Язык изобразительного искусства. Композиция в изобразительном искусстве: Основные композиционные средства

Содержание

Слайд 2

Композиция в изобразительном искусстве Композиционные средства Вопросы для выполнения анализа композиции

Композиция в изобразительном искусстве
Композиционные средства
Вопросы для выполнения анализа композиции картины
Пример выполнения

анализа композиции картины
Домашнее задание
Список использованных источников и литературы
Аннотация

Содержание

Слайд 3

Основные композиционные средства

Основные композиционные средства

Слайд 4

Композиция в изобразительном искусстве Композиция (от лат. compositio- сочинение, составление, расположение)

Композиция в изобразительном искусстве

Композиция (от лат. compositio- сочинение, составление, расположение) означает

составление и расположение различных частей картины в единое целое в соответствие с какой-либо идеей.
Композиция в изобразительном искусстве способствует раскрытию главного замысла произведения – художественного образа.
Слайд 5

Композиционные средства Композиционные средства включают: целостность, композиционные схемы, композиционный центр, равновесие,

Композиционные средства

Композиционные средства включают: целостность, композиционные схемы, композиционный центр, равновесие, ритм,

контраст, светотень, цвет, симметрию и асимметрию, динамику и статику, открытость и замкнутость, декоративность, формат, пространство.
Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение, все они необходимы для передачи художественной выразительности картины.
Слайд 6

Композиция считается целостной, если произведение искусства воспринимается как единое и неделимое

Композиция считается целостной, если произведение искусства воспринимается как единое и неделимое

целое.
Если попробовать в целостной композиции что- либо изменить (размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур и т.п.) гармония композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

И.И. Шишкин
«Утро в сосновом бору»

Искаженная композиция картины
И.И. Шишкина
«Утро в сосновом бору»

Закон целостности композиции

Слайд 7

Закон целостности композиции И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору» Целостная композиция в которой нельзя что-либо изменить.

Закон целостности композиции

И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
Целостная композиция в которой

нельзя что-либо изменить.
Слайд 8

Закон целостности композиции Зеркально отраженная композиция картины И.И. Шишкина «Утро в

Закон целостности композиции

Зеркально отраженная композиция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом

бору»
Если попробовать в целостной композиции что-либо изменить гармония композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.
Слайд 9

Закон целостности композиции Изменено количество фигур в композиции картины И.И. Шишкина

Закон целостности композиции

Изменено количество фигур в композиции картины И.И. Шишкина «Утро

в сосновом бору»
Если попробовать в целостной композиции что-либо изменить гармония композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.
Слайд 10

Закон целостности композиции И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору» Целостная композиция в которой нельзя что-либо изменить.

Закон целостности композиции

И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
Целостная композиция в которой

нельзя что-либо изменить.
Слайд 11

Композиционные схемы Веками художники искали наиболее выразительные способы компоновки. Элементы композиции

Композиционные схемы

Веками художники искали наиболее выразительные способы компоновки.
Элементы композиции размещаются не

хаотично, а образуют простые геометрические фигуры:
квадрат,
прямоугольник,
круг,
овал,
треугольник,
пирамида.

Композиционная схема

картины Никола Пуссена

«Пейзаж с Полифемом»

Никола Пуссен
«Пейзаж с Полифемом»

Слайд 12

Пример использования композиционной схемы Никола Пуссен «Аркадские пастухи»

Пример использования композиционной схемы

Никола Пуссен «Аркадские пастухи»

Слайд 13

Андрей Рублев «Троица» Пример использования композиционной схемы

Андрей Рублев «Троица»

Пример использования композиционной схемы

Слайд 14

Симеон Шарден «Молитва перед обедом» Пример использования композиционной схемы

Симеон Шарден «Молитва перед обедом»

Пример использования композиционной схемы

Слайд 15

Клод Лорен «Пейзаж с мельницей» Пример использования композиционной схемы

Клод Лорен «Пейзаж с мельницей»

Пример использования композиционной схемы

Слайд 16

Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» Пример использования композиционной схемы

Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте»

Пример использования композиционной схемы

Слайд 17

Композиционный центр Композиционный центр – главная часть композиции, может совпадать с

Композиционный центр

Композиционный центр – главная часть композиции, может совпадать с центром

картины или быть смещенным от центра.
Композиция строится так, чтобы взгляд зрителя притягивается к самому интересному и запоминающемуся элементу в композиции.
Для его выделения используют особые размеры элементов, цвет, форму, освещение, выразительный силуэт.
Слайд 18

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» Композиционный центр совпадает с геометрическим центром картины.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Композиционный центр совпадает с геометрическим центром картины.

Слайд 19

Рембрандт «Возвращение блудного сына» Композиционный центр смещен от геометрического центра картины.

Рембрандт «Возвращение блудного сына»
Композиционный центр смещен от геометрического центра картины.

Слайд 20

Равновесие Равновесие в композиции - это когда все элементы сбалансированы между

Равновесие

Равновесие в композиции - это когда все элементы сбалансированы между собой

относительно центра. Равновесие зрительно вызывает чувства покоя и устойчивости.
Мы не можем зрительно воспринимать работу законченной, если по цветовым пятнам она не уравновешена. Работа должна быть зрительно устойчива.
Слайд 21

Антуан Ватто «Вывеска лавки Жерсена» Равновесие композиции сбалансированно элементами с обоих сторон.

Антуан Ватто «Вывеска лавки Жерсена»
Равновесие композиции сбалансированно элементами с обоих сторон.

Слайд 22

Томас Гейнсборо «Портрет четы Эндрюс» Равновесие нарушается, преобладают элементы композиции с одной стороны.

Томас Гейнсборо «Портрет четы Эндрюс»
Равновесие нарушается, преобладают элементы композиции с одной

стороны.
Слайд 23

Симметрия и асимметрия Симметрия располагает элементы композиции зеркально согласно оси симметрии,

Симметрия и асимметрия

Симметрия располагает элементы композиции зеркально согласно оси симметрии, в

асимметрии эту ось невозможно провести. Абсолютной симметрии в природе практически не существует.
Симметрия в композиции создает эффект неподвижности и величия, а асимметрия предает ощущение движения и реальной жизни.
Слайд 24

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» Симметрия в композиции создает эффект неподвижности и величия.

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
Симметрия в композиции создает эффект неподвижности и величия.

Слайд 25

Н.К. Рерих «Заморские гости» Асимметрия в композиции предает ощущение движения и реальной жизни.

Н.К. Рерих «Заморские гости»
Асимметрия в композиции предает ощущение движения и реальной

жизни.
Слайд 26

Динамика и статика Динамика и статика - композиционный прием, который может

Динамика и статика

Динамика и статика - композиционный прием, который может передавать

движение или покой.
Динамичность делает композицию активной, статике характерно состояние покоя, устойчивости, равновесия. В композиции возможна комбинация двух начал - динамики и статики.
Слайд 27

В.И. Суриков «Боярыня Морозова» Динамичность делает композицию активной, передает движение.

В.И. Суриков «Боярыня Морозова»
Динамичность делает композицию активной, передает движение.

Слайд 28

В.М. Васнецов «Аленушка» Статика передает в композиции состояние покоя, устойчивости, равновесия.

В.М. Васнецов «Аленушка»
Статика передает в композиции состояние покоя, устойчивости, равновесия.

Слайд 29

Ритм Ритм - композиционный прием, основанный на повторении или чередовании элементов

Ритм

Ритм - композиционный прием, основанный на повторении или чередовании элементов композиции

в определенной последовательности.
Ритм может быть спокойным и беспокойным, может задавать темп и направление движения в композиции.
Слайд 30

Диего Веласкес «Сдача Бреды» Копья воинов в композиции картины задают ритм.

Диего Веласкес «Сдача Бреды»
Копья воинов в композиции картины задают ритм.

Слайд 31

Сандро Боттичелли «Весна» Фигуры персонажей в композиции картины задают ритм.

Сандро Боттичелли «Весна»
Фигуры персонажей в композиции картины задают ритм.

Слайд 32

Контраст Контраст – прием позволяющий усилить выразительность композиции, он основан на

Контраст

Контраст – прием позволяющий усилить выразительность композиции, он основан на противопоставлении.

Контраст может быть тональным, цветовым, контрастом величины и т.п.
Контраст помогает выделить определенные элементы композиции, подчеркивает различие свойств, создает напряжение в композиции.
Слайд 33

А.А. Дейнека «На стройке новых цехов» В композиции картины используется тональный контраст.

А.А. Дейнека «На стройке новых цехов»
В композиции картины используется тональный контраст.

Слайд 34

Светотень Светотень - элемент композиции, выразительное средство с помощью которого изображается

Светотень

Светотень - элемент композиции, выразительное средство с помощью которого изображается форма

и объем.
Светотень может быть выполнена как мягкими, так и контрастные тенями, поэтому степенью и характером освещения можно придать композиции необходимое настроение.
Слайд 35

В картине «Святой Себастьян и святая Ирина» Жоржа де Латура контрастная

В картине «Святой Себастьян и святая Ирина» Жоржа де Латура контрастная

светотень задает драматическое напряжение, а в картине «Мона Лиза» Леонардо да Винчи мягкая светотень настраивает на лирическое созерцание.

Жорж де Латур

«Святой Себастьян и святая Ирина»

Леонардо да Винчи
«Мона Лиза»

Слайд 36

Цвет Цвет – элемент композиции, важное выразительное средство. Цвет в композиции,

Цвет

Цвет – элемент композиции, важное выразительное средство.
Цвет в композиции, кроме отображения

многообразия оттенков окружающего мира, может передавать настроение, а также вызывать ассоциации и иметь определенное символическое значение.
Слайд 37

В произведении «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега цвет используется как главное выразительное

В произведении «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега цвет используется как главное выразительное

средство, а в произведении «Голова ангела» Леонардо да Винчи цвет имеет второстепенное значение.

Леонардо да Винчи
«Голова ангела»

Эдгар Дега

«Голубые танцовщицы»

Слайд 38

В.А. Серов «Девочка с персиками» И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!» В плакате

В.А. Серов «Девочка с персиками» И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!»
В плакате И.М. Тоидзе

«Родина-мать зовёт!» цвет приобретает значение символа, а в картине В.А. Серова «Девочка с персиками» цвет отображает богатство оттенков окружающего мира и передает настроение.
Слайд 39

Декоративность Декоративность - композиционный прием, основанный на стилизации формы, плоскостном решении

Декоративность

Декоративность - композиционный прием, основанный на стилизации формы, плоскостном решении и

локальных цветах. Декоративности противопоставляется реалистическое решение.
Художник может выбирать такой способ отображения действительности, который более согласуется с замыслом его композиции.
Слайд 40

И.Я. Билибин «Иван-царевич и Жар-птица» В.М. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке»

И.Я. Билибин «Иван-царевич и Жар-птица» В.М. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке»
Иллюстрация «Иван-царевич

и Жар-птица» И.Я. Билибина решена декоративно, а в картине «Иван-царевич на Сером Волке» В.М. Васнецова использован более реалистический подход.
Слайд 41

Является ли композиция картины целостной? Какая композиционная схема использована в картине?

Является ли композиция картины целостной?
Какая композиционная схема использована в картине?
Укажите композиционный

центр картины и его расположение.
Является ли композиция картины уравновешенной или неуравновешенной?
Является ли композиция картины симметричной или асимметричной?
Является ли композиция картины динамичной или статичной?
Применяется ли в композиции картины ритм?
Применяется ли в композиции картины контраст?
Применяется ли в композиции картины светотень?
Применяется ли в композиции картины цвет?
Имеет ли композиция картины декоративное или реалистическое решение?

Вопросы для выполнения анализа композиции картины

Слайд 42

Пример выполнения анализа композиции картины

Пример выполнения анализа композиции картины

Слайд 43

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» В картине Леонардо да Винчи «Мона

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

В картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

композиция является целостной.
Если попробовать что-либо изменить в данной композиции (размер холста, соотношение темных и светлых пятен, расположение фигуры и т.п.), гармония композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

1. Является ли композиция картины целостной?

Слайд 44

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Элементы композиции размещаются не хаотично, а

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Элементы композиции размещаются не хаотично, а в

определенной логической последовательности и образуют геометрическую фигуру – треугольник.
Этот композиционный прием помогает построить целостную и уравновешенную композицию.

2. Какая композиционная схема использована в картине?

Слайд 45

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Композиционным центром является лицо Моны Лизы,

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Композиционным центром является лицо Моны Лизы, которое

выделено более контрастным освещением.
Композиционный центр располагается выше геометрического центра картины.

3. Укажите композиционный центр картины и его расположение.

Слайд 46

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Композиция картины является уравновешенной, так как

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Композиция картины является уравновешенной, так как левая

и правая часть композиции уравновешивают друг друга.

4. Является ли композиция картины уравновешенной?

Слайд 47

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Композиция картины является симметричной, так как

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Композиция картины является симметричной, так как левая

и правая часть композиции расположены симметрично.
Симметрия в композиции создает эффект неподвижности и величия.

5. Является ли композиция картины симметричной или асимметричной?

Слайд 48

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Композиция картины является статичной, так как

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Композиция картины является статичной, так как всеми

композиционными средствами художник старался подчеркнуть ощущение покоя.

6. Является ли композиция картины динамичной или статичной?

Слайд 49

В композиции картины применяется ритм. Ритм создает силуэт пальцев Моны Лизы,

В композиции картины применяется ритм. Ритм создает силуэт пальцев Моны Лизы,

ритмично расположены складки на её одежде, а также ритмично чередование светлых и темных пятен в композиции.
Ритм задает определенную «мелодию» картины, определяет движение взгляда зрителя.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

7. Применяется ли в композиции картины ритм?

Слайд 50

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» В композиции картины применяется тональный контраст:

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

В композиции картины применяется тональный контраст: светлое

лицо девушки контрастирует с темным тоном её волос, темный силуэт головы контрастирует со светлым небом.
Таким образом художник делает акцент в композиции картины, выделяя композиционный центр.

8. Применяется ли в композиции картины контраст?

Слайд 51

В композиции картины применяется светотень. Художник мягкими тенями и светом моделирует

В композиции картины применяется светотень.
Художник мягкими тенями и светом моделирует плавные

очертания лица девушки и её фигуры используя прием
«сфумато».
При помощи светотени художник передает не только ощущение объема формы, но и добивается выразительности художественного образа, передает ощущение тишины и спокойствия.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

9. Применяется ли в композиции картины светотень?

Слайд 52

В композиции картины применяется цвет как выразительное средство. В композиции картины

В композиции картины применяется цвет как выразительное средство.
В композиции картины не

используются цветовые контрасты, а общий колорит выполнен в коричневых тонах.
Цветовая гамма картины способствует созданию общего умиротворяющего настроения и настраивает на неспешное созерцание.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

10. Применяется ли в композиции картины цвет?

Слайд 53

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» В композиции картины не применяется декоративность,

Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

В композиции картины не применяется декоративность, отсутствует

стилизация формы, плоскостное решение и локальные цвета.
Художественному образу данной картины соответствует реалистическое решение.

11. Применяется ли в композиции картины декоративность?

Слайд 54

В.А. Серов «Девочка с персиками» Вопросы для анализа композиции картины: Является

В.А. Серов «Девочка с персиками»

Вопросы для анализа композиции картины:
Является ли композиция

картины целостной?
Какая композиционная схема использована в картине?
Укажите композиционный центр картины и его расположение.
Является ли композиция картины уравновешенной или неуравновешенной?
Является ли композиция картины симметричной или асимметричной?
Является ли композиция картины динамичной или статичной?
Применяется ли в композиции картины ритм?
Применяется ли в композиции картины контраст?
Применяется ли в композиции картины светотень?

Применяется ли в композиции картины цвет?
Имеет ли композиция картины декоративное или реалистическое решение?

В письменной форме выполнить анализ композиции картины.
Ответы на предложенные вопросы давать полные, приводить пояснения и примеры!

Домашнее задание

Слайд 55

Список использованных источников и литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6.

Список использованных источников и литературы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.,

1991.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 2007.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977.
Гречук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. - М.: РИП-холдинг, 2013.
Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: Искусство, 2001.
Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. - Л.: Искусство, 1990.
Костин В., Юматов В. Язык изобразительного искусства. – М.: Знание, 1978.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2012.
Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть. - М.: Просвещение, 1968.
Перепелкина Г.П. Искусство смотреть и видеть. - М.: Просвещение, 1982.
Претте М.К. Как понимать искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. История, эпохи и стили. – М., 2002.
Ракитин В.И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972.
Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. – М.: Наука, 1980.
Смирнова Л.П. Азбука искусства. Как научиться понимать картину [Электронный ресурс]. – М.: Новый Диск, 2007. - (CD-ROM).
Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул, 1998.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.
Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986.
Янсон Х.В., Энтони Ф. Янсон. Основы истории искусств. - СПб: АОЗТ "Икар", 1996. ru.wikipedia.org
dic.academic.ru
www.wikipaintings.org/ru/