Жанры изобразительного искусства. Натюрморт

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи,

Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом

живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение владельца,

и образ жизни, порождая таким образом различные ассоциации и социальные аналогии.
Сложение натюрморта, его разнообразных форм и типов произошло в эпоху Возрождения. Хотя отдельные мотивы и детали встречаются уже в искусстве Древнего востока и античности: овощи, гирлянды в мозаиках, стенных росписях, рельефах.

Слайд 4

Древнеримский ученый, писатель и государственный деятель Плиний Старший рассказывает о споре

Древнеримский ученый, писатель и государственный деятель Плиний Старший рассказывает о

споре между двумя греческими живописцами Зевксисом и Паррасием: Зевксис столь правдоподобно написал виноградные гроздья, что голодные птицы слетались их клевать. Паррасий же настолько совершенно изобразил занавес в своей мастерской, что сам Зевксис принял его за настоящий.
Слайд 5

После этого Зевксис признал себя побеждённым, так как ему удалось обмануть

После этого Зевксис признал себя побеждённым, так как ему удалось

обмануть лишь птиц, в то время как Паррасий ввёл в заблуждение его самого – прославленного мастера, виртуозно владеющего приёмами светотеневой моделировки.
Картины Зевксиса и Паррасия до нас не дошли, и судить о них можно лишь по рассказам античных писателей и копиям римских художников, сохранившихся в незначительном количестве. Но описанный Плинием принцип имитации видимых предметов, создающий впечатление о них как о реально существующих и даже заставляющих ошибаться искушенный глаз художника, дожил до наших дней и нередко встречается в современной живописи.
Слайд 6

Этот принцип получил название иллюзионизма (от латинского illusio – обман, насмешка).

Этот принцип получил название иллюзионизма (от латинского illusio – обман,

насмешка). Частым видом этой иллюзионистической живописи являются обманки (обман зрения). Особенно любили обманки в эпоху Возрождения и барокко. Обманками служили дверцы шкафов с написанными на них корешками книг или охотничьими трофеями – убитыми рябчиками, тетеревами, зайцами. Иногда роль обманок в картине выполняют отдельно выписанные детали, например, мухи на арбузе, стрекозы и бабочки на цветах.
Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

В самом начале 17 века в результате Нидерландской буржуазной революции на


В самом начале 17 века в результате Нидерландской буржуазной

революции на территории Северных Нидерландов образовалась буржуазная Республика Соединенных провинций. Здесь сложилась новая культура, в которой нашли отражение демократические идеалы голландского бюргерства, ставшего хозяином в собственной стране. В Голландии сформировалось искусство, правдиво отражавшее быт, нравы, природу родины. Его реалистические установки были последовательно выражены живописцем Гербрандом Бредеро: «Как художник, я следую правилу живописцев, которое гасит, что лучшим художником является тот, кто ближе всего подходит к жизни…что меня касается, тоя изучаю только одну книгу – книгу повседневной жизни».
Слайд 11

В Голландии продолжали существовать различные объединения, часто полувоенного, полурелигиозного характера. Их

В Голландии продолжали существовать различные объединения, часто полувоенного, полурелигиозного характера.

Их участники уже в 16 веке заказывали видным художникам групповые портреты, в которых желали видеть себя запечатлёнными в кругу своей корпорации. Особое место приобрели изображения торжественных встреч представителей стрелковых гильдий. В них господствовала атмосфера праздника тесной компании хорошо знающих и ценящих друг друга людей, собравшихся за столом, уставленным сосудами, бокалами, вазами с фруктами, овощами и прочей снедью.
Слайд 12

Слайд 13

Со временем эти предметы как бы вырезались из банкетного стола, превращаясь

Со временем эти предметы как бы вырезались из банкетного стола,

превращаясь в «чистый» натюрморт. Однако и в таком виде предметы и яства приготовленные к трапезе, долгое время сохраняли свой общественный характер: в их подборе, расстановке господствовала та же строгая дисциплина, что и в групповом портрете, сохранялась парадная торжественность общественного праздника.

В натюрмортах отсутствовал тот элемент случайности, интимности, который вносит в картину подлинная жизнь. Большой шаг вперёд сделал Франс Хальс, придавший как групповому портрету, так и заключенному в нем миру вещей подлинную естественность. Хальс раскрыл те особенности предметов, которые характеризуют самого человека.

Слайд 14

Этот вид натюрморта, получил название «завтраков». Они представляют собой натюрморты с

Этот вид натюрморта, получил название «завтраков». Они представляют собой натюрморты

с изображением накрытого стола, уставленного скромным набором предметов, типичных для голландского бюргера 1630-1640 гг. Для тих натюрмортов характерны интимность, простота и серьёзность.

Натюрморты отражают бытовой уклад, вкусы, симпатии и настроения первого поколения голландского буржуа, выросшего в свободной, независимой стране.

Слайд 15

Пройдёт время, и место скромных «завтраков» займут богатые и эффектные «десерты»,

Пройдёт время, и место скромных «завтраков» займут богатые и эффектные

«десерты», отразившие новый этап в развитии нидерландского общества, отошедшие от скромного жизненного уклада своих отцов. Драгоценные кубки и редкостные плоды, сложные и разнообразные композиции, изысканные красочные сочетания.

Виртуозное мастерство в передаче каждого предмета – вот какие качества отныне наиболее ценятся разбогатевшими заказчиками. В этих роскошных натюрмортах поражает любовное внимание к особенностям каждого предмета, умение тонко сопоставить материал и фактуру, будь то бархатная поверхность персика и матовая пыльца виноградных листьев, прозрачный блестящий хрусталь и мягко светящиеся перламутровые раковины.

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников того

Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников

того же времени. Это огромные декоративные натюрморты с изображением сочных спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих рогов, разделанных мясных туш разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Всё, чем богата плодородная земля Фландрии, чем изобилуют её леса и поля, что попадает в сети фламандских рыбаков, горами громоздится на столах и витринах, свисает и падает на тяжёлые дубовые прилавки.
Слайд 19

Рамам картин становится тесно от неиссякаемого изобилия даров природы. Эти полотна

Рамам картин становится тесно от неиссякаемого изобилия даров природы. Эти

полотна составляют оригинальный и своеобразный тип натюрморта, получивший наименование «лавки». Центром крепко сбитых композиций «лавок» является массивный прилавок или стол, на котором размещены груды битой дичи, фруктов, цветов и овощей.
Слайд 20

С любовью и мастерством переданы цвет, форма, фактура предметов. Такие натюрморты ранее украшали дворцы европейской знати.

С любовью и мастерством переданы цвет, форма, фактура предметов. Такие

натюрморты ранее украшали дворцы европейской знати.
Слайд 21

Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу «низменных» жанров. Однако именно

Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу «низменных» жанров. Однако

именно в 18 веке появляются великолепные полотна Жана Батиста Шардена, оживляющего мир «мёртвой натуры».С развитием академической системы художественного образования возникает учебный, или постановочный, натюрморт, ставший одним из обязательных элементов обучения.
Слайд 22

Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине 19 века. Импрессионисты

Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине 19 века.

Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира вещей, решают проблемы свето-цветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно. Постимпрессионисты разрабатывают сложные проблемы композиционного и цветового решения картины, выявляют материальную вещественность мира.
Слайд 23

Слайд 24

С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи.

С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией

живописи. Мастера фовизма идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры.
Слайд 25

Представители кубизма утверждают новые способы передачи пространства и предметов: конструируют объёмы

Представители кубизма утверждают новые способы передачи пространства и предметов: конструируют

объёмы на плоскости, расчленяют формы на простые геометрические тела, воспринятые с разных точек зрения, применяют монохромные тона, вводят в картины коллаж – различные присыпки, куски газет и другие материалы.
Слайд 26

Слайд 27

На начало 20 века приходится и расцвет русского натюрморта. Константин Коровин

На начало 20 века приходится и расцвет русского натюрморта. Константин

Коровин и мастера объединения «Бубновый валет» создают мажорные, сочные по цвету произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия.
Слайд 28

Игорь Грабарь написал тонкие, декоративные, поэтичные работы.

Игорь Грабарь написал тонкие, декоративные, поэтичные работы.

Слайд 29

Эти традиции были продолжены в советском искусстве 20-30-х годов. Красочные, воссоздающие

Эти традиции были продолжены в советском искусстве 20-30-х годов. Красочные,

воссоздающие богатство и разнообразие предметного мира работы создал Петр Кончаловский.
Слайд 30

Кузьма Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин

Слайд 31

Кузьма Петров-Водкин


Кузьма Петров-Водкин

Слайд 32

Кузьма Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин

Слайд 33

Кузьма Петров-Водкин


Кузьма Петров-Водкин

Слайд 34

Кузьма Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин

Слайд 35

Пётр Кончаловский

Пётр Кончаловский

Слайд 36

Николай Тырса

Николай Тырса

Слайд 37

Мартирос Сарьян

Мартирос Сарьян

Слайд 38

Илья Машков

Илья Машков

Слайд 39

Илья Машков

Илья Машков

Слайд 40

Юрия Пименов создал натюрморты своеобразные по манере, отражающие особенности современной 40-50-х годов 20 века.

Юрия Пименов создал натюрморты своеобразные по манере, отражающие особенности современной 40-50-х

годов 20 века.
Слайд 41

Юрий Пименов

Юрий Пименов

Слайд 42

В зарубежном натюрморте середины и второй половины 20 века выделяются работы

В зарубежном натюрморте середины и второй половины 20 века выделяются работы

итальянского живописца Джорджо Моранди. Его работы отличаются мягким созерцательным настроением, ясными композиционными построениями, блеклой цветовой гаммой.