Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры живописи

Содержание

Слайд 2

Илья Ефимович Репин (1844-1930) - русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств

Илья Ефимович Репин (1844-1930) - русский живописец, педагог, профессор, действительный член

Императорской Академии художеств
Слайд 3

Илья Ефимович Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану 1878–1891

Илья Ефимович Репин
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
1878–1891

Слайд 4

Эту картину Репин писал тринадцать лет. (6-16 июня 1888 г.) художник

Эту картину Репин писал тринадцать лет.
(6-16 июня 1888 г.)

художник приехал на Кубань. В станице Пашковской нашлись типажи для картины. Чубами, усами и повадками околдовали художника жители Пашковского куреня.

И. Репин. Прокофий Лебедев-пластун. 1888

И. Репин. Василь Олешко. 1888

Слайд 5

От гнета польских помещиков-панов крестьяне убегали на юг, в степи. На


От гнета польских помещиков-панов крестьяне убегали на юг, в степи.

На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожская Сечь, а себя запорожскими казаками.
Слайд 6

«Запорожцы» Илья Репин писал основываясь на исторических событиях 1676 года. Призывая

«Запорожцы» Илья Репин писал основываясь на исторических событиях 1676 года. Призывая

казачье войско сдаться, турецкий султан Махмуд IV послал им официальное письмо. По правилам официальной переписки того времени, Махмуд в начале письма привёл огромный список своих званий и регалий. Это напыщенное послание с предложением сдаться без боя очень развеселило казаков, и они решили написать свой язвительный ответ турецкому султану.
Слайд 7

На картине не изображено движения как такового, но она проникнута динамизмом,

На картине не изображено движения как такового, но она проникнута динамизмом,

композиция очень уравновешена. На переднем плане художник изобразил казаков, которые собрались за грубо сколоченным столом.
Слайд 8

Репин попытался раздвинуть рамки картины, изобразив фигуры некоторых казаков не полностью,

Репин попытался раздвинуть рамки картины, изобразив фигуры некоторых казаков не полностью,

срезав их. На заднем плане изображены палатки и горящие костры — там находится лагерь казаков.
Слайд 9

Репин не стал выделять главного героя, каждый запорожец по-своему колоритен. Фигуру

Репин не стал выделять главного героя, каждый запорожец по-своему колоритен. Фигуру

каждого казака Репин вырисовывал с особой тщательностью, добиваясь портретного сходства каждого персонажа картины.
Слайд 10

На полотне царит весёлая, дружная атмосфера. От души хохочут казаки, выискивая

На полотне царит весёлая, дружная атмосфера. От души хохочут казаки, выискивая

подходящие фразы и слова для ответа! Громкие звания и напыщенные фразы не имеют для них никакого значения, большее значение для них имеет удаль на поле боя.
Слайд 11

Наперебой подсказывают казаки улыбающемуся писарю, который, хитро улыбаясь, выводит на бумаге

Наперебой подсказывают казаки улыбающемуся писарю, который, хитро улыбаясь, выводит на бумаге

меткие словечки. Каждый персонаж картины буквально светится уверенностью, силой и удалью, видно, что все они — сплоченная сила. В этом и заключается мощь и непобедимость товарищества казаков.
Слайд 12

Год написания картины: 1891. Размеры картины: 217 x 361 см. Материал:

Год написания картины: 1891. Размеры картины: 217 x 361 см. Материал: холст. Техника написания:

масло. Жанр: историческая живопись. Стиль: реализм. Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия. 
Слайд 13

«Не ждали»

«Не ждали»

Слайд 14

Картину «Не ждали» Репин написал в 1884-1888 гг. Сейчас она находится в собрании Третьяковской галереи Москвы.

Картину «Не ждали» Репин написал в 1884-1888 гг. Сейчас она находится

в собрании Третьяковской галереи Москвы.
Слайд 15

С холста на нас взирает семья, которая уже и не чаяла

С холста на нас взирает семья, которая уже и не чаяла

возвращения одного из своих членов, а он неожиданно для них вернулся. Отбывший ссылку революционер, верный своим идеям, пришел домой. Он стоит посреди комнаты, ожидая того, как он будет принят родными, которые немало пережили из-за него.
Слайд 16

На холсте И.Е. Репина и изумленная старушка-мать, изможденная переживаниями за сына

На холсте И.Е. Репина и изумленная старушка-мать, изможденная переживаниями за сына

и бессонными ночами в молитвах о нем. Художник показал ее спиной к зрителю, но и без того ясно, что это сгорбленная старушка в черном одеянии с седыми волосами пережила немало.
Слайд 17

В образе супруги одновременно отразилась целая гамма чувств: растерянность, испуг, восторг, готовность расплакаться от неожиданного счастья.

В образе супруги одновременно отразилась целая гамма чувств: растерянность, испуг, восторг,

готовность расплакаться от неожиданного счастья.
Слайд 18

Дети же принимают возвращение отца по-разному: сын готов броситься ему на

Дети же принимают возвращение отца по-разному: сын готов броситься ему на

шею, а вот его младшая сестренка смотрит на отца настороженно. Вероятно, потому, что не помнит его.
Слайд 19

Однако все эти люди, словно, застыли в оцепенении, не веря своим

Однако все эти люди, словно, застыли в оцепенении, не веря своим

глазам, что снова видят дорогого им человека и потому медлят с объятиями и иными выражениями чувств.
Слайд 20

Картина была принята обществом по-разному, ибо отголоски выстрелов в Александра Второго

Картина была принята обществом по-разному, ибо отголоски выстрелов в Александра Второго

еще звучали в сердцах его подданных, но так же многие современники художника приходили к выводу, что необходимость перемен России все же нужна.
Слайд 21

1880-83 г. Техника написания: Масло, холст. Размеры картины: 175 x 280

1880-83 г. Техника написания: Масло, холст. Размеры картины: 175 x 280

см Жанр: историческая живопись. Стиль: реализм. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Слайд 22

«Крестный ход в Курской губернии»

«Крестный ход в Курской губернии»

Слайд 23

Сюжетом картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» стал крестный

Сюжетом картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» стал крестный

ход – перемещение чудодейственной иконы из одного храма в другой, сопровождающийся процессией. Однако художника интересует не священное действо, а процессия, характеры, образы.
Слайд 24

В центре толпы важно выступают сельские богачи, по краям плетутся сирые,

В центре толпы важно выступают сельские богачи, по краям плетутся сирые,

убогие, бедные. Их старательно оттесняют жандармы, восседающие на конях.
Слайд 25

Внимание привлекает также рыжеволосый священник. Одной рукой он лениво размахивает кадилом,

Внимание привлекает также рыжеволосый священник. Одной рукой он лениво размахивает кадилом,

а другой – поправляет сальные волосы. Икону несет помещица, образ которой наполнен высокомерием и отвращением к народу. Рядом семенит купец, словно ограждающий ее от простых людей.
Слайд 26

Симпатию вызывают фигуры двух прихожанок. Женщины с достоинством и смирением несут

Симпатию вызывают фигуры двух прихожанок. Женщины с достоинством и смирением несут

киот из-под иконы. Они веруют истово, искренне. Расовую разобщенность не смогла примирить даже вера, обделенным на земле, судя по всему, не приходится ждать иной участи и в небесном царстве.
Слайд 27

Чувство тоски, отчаяния вызывает молодой калека на костылях, тщетно пытающийся прорваться

Чувство тоски, отчаяния вызывает молодой калека на костылях, тщетно пытающийся прорваться

к чудодейственной иконе. Но чудо не происходит – его толкает и теснит деревенский староста. В глазах калеки вера, порыв, надежда на исцеление. Однако исцеление и защита – для богатых. Бедным же остается терпеть и смириться.
Слайд 28

Атмосферу реальности происходящего подчеркивает пейзаж: очень натуральный и какой-то пыльный, размытый.

Атмосферу реальности происходящего подчеркивает пейзаж: очень натуральный и какой-то пыльный, размытый.

Слайд 29

Произведение вызвало неоднозначную реакцию публики. Прогрессивная часть общества оценила гениальность замысла

Произведение вызвало неоднозначную реакцию публики. Прогрессивная часть общества оценила гениальность замысла

и мастерство выполнения. Однако нашлись и те, кто обвинил Репина в издевательстве над верой, осмеянии христианских ценностей.
Слайд 30

1870-73 г. Техника написания: Масло, холст. Размер картины: 131 x 281

1870-73 г. Техника написания: Масло, холст. Размер картины: 131 x 281 см.

Жанр: историческая живопись. Стиль: реализм. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Слайд 31

«Бурлаки на Волге».

«Бурлаки на Волге». 

Слайд 32

Знаменитой картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» предшествовало длительное путешествие

Знаменитой картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» предшествовало длительное путешествие

художника по Неве, Волге, знакомство с бурлаками и особенностями их жизни и, конечно, сотни эскизов. Репин не только заставляет зрителя почувствовать всю тяжесть подневольного труда бурлацкой жизни, но и раскрывает глубоко и многогранно характер каждого бурлака, могучую духовную силу, поддерживающую этих измождённых людей.
Слайд 33

Взглянув на картину в первый раз, зритель замечает лишь группку изможденных,

Взглянув на картину в первый раз, зритель замечает лишь группку изможденных,

доведенных до крайней черты бедности людей, которые в палящий зной в прямом смысле слова тянут свою лямку – тащат судно на канате.
Слайд 34

Старые и молодые, отчаявшиеся и философски спокойные – все 11 бурлаков

Старые и молодые, отчаявшиеся и философски спокойные – все 11 бурлаков

раскрываются зрителю, а вся ватага словно идет на него. Лицо и характер каждого можно разглядеть, попробовать угадать его нелегкую долю. Вот совсем юный, неопытный и нетерпеливый бурлак.
Слайд 35

Юноша взялся за дело с пылом, желая поскорее закончить работу, однако

Юноша взялся за дело с пылом, желая поскорее закончить работу, однако

не рассчитал сил и теперь еле плетется. Совсем иначе относится к работе мужчина средних лет с кучерявыми волосами. Он тянет лямку давно: уверенный шаг и плотная рубаха выдают в нем человека, знающего, как удобнее работать. Этот персонаж спокоен, сосредоточен. Ему, несомненно, нелегко, но он знает, что дорогу осилит идущий.
Слайд 36

Вся картина пронизана чувством сострадания, светлой грусти по этим несчастным людям,

Вся картина пронизана чувством сострадания, светлой грусти по этим несчастным людям,

которые ничего и не видели в своей жизни, кроме непомерной работы.
Слайд 37

Картина изможденных обедневших людей, выполняющих непосильно тяжелую работу, вызвала шквал критических

Картина изможденных обедневших людей, выполняющих непосильно тяжелую работу, вызвала шквал критических

откликов. В свое время это были, как правило, негативные отзывы критиков, поскольку сюжет и идея картины противоречили господствующей идеологии. Однако зрители оценили и полюбили композицию за искренность и сострадание.
Слайд 38

1878-1891 г. Техника написания: Масло, холст. Размер картины:217 x 361 см

1878-1891 г. Техника написания: Масло, холст. Размер картины:217 x 361 см

Жанр: историческая живопись. Стиль: реализм. Русский музей. Санкт-Петербург, Россия
Слайд 39

Проверь себя!

Проверь себя!

Слайд 40

Как называются эти картины? «Крестный ход в Курской губернии» «Не ждали»

Как называются эти картины?

«Крестный ход в Курской губернии»

«Не ждали»

Слайд 41

Сколько лет И.Е.Репин писал эту картину? Тринадцать лет.

Сколько лет И.Е.Репин писал эту картину?

Тринадцать лет.

Слайд 42

Что мы чувствуем , когда смотрим на картину «Бурлаки на Волге»?

Что мы чувствуем , когда смотрим на картину «Бурлаки на Волге»?

Глубокий

и многогранный характер каждого бурлака,
могучую духовную силу,
поддерживающую этих измождённых людей.
Слайд 43

Что лежит в основе картины? Историческое событие

Что лежит в основе картины?

Историческое событие

Слайд 44

Где сегодня хранится картина «Крестный ход в Курской губернии» Русский музей, Санкт-Петербург.

Где сегодня хранится картина «Крестный ход в Курской губернии»

Русский музей, Санкт-Петербург.