Современное музееведение. Инсталляция

Содержание

Слайд 2

Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) объёмно-пространственная композиция из разнообразных

Инсталляция

(англ. installation — установка, размещение, монтаж)
объёмно-пространственная композиция из разнообразных реальных

предметов, объединённых единым художественным замыслом.
Вещь в инсталляции утрачивает свои первичные функции и волеизъявлением художника, размещающего ее в новом контексте, обретает новый смысл и назначение, делающий даже самое обычный, тиражный объект уникальным на время существования инсталляции:
«Все объекты, расположенные в пространстве инсталляции, – оригиналы, даже когда (и именно когда) они циркулируют за пределами инсталляции как копии»
Слайд 3

Самыми древними предшественниками инсталляции можно считать различные сооружения алтарного типа внутри культовых помещений

Самыми древними предшественниками инсталляции можно считать различные сооружения алтарного типа внутри

культовых помещений
Слайд 4

Ready-made и Марсе́ль Дюша́н художественным объект делает лишь воля и подпись

Ready-made и Марсе́ль Дюша́н

художественным объект делает лишь воля и подпись автора,

контекст выставки или музея

Фонтан, 1917

«Велосипедное колесо», 1913. 

Слайд 5

Первые инсталляции делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо»

Первые инсталляции делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан»

(1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета.
Заслуга Дюшана в том, что он подверг сомнению ранее очевидные вещи: 
1. Что произведение должно быть сделано руками художника. 
2. Что конечный продукт творчества – это собственно тот самый материальный объект, который сделал художник. Вместе с писсуаром Дюшан фактически выставил идею, что художественный акт – это не картина маслом, а те сложные процессы в голове и душе художника, которые этому предшествуют. Опровержение старого и очевидного и расширение тем самым границ искусства – вот в чем гениальность дадаиста Дюшана.
В следующие три десятилетия мировое искусство несколько отвлеклось на сюрреализм, неоакадемизм, и абстрактный экспрессионизм. И лишь в 50-е годы, когда поп-арт реанимировал реди мейд, «Фонтан» обрел мировую славу. По заказу музеев Дюшан сделал несколько авторских повторов своего писсуара. Еще некоторое количество подписанных экземпляров были проданы частным коллекционерам. До прошлого года считалось, что таких авторских реплик в мире существует 15. Но недавно выяснилось, что еще 4 писсуара претендуют на подлинность подписи Дюшана.
Слайд 6

Первая инсталляция в России появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром

Первая инсталляция в России появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром и Меламидом, — квартира, заполненная

символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).
Слайд 7

Инсталляции можно подразделить на три основных типа: сюжетно-повествовательный; объектно-предметный (имитации научных

Инсталляции можно подразделить на три основных типа:

сюжетно-повествовательный;
объектно-предметный (имитации научных лабораторий,

реальных и псевдо-реальных бытовых и музейных интерьеров);
визуально-визионерский (делает акцент на созерцание некоего изображения или сооружения; это инсталляции, которые в основном связаны с использованием газет и рисованных изображений).
Слайд 8

Особенности инсталляций

Особенности инсталляций

Слайд 9

1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей

1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей

Слайд 10

Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок

Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил

валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.
Слайд 11

2. Инсталляция — это соединение различных искусств Кроме изобразительного искусства, всегда

2. Инсталляция — это соединение различных искусств

Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной

точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.
Слайд 12

3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем Вытекающее из предыдущего

3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем

Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда

напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.
Слайд 13

4. Инсталляция должна находиться в музее Иногда именно музей делает из

4. Инсталляция должна находиться в музее

Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому

одно из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию.
Дмитрий Пригов пишет об этом:
«Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на организацию интерьерного пространства».
Слайд 14

Эта знаменитая скульптура Чена Венлинга, расположенная в Пекине, изображает Уолл Стрит.

Эта знаменитая скульптура Чена Венлинга, расположенная в Пекине, изображает Уолл Стрит.

Человек, поднятый быком — Бернард Мэддоф, осужденный на 150 лет тюрьмы за самую большую финансовую аферу в истории США.
Слайд 15

Точнее, в обозначенном пространстве

Точнее, в обозначенном пространстве

Слайд 16

Слайд 17

5. Инсталляция — это не скульптура Скульптура представляет собой сооружение (фигуру,

5. Инсталляция — это не скульптура

Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет

объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.
Слайд 18

Скульптурная инсталляция

Скульптурная инсталляция

Слайд 19

6. Инсталляция мало живет и почти не хранится Чаще всего музеи

6. Инсталляция мало живет и почти не хранится

Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию

в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.
Слайд 20

7. Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры

7. Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры

Слайд 21

Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создание интерьерного пространства.

Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент

на создание интерьерного пространства.
Слайд 22

«В нашем дворе» Инсталляция Рашида Джонсона

«В нашем дворе» Инсталляция Рашида Джонсона

Слайд 23

Описывая свою работу как некий «мозг», художник обращается одновременно к «высокой»

Описывая свою работу как некий «мозг», художник обращается одновременно к «высокой»

и «популярной» культуре.
Среди его источников — трехмерные конструкции минималиста Сола Левитта, масло семян ши (известное косметическое средство, изготовляемое в Африке), Московский ботанический сад, книги У. Э. Б. Дюбуа, Джеймса Болдуина и Франца Фанона, ряд фильмов — «Рокки IV», «Манхэттен» Вуди Аллена, «8 1/2» Феллини и «В нашем дворе» Оскара Мишо (немой фильм 1920 года, которому инсталляция Джонсона обязана также своим названием).
Вместе эти разнородные компоненты образуют своего рода поток сознания, открывающий различные точки зрения на культурные символы и артефакты. Преодолевая расхожие клише класса, нации и расы, скульптура предлагает зрителю довериться своей интуиции и ощущению родства.
Слайд 24

«Утилизация»

«Утилизация»

Слайд 25

«Ключ в руки»

«Ключ в руки»

Слайд 26

Una Lumino "Anmopispl avearium cirripedia uram"

Una Lumino "Anmopispl avearium cirripedia uram"

Слайд 27

Ограничения применения метода инсталяции в музее Темпоральность пренебрежение подлинностью предпочтение, отдаваемое вторичным материалам

Ограничения применения метода инсталяции в музее

Темпоральность
пренебрежение подлинностью
предпочтение, отдаваемое вторичным материалам

Слайд 28

Музейные инсталляции Метод построения современной экспозиции, основывающийся на «динамизме авторской интерпретации

Музейные инсталляции

Метод построения современной экспозиции, основывающийся на «динамизме авторской интерпретации экспозиционной

темы… сценографическом построении музейной среды» приближает ее к «назначающему жесту», создающему инсталляцию.
Слайд 29

Инсталляция "Время и Свет" выполнена благодаря 80 000 подвешенным часовым механизмам

Инсталляция "Время и Свет"

выполнена благодаря 80 000 подвешенным часовым механизмам

Слайд 30

Экспозиционирование предметов исторической повседневности Интересными и наиболее адекватными для создания инсталляций

Экспозиционирование предметов исторической повседневности

Интересными и наиболее адекватными для создания инсталляций представляются

предметы исторической повседневности, артефакты материальной культуры прошлого, сохраняемые музеем, но отнюдь не уникальные произведения и шедевры. Использование метода инсталляции при экспонировании рядовых предметов может стать и становится экспериментальной лабораторией, в которой раскрывается полифония сохраняемых ими смыслов.
Слайд 31