Высокое Возрождение. Творчество Леонардо да Винчи

Содержание

Слайд 2

Леонардо да Винчи (1452-1519) Он был не только гениальным живописцем, скульптором

Леонардо да Винчи
(1452-1519)
Он был не только гениальным живописцем, скульптором

и архитектором, но и великим ученым, инженером и изобретателем. По масштабу, многогранности и сложности личности с ним не может сравниться никто.

Именно тогда рождался дух научного эксперимента, в утверждение и развитие которого решающий вклад внес Леонардо. Вместе с тем — опять же как ученый и мыслитель — он на целые столетия опередил свое время. Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение после эпохи Ренессанса, в Новое время. Многие его идеи и технические проекты — замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т.д. — будут воплощены только в XIX-XX вв.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Робот-рыцарь Считается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал

Робот-рыцарь
Считается, что в 1495 году Леонардо да Винчи впервые сформулировал идею

«механического человека», иначе говоря — робота. По замыслу мастера, это устройство должно было представлять собой манекен, одетый в рыцарские доспехи и способный воспроизводить несколько человеческих движений.
Слайд 15

Рукописи Леонардо да Винчи мог писать обеими руками, причем «зеркально» —

Рукописи
Леонардо да Винчи мог писать обеими руками, причем «зеркально» — то

есть справа налево, хотя иногда, например, для переписки с официальными лицами, он использовал обычный стиль письма. Самое интересное, что изобретатель специально допускал ошибки в чертежах, чтобы предотвратить, говоря сегодняшним языком, промышленный шпионаж. Вот поэтому многие тайны гения остаются для человечества неразгаданными.
Слайд 16

Анатомия человека. Интересен тот факт, что да Винчи считают изобретателем карикатурного

Анатомия человека. Интересен тот факт, что да Винчи считают изобретателем карикатурного

рисунка — благодаря тому, что он часто изображал изуродованные человеческие тела. В январе 2005 года исследователи обнаружили тайную лабораторию Леонардо. Там были найдены нетронутые фрески мастера, а также комната для препарирования трупов (Леонардо и его ученики вскрывали сотни покойников, изучая анатомию).
Слайд 17

Слайд 18

В искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Творчество выступало для него

В искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Творчество выступало для него

как бесконечный поиск и решение все новых проблем. Этим он существенно отличался от Микеланджело, который в цельной глыбе мрамора уже видел будущую готовую статую, для создания которой требовалось просто убрать, отсечь все лишнее и ненужное. Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. Он постоянно и во всем экспериментировал — будь то светотень, знаменитая дымка на его полотнах, цветовая гамма или просто состав красок. Об этом свидетельствуют его многочисленные эскизы, наброски и рисунки, в которых он как бы испытывает различные позы человека, выражения лица и т.д. Иногда эксперимент приводил к неудаче. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери».
Слайд 19

«Тайная вечеря» Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго

«Тайная вечеря»
Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал

идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, — Зло.
Леонардо много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков. Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника. И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего и пьяного. Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и вскричал:
— Я уже видел эту картину раньше! — Когда? — удивился Леонардо. — Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Леонардо избегал всего неподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь.

Леонардо избегал всего неподвижного и застывшего. Он любил движение, действие, жизнь.

Его притягивал меняющийся, скользящий, разлагающий формы свет. Он как завороженный следил за поведением воды, ветра и света. Своим ученикам он советовал рисовать пейзаж с водой и ветром, на восходе и закате солнца. Он смотрел на мир глазами Гераклита, через его знаменитую формулу: «Все течет, все меняется».
Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой

В своих произведениях он стремился выразить переходное, меняющееся состояние. Именно такой

предстает загадочная и странная полуулыбка его знаменитой «Джоконды». Благодаря этому все выражение лица становится неуловимым и меняющимся, странным и загадочным.
Слайд 29

Красавица Ферроньера 1490-е годы, Музей Лувр, Париж

Красавица Ферроньера 1490-е годы, Музей Лувр, Париж

Слайд 30

«Благовещение» 1497

«Благовещение» 1497

Слайд 31

Слайд 32

Портрет Джиневры де Бенчи 1474

Портрет Джиневры де Бенчи 1474

Слайд 33

Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани. 1490

Дама с горностаем.
Портрет Чечилии Галлерани.
1490

Слайд 34

Святая Анна с Марией и младенцем Христом. 1510.

Святая Анна с Марией
и младенцем Христом. 1510.

Слайд 35

Слайд 36

Мадонна Бенуа. 1478

Мадонна Бенуа. 1478

Слайд 37

Иоанн Креститель. 1515-1516

Иоанн Креститель.
1515-1516

Слайд 38

Портрет музыканта

Портрет музыканта

Слайд 39

Мадонна с веретеном

Мадонна
с веретеном