Жанры изобразительного искусства

Содержание

Слайд 2

исторически сложившееся деление произведений искусства в соответствии с темами и объектами

исторически сложившееся деление произведений искусства в соответствии с темами и объектами

изображения:
портрет,
исторический,
мифологический,
былинный,
батальный,
бытовой,
пейзаж (ведута, марина)
натюрморт,
анималистический.

ЖАНР

Слайд 3

Искусство древности и средних веков не знало жанровых разделений. Жанровое разделение

Искусство древности и средних веков не знало жанровых разделений. Жанровое разделение

появляется в голландской живописи 17 в.
Андрэ Фелибьен (теоретик французского классицизма) сформулировал классическую теорию жанровой иерархии (1669г.) с точки зрения их ценности:
«Высокий» - признавались исторический, мифологический, батальный жанры.
«Низкий» - бытовой, портрет, натюрморт, пейзаж.

ЖАНР

Слайд 4

С фр. portrait - «изображать» Портрет - изображение человека ПОРТЕТ Различают

С фр. portrait - «изображать»
Портрет - изображение человека

ПОРТЕТ

Различают изображения человека

по положению в формате листа:
Головные (голова с плечным поясом);
погрудные;
поясные (полуфигура);
поколенные;
во весь рост.
Слайд 5

По характеру изображения различают: 1. парадный портрет; 2. камерный портрет. Камерный

По характеру изображения различают: 1. парадный портрет; 2. камерный портрет.

Камерный – изображает человека

в неофициальной обстановке. В таком портрете подчеркиваются личные качества человека, индивидуальность, поэтому предметная среда приглушается или используется нейтральный фон.
Интимность обстановки.
Нейтральный, приглушенный фон.
Картина небольшого размера.
Изображение поясное, погрудное, поплечное.

«Портрет Екатерины II», 1766 г. Д. Торелли.
(парадный портрет, во весь рост)

«Портрет М.И. Лопухиной» В.Е. Боровиковский
(камерный, поясной портрет на фоне пейзажа)

Парадный – изображение человека в полный рост (на коне), либо сидящим. Характерны пышность и богатство костюма, помпезность. Художник, как правило, приукрашивает свою модель, демонстрирует высокое социальное положение, при всех регалиях.

Слайд 6

1. герма – изваяние в виде 4-хгранного столба, увенчанного скульптурной головой.

1. герма – изваяние в виде 4-хгранного столба, увенчанного
скульптурной

головой. Возникли в древней Греции, 
где посвящались богу Гермесу (отсюда название «герма»);
2. бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь);
3. статуя (целая фигура, с головы до ног)

Портрет в скульптуре:

Герма.
Голова 
Гермеса 

Бюст Августа
Древний Рим, Первая половина I в.

Статуя Цезаря

Слайд 7

ПОРТЕТ По теме: Автопортрет Групповой (не менее трёх персон) Двойной Костюмированный

ПОРТЕТ

По теме:
Автопортрет
Групповой (не менее трёх персон)
Двойной
Костюмированный
Жанровый (человек изображается в сюжетной взаимосвязи

с окружающим миром)
Ретроспективный (посмертное изображение)
Типовой
Донаторский
Религиозный
Исторический
Слайд 8

Автопортрет – это портрет художника, нарисованный им самим. Он дает возможность

Автопортрет – это портрет художника, нарисованный им самим. Он дает возможность

художнику рассказать зрителю что-то важное о себе, о своем характере, чувствах, взглядах.
Слайд 9

Костюмированный портрет - модель представлена в виде какого-либо аллегорического, мифологического исторического или литературного персонажа.

Костюмированный портрет - модель представлена в виде какого-либо аллегорического, мифологического исторического

или литературного персонажа.
Слайд 10

Групповой портрет представляет на одном полотне несколько человек. Эти люди изображаются

Групповой портрет представляет на одном полотне несколько человек. Эти люди изображаются

вместе не случайно. Их объединяют какие-то связи: семейные, профессиональные, со-словные и т. д.
Слайд 11

Жанровый портрет - портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с

Жанровый портрет - портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с

окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.
Слайд 12

Типовой портрет - изображение собирательного образа, составленный из характерных особенностей внешности

Типовой портрет - изображение собирательного образа, составленный из характерных особенностей внешности

многих людей объединенных общими идеями, видами деятельности, социальным положением или образом жизни.
Слайд 13

Донаторский портрет - разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование

Донаторский портрет - разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался

на картине (например, рядом с Иисусом). Донатор (от лат. donator - даритель) - заказчик, организатор и покровитель строительства католического храма либо заказчик и даритель украшающего храм произведения изобразительного

Заказчик Федерико да Монтефельтро

Слайд 14

БЫТОВОЙ Бытовой жанр - изображение повседневной жизни человека: частной и общественной.

БЫТОВОЙ

Бытовой жанр - изображение повседневной жизни человека: частной и общественной.

Как

самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии.
Слайд 15

БЫТОВОЙ ЖАНР «Крестьянская свадьба» П. Брейгеля Старшего, 1568г.

БЫТОВОЙ ЖАНР

«Крестьянская свадьба» П. Брейгеля Старшего, 1568г.

Слайд 16

«На пашне. Весна» А. Г. Венецианова, 1820-е гг. БЫТОВОЙ ЖАНР

«На пашне. Весна» А. Г. Венецианова, 1820-е гг.

БЫТОВОЙ ЖАНР

Слайд 17

ПЕЙЗАЖ ПЕЙЗАЖ (фр. Paysage, от pays - страна, местность) - изображение

ПЕЙЗАЖ

ПЕЙЗАЖ (фр. Paysage, от pays - страна, местность) - изображение природы или какой-либо

местности (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Различают:
Сельский
Марина
Городской (Ведута)
Индустриальный

Корабельная роща, 1898 г.
И. Шишкин

Слайд 18

Сельский пейзаж

Сельский пейзаж

Слайд 19

Сельский пейзаж - разновидность пейзажа, в котором изображена поэзия деревенского быта,

Сельский пейзаж - разновидность пейзажа, в котором изображена поэзия деревенского быта, его

естественная связь с окружающей природой.
Слайд 20

ПЕЙЗАЖ Важной составляющей в написании пейзажа является работа на пленэре (от

ПЕЙЗАЖ

Важной составляющей в написании пейзажа является работа на пленэре (от франц.

«plein air» - открытый воздух) – живопись на открытом воздухе.
Слайд 21

(ит. marina, от лат. marinus — «морской») МАРИНА - изображение морских

(ит. marina, от лат. marinus — «морской»)
МАРИНА - изображение морских

видов, а также борьбы человека с морской стихией. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале 17 века. Художника называют «маринистом».

Девятыл вал. И.К. Айвазовский

И.К.Айвазовский

ПЕЙЗАЖ

Слайд 22

с итал. veduta - «вид» ВЕДУТА - жанр популярный в Венеции

с итал. veduta - «вид»
ВЕДУТА - жанр популярный в Венеции

XVIII века; изображение повседневного городского пейзажа (панорамно или группы зданий), это виды Венеции (город между небом и водой).
«veduta naturale» (ведута натурэль) - т. е. соответствующий действительности, точность изображения городского пейзажа (Каналетто).
«capriccio» (каприччо - «причуда, каприз») - это «пейзаж настроение», изображающие идеализированные (приукрашенные ) руины античных сооружений (фантазия).

ПЕЙЗАЖ

Слайд 23

Слайд 24

ВЕДУТА Городской пейзаж - разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.

ВЕДУТА
Городской пейзаж - разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются городские

улицы, здания.
Слайд 25

ВЕДУТА Возвращение буцентавра к молу в день Вознесения. Джаванни Каналетто, 1730

ВЕДУТА

Возвращение буцентавра к молу в день Вознесения. Джаванни Каналетто, 1730 г.

Холст, масло. 182 х 259 см
Слайд 26

Франческо Гварди. « Каприччо. Аркада перед городом с башнями» ВЕДУТА

Франческо Гварди. « Каприччо. Аркада перед городом с башнями»

ВЕДУТА

Слайд 27

ВЕДУТА

ВЕДУТА

Слайд 28

Строительство Балаковской АЭС (индустриальный пейзаж) В. Кузнецов Иерусалим, 1896 г. (городской

Строительство Балаковской АЭС (индустриальный пейзаж) В. Кузнецов

Иерусалим, 1896 г.
(городской пейзаж)


Н. Ярошенко

Индустриальный пейзаж - разновидность жанра городской пейзаж, в котором изображена романтика восстановления народного хозяйства, строительство крупных объектов промышленности.

Слайд 29

ИСТОРИЧЕСКИЙ Исторический жанр - изображение важных событий прошлого, посвящен историческим деятелям

ИСТОРИЧЕСКИЙ

Исторический жанр - изображение важных событий прошлого, посвящен историческим деятелям и

событиям общественно значимым в истории государства и народа.
Слайд 30

ИСТОРИЧЕСКИЙ «Переход Суворова через Альпы» Василий Суриков Серов В.А. «Петр I»

ИСТОРИЧЕСКИЙ

«Переход Суворова через Альпы»
Василий Суриков

Серов В.А. «Петр I»

Слайд 31

Религиозный жанр – изображение сюжетов из Библии и Евангелия: религиозные праздники,

Религиозный жанр – изображение сюжетов из Библии и Евангелия: религиозные праздники, святые,

Христос и Богоматерь.

Тициан «Оплакивание Христа», 1576г.

Произведения религиозного жанра в разных видах искусства органично сочетаются в сакральной архитектуре: церквях, соборах, монастырях. Здесь размещаются иконы, произведения монументальной живописи: фрески, витражи, мозаики.

Слайд 32

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ Мифологический жанр (от гр. mуthos — предание) - посвящён событиям

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ

Мифологический жанр (от  гр. mуthos — предание)
- посвящён событиям и

героям, о которых рассказывают мифы, легенды, предания древних народов.
Слайд 33

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ Сандро Боттичелли «Весна» 1482г. (темпера, доска)

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ

Сандро Боттичелли «Весна» 1482г. (темпера, доска)

Слайд 34

Былинный жанр - изображение героических сюжетов из прошлого страны, сцены из

Былинный жанр - изображение героических сюжетов из прошлого страны, сцены из

былин и народного фольклора. Например, картина «Три богатыря» прославляет подвиги защитников русской земли.

БЫЛИННЫЙ

Былины – древние сказания, которые повествуют о жизни и подвигах знаменитых русских богатырей. 

Фольклор - «народная мудрость».

Слайд 35

БАТАЛЬНЫЙ Батальный жанр (от франц. bataille – битва) изображение войны и

БАТАЛЬНЫЙ

Батальный жанр
(от франц. bataille – битва)
изображение войны и военной жизни;

сцены сухопутных и морских сражений, военных битв, походов.
Слайд 36

БАТАЛЬНЫЙ Защитники Брестской крепости, 1951 г. П.А. Кривоногов. Батальный жанр

БАТАЛЬНЫЙ

Защитники Брестской крепости, 1951 г. П.А. Кривоногов.
Батальный жанр

Слайд 37

АНИМАЛИСТИКА Анималистический жанр (от лат. animal - животное) - изображение животных

АНИМАЛИСТИКА

Анималистический жанр
(от лат. animal - животное)
- изображение животных в

живописи, скульптуре и графике.
Художников, работающие в анималистическом жанре, называют анималистами.
Слайд 38

АНИМАЛИСТИКА

АНИМАЛИСТИКА

Слайд 39

АНИМАЛИСТИКА

АНИМАЛИСТИКА

Слайд 40

АНИМАЛИСТИКА

АНИМАЛИСТИКА

Слайд 41

НАТЮРМОРТ Натюрморт (фр. nature morte «мертвая природа») — изображение неодушевленных предметов,

НАТЮРМОРТ

Натюрморт
(фр. nature morte «мертвая природа») — изображение неодушевленных предметов, в том

числе мертвой дичи, рыбы.
В 17 веке в Голландии натюрморт имел символичное значение (символы мирской суеты-череп, свеча, песочные часы и др.).

Виллем Клас Хеда
«Натюрморт с крабом» (1648)
(прерванные завтраки, ощущается присутствие человека)

Слайд 42

НАТЮРМОРТ

НАТЮРМОРТ