Щелкунчик. Балет

Содержание

Слайд 2

Балет сочинялся Чайковским по заказу И. А. Всеволожского, по намёткам которого

Балет сочинялся Чайковским по заказу И. А. Всеволожского,
по намёткам которого

был разработан подробный сценарный план Петипа.
Хотя сюжет Гофмана сам
по себе привлекал
композитора, многое
в том, как он оказался
истолкован авторами
балетного сценария,
вызывало у него
решительный протест.
Слайд 3

Слайд 4

Основой либретто стала сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Основой либретто
стала сказка
Эрнста Теодора
Амадея Гофмана
«Щелкунчик
и мышиный король»

Слайд 5

В литературной обработке Александра Дюма.

В литературной обработке Александра Дюма.

Слайд 6

Эскизы И. Всеволожского

Эскизы И. Всеволожского

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Лев Ивáнович Ивáнов (1834—1901) Второй штатный балетмейстер Мариинского театра осуществил постановку

Лев Ивáнович Ивáнов
(1834—1901)
Второй штатный балетмейстер
Мариинского театра осуществил
постановку нового

балета
в соответствии со сценарным
планом Мариуса Петипа,
который не смог сам поставить
задуманное.
Слайд 11

Премьера - 18 декабря 1892 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург. Роли Клары

Премьера - 18 декабря 1892 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург.
Роли Клары
и

Фрица
исполняли
дети,
учащиеся
Петербургского
Императорского
Театрального
училища:
Клара — Станислава Белинская,
Фриц — Василий Стуколкин.
Слайд 12

Другие исполнители: Дроссельмейер — Тимофей Стуколкин Щелкунчик — Сергей Легат

Другие исполнители:
Дроссельмейер — Тимофей Стуколкин

Щелкунчик —
Сергей Легат

Слайд 13

фея Драже — Антониетта Дель-Эра, знаменитая итальянская балерина – виртуозка.

фея Драже — Антониетта
Дель-Эра, знаменитая итальянская балерина – виртуозка.

Слайд 14

принц Оршад — Павел Гердт

принц Оршад —
Павел Гердт

Слайд 15

Темы детства и смерти, красоты нравственного подвига и предательства – вот основные образные сферы музыки Чайковского.

Темы детства и смерти, красоты нравственного подвига и предательства – вот

основные образные сферы музыки Чайковского.
Слайд 16

Философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебств в сюжете.

Философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебств

в сюжете.
Слайд 17

Из всей постановки Льва Иванова до наших дней сохранился замечательный Вальс

Из всей постановки Льва Иванова до наших дней сохранился замечательный Вальс

Снежных хлопьев , который считается непревзойденной вершиной массовых танцев в «Щелкунчике».
Слайд 18

Вариация Феи Драже, более интересная, чем партия Клары, поскольку партию Клары

Вариация Феи Драже, более интересная, чем партия Клары, поскольку партию Клары

исполняла ученица Императорского училища.
Именно поэтому «взрослая» партия Феи Драже была притягательнее для балерин.
Слайд 19

… поиски гармонии между музыкой Чайковского и сюжетом в XX веке

… поиски гармонии между музыкой Чайковского и сюжетом в XX веке

привели к множеству трактовок этой, казалось бы простой и ясной сказки.
Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

1919 год - Москва, Александр Горский. Объединил партии Феи Драже и

1919 год - Москва,
Александр Горский.
Объединил партии Феи Драже и Клары.
Клару

и Принца стали исполнять взрослые танцовщики,
Добавилась возможность влюбленности между этими персонажами, которой не было в первой версии балета.
Слайд 23

1934 год - Мариинский театр, Василий Вайнонен. На данный момент считается

1934 год - Мариинский театр,
Василий Вайнонен.
На данный момент считается
классической

версией балета (до сих пор идет в Мариинском театре)
Вайнонен сохранил вариант
взрослых Принца и Маши
(уже не Клары) Горского,
расширил роль Дроссельмейера,
и устранил открытый финал
балета, объяснив,
что Машины фантазии
были всего лишь сном.
В нашем театре поставлена именно
эта версия старинного балета.
Слайд 24

1966 год - Большой театр, Юрий Григорович. До сих пор смотрится

1966 год - Большой театр,
Юрий Григорович.
До сих пор смотрится современным

произведением. Григорович хоть и сделал волшебную сказку, но придал этой версии философскую окраску: возможно ли найти идеальное счастье в этом мире?

Юрий Григорович поставил рождественскую историю, в которой главным подарком были не марципаны, а волшебно ускоренный процесс превращения ребёнка-девочки в молодую женщину.

Слайд 25

Главная женская роль в этой постановке стала одной из выдающихся партий Екатерины Максимовой.

Главная женская роль в этой
постановке стала одной
из выдающихся партий


Екатерины Максимовой.
Слайд 26

12 февраля 2001 – Петербург , Мариинский театр. Балетмейстер - Кирилл

12 февраля 2001 – Петербург , Мариинский театр.
Балетмейстер - Кирилл Симонов,


Музыкальный руководитель и дирижёр - Валерий Гергиев, художник и автор идеи - Михаил Шемякин.
Самая радикальная постановка из всех, бытовавших на сцене Мариинского театра, приблизившая балет к его литературному первоистоку - к миру гофмановских фантазий.
Слайд 27

1991 год – Англия, Мэтью Боурн берётся за «Щелкунчика» с привычной

1991 год – Англия, Мэтью Боурн берётся за «Щелкунчика»
с привычной

дерзостью.
История детского дома, поставленная в театре Сэдлерс-Уэллс.
Канун Рождества в приюте доктора Дросса для беспризорных детей - Щелкунчик в виде робота вторгается к детям в рождественскую ночь и крушит стены приюта.
Слайд 28

В XX веке внимание к музыке Чайковского в хореографии приводит к

В XX веке внимание к музыке Чайковского в хореографии приводит к

новому уровню отношения балета к его музыкальному сопровождению. Музыка не диктуется хореографией и не зависит от сюжета, наоборот - сюжет готов в любой момент измениться в зависимости от музыки.