Выдающиеся иконописцы. Дионисий

Содержание

Слайд 2

Первая известная современникам работа мастера – роспись в церкви Рождества Богородицы

Первая известная современникам работа мастера – роспись в церкви Рождества Богородицы

Пафнутьево-Боровского монастыря. Впрочем, работал там молодой художник в 1467-1477 годах под началом своего учителя, некоего мастера Митрофана, о котором больше ничего не известно.
Слайд 3

Голова неизвестного святого Медальон на пелене из цокольной части декорации.

Голова неизвестного святого

Медальон на пелене из цокольной части декорации.

Слайд 4

Вероятно, при росписях проявился самостоятельный талант ученика, так что в 1481

Вероятно, при росписях проявился самостоятельный талант ученика, так что в 1481

году его пригласили в Москву для работы в Успенском соборе Московского Кремля.
Слайд 5

Эти фрески – иконы являются древнейшими житийными иконами московских святителей Святой

Эти фрески – иконы являются древнейшими житийными иконами московских святителей

Святой

митрополит Петр с житием

Святой митрополит Алексий

Слайд 6

На высоком, тонком, исчерна-зеленом кресте распято тело Христа. Пропорции его удлиненные

На высоком, тонком, исчерна-зеленом кресте распято тело Христа. Пропорции его удлиненные

и изысканные, голова небольшая. За крестом высится иерусалимская стена; на ее фоне по обе стороны креста изображены предстоящие Распятию. Над головами предстоящих – ангелы. Разнообразные оттенки желтого, лиловатого, коричневого и зеленого — сочетаются с алой киноварью двух тонов. Фон и поля золотые

Распятие (1500)

Слайд 7

Росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502) Фрески Дионисия в Соборе Рождества

Росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502)

Фрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы

представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера
Слайд 8

Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все

Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все

поверхности стен, сводов, столбов, оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены.
Слайд 9

Иконография фресок Ферапонтова собора во многом не имеет прецедента в стенной

Иконография фресок Ферапонтова собора во многом не имеет прецедента в стенной

росписи русских церквей – некоторые сюжеты появляются впервые
Слайд 10

Фрески, созданные Дионисием, следует рассматривать как неотъемлемую часть архитектуры самого Рождественского

Фрески, созданные Дионисием, следует рассматривать как неотъемлемую часть архитектуры самого Рождественского

собора. Все его внутреннее пространство — от купола и до основания — заполнено сияющей живописью.
Слайд 11

В центре собора, в куполе, изображен Христос-Вседержитель.

В центре собора, в куполе, изображен Христос-Вседержитель.

Слайд 12

На северной стороне собора на троне сидит Богородица, окруженная архангелами, а

На северной стороне собора на троне сидит Богородица, окруженная архангелами, а

у подножия трона теснятся толпы смертных, воспевающих «Царицу мира».
Слайд 13

Еще одной из отличительных особенностей фресок Дионисия является мягкость цветов и

Еще одной из отличительных особенностей фресок Дионисия является мягкость цветов и

нарядность. В изображениях преобладают белые, небесно-голубые, желтые, розовые, вишневые и светло-зеленые тона. Для фона иконописцем был использован в основном ярко-голубой цвет.
Слайд 14

Мягкие закругленные контуры одной формы повторяются в другой, все фигуры написаны

Мягкие закругленные контуры одной формы повторяются в другой, все фигуры написаны

легко и живописно, как будто они лишены веса и парят над землей. Фрески собора отличаются нежностью, приглушенностью и высветленностью красок, мягкостью цветовых переходов, в них отсутствуют контрасты и резкие сопоставления.
Слайд 15

Дионисий участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля и Только летописи

Дионисий участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля и Только летописи

упоминают о том, каким красивым был прежний, белокаменный храм. Согласно сохранившейся смете начала XVI столетия, росписи были произведены мастером Дионисием «со братией». Однако все это великолепие погибло в большом пожаре 1547 года. Только частично сохранилась одна фреска, выполненная сыном Дионисия, Феодосием.