Василий Андреев (создатель и руководитель первого в России оркестра народных инструментов)

Слайд 2

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали две встречи, одна -

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали две встречи, одна -

в 1883 году в селе Марьино Вышневолоцкого уезда, где было имение Андреевых с балалаечником-самородком Антипом и потом через год - с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным. Помещик играл блестяще, виртуозно. Послушав его, Андреев заказал для себя балалайку у бежецкого мастера Антонова.

Великий музыкант-самоучка родился в семье почетного гражданина города Бежецка, купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны 3(15 по новому стилю) января 1861 года. Отец умер через год, мальчика растил отчим - Нил Николаевич Сеславин. В 1872 году семья переехала в Петербург. Мальчик рано начал тянуться к музыке. «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты», - писал Василий Васильевич в воспоминаниях.

Слайд 3

В это же время Василий Васильевич занялся усовершенствованием народных музыкальных инструментов.

В это же время Василий Васильевич занялся усовершенствованием народных музыкальных

инструментов. По чертежам Андреева петербургским мастером Ф .С. Пасербским, была создана первая хроматическая балалайка.
Затем Андреев решает создать семейство балалаек различного размера, что напоминало бы струнный квартет, где каждый инструмент издавал разный по высоте звук. И Пасербский изготавливает первую группу балалаек разных размеров: приму, альт, пикколо, бас, позднее — контрабас.
Тогда же в сознании Василия Васильевича появляется новая идея: коллективной игры на народных инструментах. Так, в 1887 году в Петербурге появился ансамбль «Кружок любителей игры на балалайках».
А в 1894 был опубликован первый сборник Андреева «Школа игры на балалайке» с предисловием «Пособие для обучения на народных инструментах», самоучитель игры на балалайке с указанием строя для балалаек (пикколо, альта, баса и контрабаса), с приложением шести пьес для этого состава: «Вдоль по Питерской», «Светит месяц ясный"», «Я не думала ни о чем в свете тужить», «Под яблонькой», «Степь Моздокская», «Ты почувствуй, дорогая».
Затем появились домры четырёх различных размеров, изготовленные мастером С. И. Налимовым.

Позднее в состав ансамбля введены щипковые гусли, духовые (брелка или жалейка — род свирели, пастушеского рожка) и ударные инструменты (накры — род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). Андреев понял: «кружок» перерос свои рамки и его надо преобразовывать в серьезный оркестр.

Слайд 4

В 1896 году «Кружок любителей игры на балалайках» переименован в «Великорусский

В 1896 году «Кружок любителей игры на балалайках» переименован в

«Великорусский оркестр», названный так Андреевым по составу народных инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии или древнему государству Московскому.
Концертные поездки Андреевского оркестра по городам Европы и Америки превратились в подлинно триумфальное шествие. Благодаря деятельности Андреева, русская народная музыка стала исполняться в крупнейших залах России и зарубежных стран. Повсюду начали появляться общества любителей игры на домрах и балалайках, а в музыкальном мире эти инструменты получили признание наравне со скрипкой и виолончелью.
Главной идеей Андреева было «соединить фрак с балалайкой», создать оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого легли бы народные русские инструменты. Таким образом, создание русского народного оркестра по сей день остается явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Андреев так организовал игру балалаек, домр, гуслей, что иностранная публика стала говорить не только об особой красочности звучания инструментов, но и об особой красоте и загадочности русской души.
«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами», − писал В.В. Андреев.