“Символика чисел в романе Ф.М. Достоевского” “Преступление и наказание” Авторы- ученицы 10 класса: Школенок М.Зеричева Е. Шершнёва А. ЗагривинаЕ. Тупотилова Т.

Содержание

Слайд 2

2 Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. Иоганн Вольфганг Гете

2

Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.
Иоганн

Вольфганг Гете
Слайд 3

Широкое и священное значение числа 3 бросалось в глаза уже древним.

Широкое и священное значение числа 3 бросалось в глаза уже древним.

По Аристотелю, например, "три" есть "все" и "трижды" есть то же, что "во всех отношениях". Все, как говорили и пифагорейцы, ограничивается или определяется тремя; потому что конец, средина и начало заключают в себе число всего, а в нем содержится число три. Поэтому это число, взятое от природы, как её закон, применяется также в священных обрядах богопочитания.

«Число всего»

3

Слайд 4

3 -Марфа Петровна оставила Дуне т р и тысячи рублей по

3

-Марфа Петровна оставила Дуне т р и тысячи рублей по завещанию;
--Раскольников

закладывает «колечко» с т р е м я «камешками»;
-Придя на убийство, Раскольников т р и раза позвонил в колокольчик старухи;
-т р и раза ударил ее топором.;
-«Т р и встречи» Раскольникова с Порфирием Петровичем раскрывают философское содержание романа;
-На т р е т и й день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт»;
- в т р е х шагах стреляет Дуня;
- т р и билета вручает Соне Свидригайлов;
- т р и часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснется;
-«т р и раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову;
- у Сони т р и дороги, думает Раскольников, когда она стояла в т р е х шагах от стола;
-о т р е х тысячах рассуждает Свидригайлов;

4

Слайд 5

5 «Число всего» «Ну что ж в трех шагах и нельзя

5

«Число всего»

«Ну что ж в трех шагах и нельзя не убить.

Ну, а не убьете, тогда…- Глаза его засверкали, и он ступил еще два шага» (ч.6, гл.5)
«Вот три пятипроцентных билета, всего на три тысячи. Это вы возьмите себе, собственно себе… «(ч.6, гл.6)
«Ну, слушай историю: ровно на третий день после убийства, поутру … объявляется вдруг самый неожиданный факт» (ч2., гл.3)
Слайд 6

Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет вещи во

Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания;
Раскольников прячет вещи во дворе

под камень, где строится четырёхэтажный дом;
убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже;
полицейская контора расположена на четвёртом этаже этого же здания;
чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

6

Число «Воскрешения»

Слайд 7

7 «…Сестра умершего Марфа говорит ему: Господи! Уже смердит: ибо четыре

7

«…Сестра умершего Марфа говорит ему: Господи! Уже смердит: ибо четыре дни,

как во гробе… Она энергично ударила на слово: четыре…» (ч.4., г.4)
«Стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю…поклонись всему свету на все четыре стороны…» (ч.5., гл.4)
Слайд 8

7 Союз Бога и человека Издавна последователи древнегреческого философа Пифагора и

7 Союз Бога и человека

Издавна последователи древнегреческого философа Пифагора и исследователи

Библии – теологи считали число 7 «святым» числом, символом здоровья и разума.
Хорошо знакомый с трудами пифагорейцев и теологов, Достоевский сознательно приурочивает преступление Раскольникова к 7 часам. Идя на убийство в 7 часов, Раскольников тем самым уже был заранее обречен на поражение.
Вот почему, чтобы снова стать человеком, Раскольников должен еще раз «пройти» через это «святое» число. Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число

8

Слайд 9

7 -Сам роман с е м и ч л е н

7

-Сам роман с е м и ч л е н е

н (6 частей и эпилог);
- первые две части состоят из с е м и глав каждая;
- роковое время для Раскольникова – 7 часов вечера;
Цифра 7 буквально преследует Раскольникова: «Приходите-то завтра, часу в с е дьмом – с»;
«В седьмом часу, завтра»; «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в с е м ь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в с е м ь часов вечера, останется дома одна».
9
Слайд 10

10 Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе

10

Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался

чей-то крик: «Седьмой час давно!» (ч.1., гл.4)
«Им оставалось ещё семь лет. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти семь лет как на семь дней»
Слайд 11

7 Свидригайлов, который как бы олицетворяет все зло, до которого может

7

Свидригайлов, который как бы олицетворяет все зло, до которого может довести

Раскольникова его преступная теория, тоже прожил с Марфой Петровной с е м ь лет, но для него они были не как с е м ь дней счастья, а как с е м ь лет каторги. Любопытно, что об этих семи годах, прожитых с Марфой Петровной, Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «Во все наши с е м ь лет… С е м ь лет из деревни не выезжал… все с е м ь лет, каждую неделю сам заводил; с е м ь лет безвыездно проживал», «с е м ь лет прожил в деревне».
Можно отметить также с е м ь детей портного Капернаумова, у которого Соня снимает комнату, с е м и л е т н и й голосок, певший «Хуторок», сон Раскольникова перед убийством, когда он представлял себя с е м и л е т н и м мальчиком, с е м ь с о т тридцать шагов от дома Раскольникова до дома старухи, с е м ь д е с я т тысяч долга Свидригайлова.
Слайд 12

12 Число высшей справедливости «Я поздно…Одиннадцать часов есть?» – время прихода

12

Число высшей справедливости

«Я поздно…Одиннадцать часов есть?» – время прихода Раскольникова к

Соне.
После посещения Сони «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу»
Слайд 13

Число высшей справедливости Евангельская притча о том, что «царство небесное подобно

Число высшей справедливости

Евангельская притча о том, что «царство небесное подобно

хозяину дома, который вышел рано утром нанять работников в виноградник свой». «Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости». Достоевский напоминает, что Раскольникову в этот евангельский час всё ещё не поздно признаться и покаяться.

13

Слайд 14

11 -Был одиннадцатый час, когда Раскольников вышел от Мармеладовых на улицу.

11

-Был одиннадцатый час, когда Раскольников вышел от Мармеладовых на улицу.
-Перед

тем как Раскольников вошел к Соне, часы за стеною у Капернаумова только что пробили одиннадцать.
-Третий раз упоминается это время, когда «ровно в о д и н н а д ц а т ь Раскольников вошел в дом ,в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».

14

Слайд 15

-Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние т р и д

-Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние т р и д

ц а т ь копеек, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой;
--Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до т р и д ц а т и»;
- Соня выносит Мармеладову 30 копеек,
-первый раз она же приносит “с работы” 30 целковых;
-Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как Иуда, предает ее, покушаясь на ее жизнь.

«Число Иуды»

15

Слайд 16

«Число Иуды» «Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол

«Число Иуды»

«Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед

ней тридцать целковых молча выложила» (ч.1., гл.2)
«Вот этот самый штоф-с на ее деньги и куплен. Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел…» (ч.1., гл.2)

16