Суровый стиль. История рождения стиля. Творчество В.Е. Попкова. Проявления сурового стиля в искусстве Сибири

Содержание

Слайд 2

Суро́вый стиль — одно из течений в живописи, возникшее в конце

Суро́вый стиль — одно из течений в живописи, возникшее в конце 1950-х — начале 60-х годов. Термин

«суровый стиль» был введён критиками (в частности, А. А. Каменским) прежде всего по отношению к работам художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников.
Начало возникновения "сурового стиля" не совпадает с концом сталинской эпохи. Ему предшествует лирический "импрессионизм" – искусство "оттепели" 1953-1957 годов, своего рода переходного периода, связанного с именем не столько Хрущева, сколько Маленкова. Но искусство "оттепели" в живописи не просто промежуточное явление; это феномен, в известном смысле противостоящий "суровому стилю".

Оссовский Петр Павлович
 «Три поколения», 1959

Слайд 3

История Основным источником «сурового стиля» было изобразительное искусство СССР 20-х годов,

История

Основным источником «сурового стиля» было изобразительное искусство СССР 20-х годов, то есть досталинского

периода, творчество П. П. Кончаловского, Г. Г. Нисского, А. А. Дейнеки, а также А. А. Осмёркина, А. Лентулова и др.

Дейнека А. А.
«Пионер», 1934

Нисский Г. Г.
«На путях. Май», 1933

Кончаловский П.П.
«Сухие краски», 1913

Слайд 4

Так же «вдохновителями» для «сурового стиля» были итальянский неореализм в живописи

Так же «вдохновителями» для «сурового стиля» были итальянский неореализм в живописи

и кино, а также мексиканский монументализм (мурализм).

Ренато Гуттузо
«Распятие», 1941

Хосе Ороско
«Христос, разрушающий свой крест», 1943

Слайд 5

Ранний – героический – "суровый стиль" принципиально противопоставлен созданному сталинским искусством

Ранний – героический – "суровый стиль" принципиально противопоставлен созданному сталинским искусством

(и завершающим его искусством "оттепели") миру счастливой беззаботности, силы и красоты как системе осознанной и целенаправленной "лжи". Поэтому первым возникает именно культ "суровой" – то есть лишенной всяких иллюзий, бескомпромиссной и беспощадной – "правды" о человеке, истории и даже природе.
Слайд 6

Сюжеты раннего "сурового стиля" построены на своеобразном понимании героизма – не

Сюжеты раннего "сурового стиля" построены на своеобразном понимании героизма – не

признающем героической позы и телесного совершенства (могучих плеч пролетарских циклопов сталинской эпохи). Его героизм предполагает скорее замкнутость, спокойствие, молчаливую усталость («Строители Братска» Попкова, «Полярники» братьев Смолиных) – за которыми скрыто внутреннее напряжение, вызванное необходимостью скорее нравственного, чем физического усилия. Здесь еще нет принципиального противопоставления сильного духа и слабого или уставшего тела; но акцент уже смещен со стороны силы в сторону воли.

Попков В. Е.
«Строители Братска», 1960

Братья Смолины
«Полярники», 1961

Слайд 7

Герой "сурового стиля" – это в первую очередь "просто человек" вне

Герой "сурового стиля" – это в первую очередь "просто человек" вне

социальной иерархии, вне специальных различий внешности, возраста и пола, не знающий разделения на публичное и приватное, не признающий противопоставления "высокого" и "низкого“. Это стремление к целостности говорит о типологическом отличии "сурового стиля" от предыдущей культурной парадигмы.

Андронов Н.Н.
«Плотогоны», 1958—1961

Слайд 8

Труд, главная тема раннего "сурового стиля", по отношению к герою понимается

Труд, главная тема раннего "сурового стиля", по отношению к герою понимается

как миссионерское призвание, как подвижническое самопреодоление, протестантская мирская аскеза. Понятно в этом контексте и отсутствие развитого культа спорта и атлетического идеала по образцу 20-х и начала 30-х. Именно этот иконоборческий отказ от внешней физической красоты и демонстративное, иногда почти отталкивающее внешнее уродство были одной из главных причин обвинений авторов "сурового стиля" в "искажении" и "очернении образа советского человека".

Дейнека А.А.
«Бег», 1932 (сверху)
«Мальчики, выбегающие из воды.», 1930 – 1935 (снизу)

Слайд 9

Мастера Основными представителями «сурового стиля» были: Оссовский Петр Павлович (1925 –

Мастера

Основными представителями «сурового стиля» были:
Оссовский Петр Павлович (1925 – 2015)
Андронов Николай Иванович

(1929 – 1998) 
Коржев Гелий Михайлович (1925 – 2012)
Никонов Павел Фёдорович (р. 1930)
Попков Виктор Ефимович (1932 – 1974)
Салахов Таир Теймур оглы (р. 1928)
Александр (1927-1994) и Пётр (1930-2002) Смолины 
Обросов Игорь Павлович (1930 – 2010)
Иванов Виктор Иванович (р. 1924)
Слайд 10

Мастера «сурового стиля» Иванов Виктор Иванович (р. 1924) «Семья. 1945 год»,

Мастера «сурового стиля» Иванов Виктор Иванович (р. 1924)

«Семья. 1945 год», 1958-64

«Полдник», 1963-1966.

«Молодая мать»,

1964 

«В годы войны», 1958-1967

«Рязанские луга», 1962-1967

Слайд 11

Оссовский Петр Павлович (1925 – 2015) «Три поколения», 1967 «Велосипедисты», 1959

Оссовский Петр Павлович (1925 – 2015)

 «Три поколения», 1967

«Велосипедисты», 1959

«Сибирячка», 1966

«Рыбаки псковского озера»,

1967

«Возвращение домой», 1969

Слайд 12

Коржев Гелий Михайлович (1925 – 2012) «Поднимающий знамя», 1957 «Проводы», 1967 «Старые раны», 1967 «МАТЬ», 1962

Коржев Гелий Михайлович (1925 – 2012)

«Поднимающий знамя», 1957

«Проводы», 1967

«Старые раны», 1967 

«МАТЬ», 1962

Слайд 13

Салахов Таир Теймур оглы (р. 1928) «Портрет композитора Кара Караева», 1960

Салахов Таир Теймур оглы (р. 1928)

«Портрет композитора Кара Караева», 1960

«Тебе, Человечество», 1961


«Нефтяник», 1959

«Ремонтники», 1960

«Ремонтники» 1960

Слайд 14

Андронов Николай Иванович (1929 – 1998) «Плотогоны», 1960-61 «Монтажник»,1958 «Проводы», 1965-97 «Проводы», 1967

Андронов Николай Иванович (1929 – 1998)

«Плотогоны», 1960-61

«Монтажник»,1958

«Проводы», 1965-97

«Проводы», 1967

Слайд 15

Александр Александрович (1927-1994) и Пётр Александрович (1930-2002) Смолины «Зверобои», 1961 «Полярники»,

Александр Александрович (1927-1994) и Пётр Александрович (1930-2002) Смолины

«Зверобои», 1961

«Полярники», 1961

А.А. Смолин,
«Таджикистан. Застава»,

1962

«На границе», 1963

«Стачка. 1905 год», 1964

Слайд 16

Обросов Игорь Павлович (1930 – 2010) «Москва. Новые кварталы», 1962 «Москва.

Обросов Игорь Павлович (1930 – 2010)

«Москва. Новые кварталы», 1962

«Москва. Эстафета на

проспекте Мира», 1963

«Мальчиш-Кибальчиш», 1963 

«Мать и отец. Ожидание 1937 г.», 1967

«В ожидании ареста», 1967

Слайд 17

Никонов Павел Фёдорович (р. 1930) «Наши будни», 1960 «Геологи», 1962 «Штаб

Никонов Павел Фёдорович (р. 1930)

«Наши будни», 1960

«Геологи», 1962

«Штаб октября», 1966

«Мясная лавка», 1968

«Северная

деревня»,
1969
Слайд 18

Виктор Ефимович Попков родился 9 марта 1932 года в Москве в

Виктор Ефимович Попков родился 9 марта 1932 года в Москве в семье рабочего. Учился в Художественно-графическом

педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Пришел в советскую живопись в конце 1950-х годов. Он выделялся даже среди художников своего специфического круга гражданственной, творческой активностью. Его творчество отличается вечным беспокойством, отсутствием благополучия, самоудовлетворенности.
Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Посетил Иркутск, Братск и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты.

Творчество Попкова В. Е.

Слайд 19

Самым значительным этапом в его творчестве стали середина и конец 1960-х

Самым значительным этапом в его творчестве стали середина и конец 1960-х

годов. В 1960 написана его известная «Строители Братска»(1) . Теме единения людей в труде посвящена картина «Бригада отдыхает»(2) (1965), идее любви — «Двое»(3) (1966), «Лето. Июль» (1969), «Мой день»(4) (1968).

1.

2.

3.

4.

Слайд 20

Значительной серией в творчестве Попкова стал цикл, посвященный вдовам-солдаткам: триптих «Ой,

Значительной серией в творчестве Попкова стал цикл, посвященный вдовам-солдаткам: триптих «Ой,

как всех мужей побрали на войну» («Воспоминания» (1), «Одна» (2), «Северная песня» (3), 1966—1968), написанный экспрессивно.

1.

2.

3.

Слайд 21

«Суровый стиль» в Сибири Мощное в содержательном и формальном отношении искусство

«Суровый стиль» в Сибири

Мощное в содержательном и формальном отношении искусство «сурового

стиля» в Сибири появилось с запозданием, преимущественно во второй половине 1960-х гг. Новая тенденция была подхвачена художниками Западной Сибири. На областных и краевых выставках появились работы, выполненные в рамках «сурового стиля». Работы Г.Ф. Борунова, В.Ф. Добровольского, И.Р. Рудзите, Л.Р. Цесюлевича, А.С. Тришина, А.А. Шумилкина, К.Г. Залозного, Г.Н. Завьялова, Ю.И. Худоногова, Н.М. Брюханова, Г.А. Штабнова и других молодых живописцев становились центром экспозиций, вокруг которых разворачивались бурные дискуссии.
Таким образом, «суровый стиль» был основной тенденцией развития сибирской живописи во второй половине 1950-х — начале 1970-х гг., привнесшей значительные изменения в образную и пластическую структуру творчества сибирских мастеров и оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие живописи в регионе

Г.Ф. Борунов
«Хозяева земли», 1959

Слайд 22

Наиболее ярко «суровый стиль» проявился в сибирской сюжетно-тематической картине. В решении

Наиболее ярко «суровый стиль» проявился в сибирской сюжетно-тематической картине. В решении

произведений данного жанра отчётливо проявилась важная тенденция - стремлений молодых живописцев к творческой самостоятельности, умение ставить серьёзные задачи и решать их в масштабных, значительных произведениях. Сибирские художники «сурового стиля» создали большое количество портретов своих современников - образов цельных, мужественных и суровых.
Основным пространством развития «сурового стиля» в сибирском пейзаже стал пейзаж индустриальный. Пафос освоения природы, гимн человеку -созидателю - его основная идея.

Г.А. Штабнов
«Земля людей», 1967

Слайд 23

«Суровый стиль» не был локальным явлением в сибирской живописи 1960-х -

«Суровый стиль» не был локальным явлением в сибирской живописи 1960-х -

начала 1970-х гг. Невозможно всё изобразительное искусство региона в исследуемый нами период свести к единому стилю. Однако смысл перемен наиболее последовательно отразился в творчестве мастеров «сурового стиля». Их инновационное искусство оказало несомненное влияние на искусство современников, работавших в других направлениях, а также на дальнейшее развитие сибирской живописи. Живописцы 1970-х будут свободнее в выборе творческого пути, их искусство станет более разнообразным и многоплановым. Но во многом они будут последователями предыдущей формации художников.

Г.А. Штабнов
«Пристань Мужи», 1967

Слайд 24

«Суровый стиль» был основной тенденцией развития сибирской живописи во второй половине

«Суровый стиль» был основной тенденцией развития сибирской живописи во второй половине

1950-х — начале 1970-х гг., привнесшей значительные изменения в образную и пластическую структуру творчества сибирских мастеров и оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие живописи в регионе.