Крылов прожил недолго. В 29 лет талантливый живописец умер от

холеры. Но за короткую жизнь успел совершить своего рода революцию и доказать, что русские пейзажи ничем не уступают итальянским.
Главным произведением Крылова стала «Русская зима». Персонажи картины настолько удались, что женщина с коромыслом и мужик лошадью стали чуть ли не символами счастливого крестьянского быта в российской глубинке. Образы стали копировать так часто, что они превратились в шаблонно-карикатурные. Однако в 1827 году картина произвела настоящий фурор. Критики отметили, что удалось художнику передать и зимнее освещение, и туманную даль, и ощущение морозного дня.
Слайд 21

Никифор Крылов, Мартовское утро в лесу

Никифор Крылов, Мартовское утро в лесу

Слайд 22

Другой ученик Венецианова, Григорий Сорока, тоже стремился писать «свою природу». Визитной

Другой ученик Венецианова, Григорий Сорока, тоже стремился писать «свою природу». Визитной

карточкой художника стала картина «Рыбаки». Работа очень тихая по настроению и сбалансированная по композиции. В ней легко увидеть поэзию пейзажа: озеро рифмуется с небом, тени — с бликами, мальчишки в лодке и на берегу. Весло, опущенное в воду, не дает всплеска, чтобы не распугать рыбу. Это не просто вид в селе Спасское, а некое идеальное представление окружающего мира. Такими были и другие пейзажи художника.
Григорий Сорока оставался крепостным вплоть до отмены крепостного права. Венецианов так и не смог уговорить хозяина отпустить талантливого юношу на волю, чтобы тот мог обучаться в Академии художеств. После 1861 года, когда крепостное право отменили, Сорока стал крестьянским активистом, попал под арест, был бит, а после повесился. Другие подробности его биографии неизвестны, работ сохранилось немного.
Слайд 23

Григорий Сорока, Рыбаки. Вид в Спасском, 1840

Григорий Сорока, Рыбаки. Вид в Спасском, 1840

Слайд 24

Григорий Сорока, Вид на усадьбу «Островки», 1830-1840

Григорий Сорока, Вид на усадьбу «Островки», 1830-1840

Слайд 25

Григорий Сорока, Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии, 1840

Григорий Сорока, Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии, 1840

Слайд 26

РОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕЙЗАЖА Вторую половину века 19 века— условно говоря, передвижнический

РОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕЙЗАЖА

Вторую половину века 19 века— условно говоря, передвижнический период

в истории отечественного искусства — можно считать и временем настоящего рождения национального пейзажа: он становится массовым жанром и значительно расширяет свою географию и диапазон подходов. Начиная с 1870-х стали приобретать популярность долгосрочные летние выезды «на природу». Чаще всего выезжали на Волгу, но география поездок все время расширялась — и таким образом русская провинция обретала известность, ее ареалы становились различимы и для зрителей, через пейзажи открывающих для себя большую страну, и для самих художников. Гордость вызывала природа как таковая, не затронутая цивилизацией, существующая как бы независимо от человека: поля, леса и равнины.
Слайд 27

Федор Васильев, Оттепель, 1871

Федор Васильев, Оттепель, 1871

Слайд 28

Алексей Саврасов, Грачи прилетели, 1871

Алексей Саврасов, Грачи прилетели, 1871

Слайд 29

На первой передвижнической выставке 1871 года пейзажи представлены уже в некотором

На первой передвижнической выставке 1871 года пейзажи представлены уже в некотором

множестве; В 1871 году Федор Васильев написал «Оттепель», которую Павел Михайлович Третьяков немедленно приобрел для коллекции; в том же году Алексей Саврасов на этой же выставке «Грачи прилетели» (тогда картина называлась «Вот прилетели грачи»).
И в «Оттепели», и в «Грачах» время года не определено: уже не зима, еще не весна. Критик Стасов восторгался тем, как у Саврасова «зиму слышишь», другие же зрители «слышали» как раз весну. Переходное, колеблющееся состояние природы давало возможность насытить живопись тонкими атмосферными рефлексами, сделать ее динамичной.
Слайд 30

У Васильева в пейзаже показано безвременье, унылое и безнадежное. Пространство лишено

У Васильева в пейзаже показано безвременье, унылое и безнадежное. Пространство лишено

пейзажных координат, если не считать таковыми убогие заснеженные избы, древесный хлам, увязающий в слякоти, да покосившиеся деревья на горизонте. Оно панорамное, но придавленное серым небом, не заслуживающее света и цвета, — простор, в котором нет порядка.
Иное у Саврасова. «Русское» означает «бедное», неказистое: «скудная природа», как у Тютчева. Но тот же Тютчев, воспевая «край родной долготерпенья», писал: «Не поймет и не заметит. Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит. В наготе твоей смиренной», — и в «Грачах» этот тайный свет есть. Небо занимает половину холста, и отсюда идет на землю вполне романтический «небесный луч», освещая стену храма, забор, воду пруда, — он знаменует первые шаги весны и дарит пейзажу его эмоционально-лирическую окраску. Впрочем, и у Васильева оттепель обещает весну.
Слайд 31

ФЕДОР ВАСИЛЬЕВ Нам уже всем знакомы такие имена русских пейзажистов, как

ФЕДОР ВАСИЛЬЕВ

Нам уже всем знакомы такие имена русских пейзажистов, как

Иссак Левитан, Иван Шишкин, Василий Поленов, Алексей Саврасов. Но, к сожалению не всем известен русский пейзажист - Федор Васильев. Его творческими способностями восхищались Крамской и Шишкин.. К большому сожалению, художник прожил очень мало времени, всего 23 года.. Но даже те работы, которые остались после него. Говорят об его безусловном живописном таланте художника пейзажиста. И именно на его биографии хотела бы остановиться чуть поподробнее.
Слайд 32

Федор Васильев, Мокрый луг, 1872

Федор Васильев, Мокрый луг, 1872

Слайд 33

Федор Васильев (22 февраля 1850 — 06 октября 1873) родился в

Федор Васильев (22 февраля 1850 — 06 октября 1873) родился в

Гатчине. Его отец, Александр Васильев, работал помощником учителя в Гатчинском сиротском приюте. Он жил вместе с Ольгой Полынцевой, однако их брак в церкви зарегистрирован не был. Будущий художник стал вторым ребенком: в семье уже подрастала старшая дочь Евгения.
Заработок отца был небольшим: денег катастрофически не хватало. Чтобы помочь семье, Федор Васильев в 12 лет уже устроился работать в почтовое отделение. Сначала рассыльным, потом — помощником писца. Каждую свободную минуту Васильев писал, чаще всего пейзажи.
Он мечтал стать художником и несколько раз собирался бросить работу на почте. Отец же считал живопись неприбыльной и отговаривал сына. Однако Фёдор Васильев устроился в мастерскую реставратора картин Петра Соколова, а вскоре поступил в вечернюю рисовальную школу Общества поощрения художников.
Слайд 34

Федор Васильев, Перед грозой, 1869

Федор Васильев,  Перед грозой, 1869

Слайд 35

Федор Васильев, Пейзаж с облаками, 1873

Федор Васильев, Пейзаж с облаками, 1873

Слайд 36

В 1865 году умер отец, и начинающий художник стал главой семьи:

 В 1865 году умер отец, и начинающий художник стал главой семьи:

ему нужно было обеспечивать мать, старшую сестру и двух братьев. Большую часть времени Васильев проводил в мастерской, где брался за любую работу. Однако занятия в школе Общества поощрения художников он не бросил.
Именно там, в 1866 году Федор Васильев познакомился с Иваном Шишкиным. Известный мастер сразу же обратил внимание на его работы и решил познакомить молодого живописца с членами Артели художников — независимого творческого объединения. Оно возникло после «Бунта четырнадцати», когда 14 лучших выпускников Академии художеств отказались писать картины на заданные темы и потребовали права самостоятельно выбирать сюжеты. Лидером кружка был Иван Крамской.
Федор Васильев учился у Шишкина как работать со светом, продумывать композицию и точно передавать детали. Их отношения быстро переросли в дружбу. В 1867 году мастер взял Васильева в поездку на остров Валаам.
Слайд 37

Федор Васильев, После грозы, 1868

Федор Васильев,
После грозы,
1868

Слайд 38

Федор Васильев, Чебоксары, 1870

Федор Васильев, Чебоксары, 1870

Слайд 39

Федор Васильев, После дождя. Проселок, 1867-1869

Федор Васильев, После дождя. Проселок, 1867-1869

Слайд 40

Илья Репин в книге «Далекое близкое» писал: «Это был феноменальный юноша.

Илья Репин в книге «Далекое близкое» писал: «Это был феноменальный юноша.

Крамской его обожал, не мог на него нарадоваться и в его отсутствие беспрестанно говорил только о Васильеве. Легким мячиком он скакал между Шишкиным и Крамским, и оба эти его учителя полнели от восхищения гениальным мальчиком».
Лето 1868 года Федор Васильев провел в деревне Константиновка под Петербургом, где вместе с сестрой жил у родных. За город живописец пригласил погостить и Ивана Шишкина. Художники много рисовали с натуры: всего за несколько месяцев Васильев написал картины «Деревня», «После грозы», «Перед дождем» и «Возвращение стада». В деревне Шишкин влюбился в сестру молодого художника, Евгению Васильеву. Вскоре они поженились.
Слайд 41

Федор Васильев, В Крымских горах, 1873

Федор Васильев,
В Крымских горах, 1873

Слайд 42

Федор Васильев, На острове Валааме, 1869

Федор Васильев, На острове Валааме, 1869

Слайд 43

За картину «Возвращение стада» Федор Васильев получил первую премию на конкурсе

За картину «Возвращение стада» Федор Васильев получил первую премию на конкурсе

Общества поощрения художников — 400 рублей. И сразу же потратил их на модный костюм, цилиндр и перчатки лимонного цвета. Репин вспоминал: «И что удивительно: человек бедный, а одет всегда по моде, с иголочки; случайно, кое-как образованный, он казался и по терминологии и по манерам не ниже любого лицеиста; не зная языков, он умел кстати вклеить французское, латинское или смешное немецкое словечко; не имея у себя дома музыкального инструмента, он мог разбирать с листа ноты». Федор Васильев стал известным столичным художником: он часто принимал приглашения на балы и вечера.
Федор Васильев писал леса, деревни, проселочные дороги — всего за 1869 год он начал около 30 картин. Некоторые из них пейзажист заканчивал уже в Петербурге. Весной 1871 года Васильев закончил картину «Оттепель». Художник писал произведение с натуры: разъезженная дорога, проталины, усталые путники. Полотно выставили на конкурсе Общества поощрения художников. Это был большой успех.
Слайд 44

Федор Васильев, Возвращение стада, 1868

Федор Васильев, Возвращение стада, 1868