0009d089-a424eec2

Содержание

Слайд 2

…Прочие не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в

…Прочие не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в

плаче Ярославны, в описании битвы и бегства. Кому бы пришло в голову взять в предмет песни темный поход неизвестного князя? Кто с таким искусством мог затмить некоторые места из своей песни, открытыми впоследствии в старых летописях или отысканными потом в других славянских наречиях, где ещё сохранились они во всей свежести употребления.
А.С.Пушкин. Статья
«Песнь о полку Игореве» 1830
Слайд 3

Титульный лист первого издания (1800) А. И. Мусин-Пушкин Неизвестный художник. Конец

Титульный лист
первого издания (1800)

А. И. Мусин-Пушкин
Неизвестный художник.

Конец XVIII в.

История находки «Слова о полку…»

Рукопись «Слова» сохранилась только в одном списке, входившем в сборник древнерусских летописей, принадлежавший одному из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников русских древностей, графу Алексею Мусину-Пушкину. Со слов самого Мусина-Пушкина, он приобрёл рукопись у бывшего архимандрита упразднённого к тому времени
Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле Иоиля в конце 1780-х годов. Однако эта версия, долгое время считавшаяся общепринятой, была опровергнута в исследованиях
1990-х годов. Согласно последним исследованиям, более вероятной считается версия
о том, что Мусин-Пушкин, будучи обер - прокурором Синода, получил сборник,
содержавший «Слово», из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря зимой
1791/92 года и присвоил его.

История находки

Слайд 4

А. М. Мусин - Пушкин будучи опытным историком и археографом и

А. М. Мусин - Пушкин будучи опытным историком и археографом и

сразу понял, что перед ним новый, еще неизвестный памятник древнерусской литературы,
имеющий большую историческую
и художественную ценность.
Было это в 1792 году.
Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто.
С текста литературного памятника — «Слова о полку Игореве» — сразу сделали список для Екатерины II.

Через восемь лет, в 1800 году, стараниями нескольких ученых произведение было издано, а еще через двенадцать лет случилось непоправимое — единственный подлинный текст «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара. Оправившись после Отечественной войны, ученые начали сличать Екатерининский список и текст, изданный Мусиным Пушкиным. Оказалось, что в них имеются много
численные орфографические расхождения. В некоторых ситуациях эти расхождения вызывали затруднения при понимании смысла слов, возникли так называемые
«темные места»

Д.Н. Кардовский. Москва в сентябре 1812 года

Подлинный текст «Слова о полку Игореве» сгорел

Слайд 5

«Слово о полку Игореве» «Слово о Полку Игореве» (фотокопия списка 1812г.)

«Слово о полку Игореве»

«Слово о Полку Игореве»
(фотокопия списка 1812г.)


Титульный лист издания Academia (1934)
в палехском оформлении

Слайд 6

Ю.Богачёв. Слово о полку Игореве, 2011 «Слово о походе Игоревом, Игоря,

Ю.Богачёв. Слово о полку Игореве, 2011

«Слово о походе Игоревом, Игоря,

сына Святославова, внука Олегова» на древне – русском звучит как «Сло́во о плъку́ И́горєвѣ · И́горѧ сына Свѧ́тъславлѧ, вну́ка О́льгова».
Это - величайший памятник древнерусской литературы XII века.

Д.С. Лихачев указывал на сочетание
в «Слове…» плача» и «славы».
Что оплакивается и что прославляется
в произведении?

Кто же автор «Слова…»?

Историческая основа «Слова о полку Игореве»

Сюжетную основу составляют подлинные исторические события: неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича против степных кочевников половцев весной 1185 года, когда, не посоветовавшись с другими князьями, Игорь со своим сыном Владимиром, с братом Всеволодом, княжившим в Трубчевске, и со своим племянником Святославом Ольговичем из Рыльска выступает в поход на половцев.

?

Слайд 7

Сохранились два летописных рассказа о походе князя Игоря. Один из них

Сохранились два летописных рассказа о походе князя Игоря. Один из

них включён в Ипатьевскую летопись, другой содержится в Лавреньтьевской летописи.

Как отражен поход князя Игоря
в русской истории?

Походу князя Игоря предшествовал другой, в котором объединённые силы русского войска возглавил Киевский князь Святослав Всеволодович (1184г.). Князь Игорь в этом походе не участвовал. У него созрел дерзкий план: единолично «поискать славы» и отправиться в поход на половцев.

Слайд 8

- Почему повесть о походе князя Игоря автор называет печальной? Как

- Почему повесть о походе князя Игоря
автор называет печальной?

Как звучит «Слово…»?
Чем оно напоминает вам памятники
древнерусской литературы?
Почему автор хочет следовать не
«замышлению Боянову, а
«былям сего времени»?
Как описывается природа «Слове…»?
Какую роль играет в поэме
затмение солнца? –
Определите отношение автора
к князю Игорю.
Осуждает ли он его за поход?
- Почему повторяются строки:
«О русская земля! Уже ты за холмом!»
- Как построено «Слово…»?
Какую роль играет зачин?
- Как описывается в поэме битва?

Вопросы для исследования
«Слова о полку Игореве»

?

?

Ю.Богачёв. Слово о полку Игореве, 2011

Слайд 9

Зачин Композиция «Слова о полку Игореве» в высшей степени продуманная и

Зачин

Композиция «Слова о полку Игореве» в высшей
степени

продуманная и стройная, что говорит
о высокой литературной культуре автора
литературного памятника Древней Руси

Концовка

Основная часть

Центральный фрагмент,
посвящен Святославу (сон Святослава,
его толкование боярами, «золотое слово» Святослава, сливающееся с авторскими
обращениями

Повествование о походе Игоря и его
последствиях для Руси, прерываемое
тремя авторскими отступлениями

Заключительный фрагмент,
связанный с возвращением Игоря
из плена (плач - заклинание Ярославны,
бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака

Важную композиционную роль играют повторы:
они помогают объединить относительно
самостоятельные эпизоды в одно целое

Слайд 10

Илья Глазунов. “Боян. Слава предкам!” (1992) Зачин: «Начать древним складом печальную

Илья Глазунов.
“Боян. Слава предкам!” (1992)

Зачин: «Начать древним складом
печальную повесть

о битвах Игоря»

«Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей песнь о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову. Ведь Боян вещий, если кому хотел песнь слагать, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками, ибо помнил он, говорят, прежних времен усобицы. Тогда напускал он десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал сокол — та первой пела песнь старому Ярославу, храброму Мстиславу, зарезавшему Редедю перед полками касожскими, прекрасному Роману Святославичу. А Боян, братья, не десять соколов на стаю лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал, а они сами славу князьям рокотали».
"Слово о полку Игореве"
Перевод Д.С.Лихачева

Литературоведческий словарь: развернутая метафора: соколы — персты, лебеди - струны

Слайд 11

Кадр из фильма – оперы «Князь Игорь» режиссера Р. Тихомирова. В

Кадр из фильма – оперы «Князь Игорь» режиссера Р. Тихомирова.
В

роли Ярославны Нелли Пшенная.

Кадр из фильма – оперы «Князь Игорь»
режиссера Р. Тихомирова.
В роли князя Игоря Борис Хмельницкий

Мы же по иному замышленью Эту повесть о године бед Со времен Владимира княженья Доведем до Игоревых лет
«Слово о полку Игореве»
в переводе Н. Заболоцкого

«Повесть… доведем до Игоревых лет…»

Слайд 12

Игорь к Дону войско ведет. Иллюстрация И. Голикова к изданию "Слова

Игорь к Дону войско ведет.
Иллюстрация И. Голикова к изданию
"Слова о

полку Игореве".1934

Русская дружина выступила
23 апреля 1185 года, во вторник.
У берегов Донца 1 мая её застигло солнечное затмение. Ещё два дня у реки Оскола Игорь ждал своего брата Всеволода, который шёл с войском из Курска.

Исторические источники и свидетельства о походе князя Игоря убеждают в том, что автор «Слова…» точно следовал своему принципу: писать «по былинам сего времени».

«Игорь к Дону войско ведет…»

Начало похода
князя Игоря

Слайд 13

Выступление Игоря и Всеволода. Иллюстрация И. Голикова к изданию "Слова о

Выступление Игоря и Всеволода. Иллюстрация
И. Голикова к изданию

"Слова о полку Игореве".1934

«Игорь-князь с могучею дружиной мила брата Всеволода ждет…»

Слайд 14

Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило:

Но, взглянув на солнце
в этот день,
Подивился Игорь на

светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина.
Князь промолвил:
"Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!"
Вспала князю эта мысль на ум –
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
"Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!"

«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом…»

С. Кобуладзе. Затмение солнца
Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Князь Игорь. Худ. И Глазунов.

Слайд 15

Слово "тур" издавна в русском языке обозначает силу и мощь, поэтому

Слово "тур" издавна в русском языке обозначает силу и мощь, поэтому

в "Слове о полку Игореве" туром назван могучий воин князь Всеволод - "буй тур". По существу, Всеволод — один из главных героев поэмы. Упоминания о нем рассеяны по всему тексту, собранные же воедино, они создают удивительно цельный и могучий образ Начальные слова Всеволода свидетельствуют о крепких братских узах, связывающих его с Игорем. «Игорь ждет милого брата Всеволода.   И сказал ему буй-тур Всеволод:  "Один брат, один свет светлый — ты. Игорь!  Седлай же, брат мой, своих борзых коней, а мои-то готовы, оседланы у Курска еще раньше"».  В разгар битвы Игорь поворачивает свои полки, чтобы прийти на помощь Всеволоду («жаль ему милого брата Всеволода»), но напрасно — «на третий день к полудню пали стяги Игоревы».

Буй - тур Всеволод

«Седлай же, брат мой, своих борзых коней…»

Слайд 16

«Буй-Тур Всеволод, гремишь по шлемам мечами булатными…» Иллюстрация Маковской Г.Н.

«Буй-Тур Всеволод, гремишь по шлемам мечами булатными…»
Иллюстрация Маковской Г.Н.

Слайд 17

Кадр из фильма – оперы «Князь Игорь» режиссера Р. Тихомирова В

Кадр из фильма – оперы «Князь Игорь» режиссера Р. Тихомирова
В

роли князя Игоря Борис Хмельницкий.

«С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

Слайд 18

Кадр из фильма – оперы «Князь Игорь» режиссера Р. Тихомирова. В

Кадр из фильма – оперы «Князь Игорь» режиссера
Р. Тихомирова. В

роли князя Игоря Борис Хмельницкий

«Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»

Слайд 19

«О Русская земля! Ты уже за холмом…» Аполлинарий Михайлович Васнецов Родина, 1886

«О Русская земля! Ты уже за холмом…»

Аполлинарий Михайлович Васнецов Родина, 1886

Слайд 20

«Быть сегодня грому на Каяле, лить дождю и стрелами хлестать!» Кадр

«Быть сегодня грому на Каяле, лить дождю и стрелами хлестать!»

Кадр

из фильма – оперы «Князь Игорь»
режиссера Р. Тихомирова. В роли князя Игоря Борис Хмельницкий

«Слово о полку Игореве»… нарушает обычную для Древней Руси хронологическую последовательность рассказа, нарушает единство настроения, соединяет эпичность и лиричность. Оно в гораздо большей степени, чем обычные произведения Древней Руси, отражает личные мнения и настроения автора.
Д.С. Лихачев

Слайд 21

Путь полков Игоря в половецкую Тмутаракань

Путь полков Игоря в половецкую Тмутаракань

Слайд 22

Кончак. Иллюстрация к «Слово о полку игореве» художника Юрьева Э. М.1964

Кончак. Иллюстрация к «Слово о полку игореве» художника Юрьева Э. М.1964


Слайд 23

В.М.Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами Расчёт на неожиданное нападение

В.М.Васнецов. После побоища Игоря
Святославовича с половцами

Расчёт на неожиданное нападение

не оправдался. В первой битве победили
русские войска. Вторая битва шла без перерыва больше двух суток.
Половецкое войско по численности намного превосходило русское. Русские
были окружены половцами плотным кольцом.

Вторая битва

Слайд 24

Битва. Иллюстрация И. Голикова к изданию "Слова о полку Игореве".1934 «Не

Битва. Иллюстрация И. Голикова к изданию "Слова о полку Игореве".1934

«Не воскреснуть

Игоря дружине, Не подняться после грозной сечи!»
Слайд 25

Лопатин Н. П. Триптих «Слово о полку Игореве»; 1989 Автор осуждает

Лопатин Н. П. Триптих «Слово о полку Игореве»; 1989

Автор

осуждает политику русских князей, заботящихсятолько о собственном благе: «Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: „Это мое, и то мое же“.
И стали князья про малое „это великое“ молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». Появляется новый мотив — мотив печали о погибших воинах, которых уже ничем не воскресить: «И Игорева храброго полка не воскресить!» Эта фраза станет еще одним рефреном, объединяющим две части.
Слайд 26

И.И.Голиков Иллюстрации к "Слову о полку Игореве«. Пленение Игоря Пленение Игоря

И.И.Голиков Иллюстрации к "Слову
о полку Игореве«. Пленение Игоря

Пленение Игоря


Юрьев Элли Михайлович. Иллюстрация
к «Слово о полку Игореве». 1984 г.

В жестокой сече спаслось только 15 человек. Князь Игорь, его сын Владимир и брат Всеволод попали в плен. Последствия поражения войска князя Игоря оказались крайне тяжелы для Руси. Благодаря помощи половца Овлура Игорь совершил побег. Путь до пограничного города Донца занял 11 дней.

Слайд 27

А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. «Этой ночью

А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. «Этой

ночью с вечера одевали меня, — говорил, — чёрным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов поганых толковин и нежили меня. Уже доски без князька в моём тереме златоверхом. Всю ночь с вечера серые вороны граяли у Плесньска, в предграде стоял лес Кияни, и понеслись вороны к синему морю».
И сказали бояре князю: «Уже, князь, горе ум полонило; это ведь два сокола слетели с отчего престола золотого добыть города Тьмутороканя или испить шлемом Дона. Уже соколам крыльца подсекли саблями поганых, а самих опутали в путы железные».
(Перевод Д. С. Лихачева)
Кем приходится (имеются в виду родственные отношения) Святослав
князю Игорю?
Ответ:
2. Один из двух «соколов», о которых иносказательно упоминают бояре, — князь
Игорь. Назовите имя второго князя, отправившегося в поход вместе с Игорем.
Ответ:
З. Как называется повтор однокоренных слов с целью усиления выразительных
качеств художественной речи (например, «опутали в путы»)?
Ответ:
4. При помощи какого постоянного эпитета, характерного для фольклора, описывается
в отрывке море?
Ответ:

Анализ текста

?

?

?

отцом

Всеволод

тавтология

синее

Слайд 28

Золотое слово Святослава. Иллюстрация к «Слову…» художника Маковской Г.Н.

Золотое слово Святослава.
Иллюстрация к «Слову…» художника Маковской Г.Н.

Слайд 29

И тогда великий Святослав Изронил свое златое слово. Со слезами смешано,

И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово.
Со

слезами смешано, сказав:
"О сыны, не ждал я зла такого!
Загубили юность вы свою,
На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали. Ваше сердце в кованой броне Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?
Где мой брат, мой грозный Ярослав,
Где его черниговские слуги,
Где татраны, жители дубрав,
Топчаки, ольберы и ревуги?
А ведь было время - без щитов. Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отметить за наши пепелища.
Вот где славы прадедовской гром!

«Златое слово Святослава»

Кадр из фильма – оперы «Князь Игорь».

Как вы понимаете слова о том,
что русичи, отправляются в поход,
«ища себе чести, а князю славы»?

?

Автору хочется верить в помощь русских князей своим братьям: «Стреляй же, господин, в Кончака, поганого половчанина, за землю Русскую, за раны Игоревы, храброго Святославича!»

Слайд 30

В. Г. Перов. Плач Ярославны Над широким берегом Дуная, Над великой

В. Г. Перов. Плач Ярославны

Над широким берегом Дуная, Над великой Галицкой землей Плачет,

из Путивля долетая. Голос Ярославны молодой; "Обернусь я, бедная, кукушкой, По Дунаю-речке полечу И рукав с бобровою опушкой, Наклонясь, в Каяле омочу. Улетят, развеются туманы, Приоткроет очи Игорь-князь, И утру кровавые я раны, Над могучим телом наклонясь". Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря займется поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру: "Что ты, Ветер, злобно повеваешь, Что клубишь туманы у реки, Стрелы половецкие вздымаешь, Мечешь их на русские полки? Чем тебе не любо на просторе Высоко под облаком летать, Корабли лелеять в синем море, За кормою волны колыхать?

Плач Ярославны

Слайд 31

Кадр из фильма – оперы «Князь Игорь» режиссера Р. Тихомирова В

Кадр из фильма – оперы «Князь Игорь» режиссера Р. Тихомирова
В

роли князя Игоря Борис Хмельницкий

Благодаря помощи половца Овлура Игорь совершил побег.

Слайд 32

Почему рассказ о второй битве прерывается авторским отступлением – воспоминанием о

Почему рассказ о второй битве
прерывается авторским отступлением –

воспоминанием о временах Олега
Святославовича?
Как вы понимаете смысл «вещего
сна» Святослава?
Почему его слово автор называет
«Золотым словом, со слезами
смешанным»?
Почему князь Игорь решился на
побег? Как природа помогает ему в
этом?
Как меняется общая тональность
поэмы к ее финалу?
Почему поэма заканчивается
«славой» князьям и дружине?

Вопросы для исследования «Слова о полку Игореве»

Кадр из фильма – оперы «Князь Игорь»

В зачине — образцы дружинной поэзии (образ Бояна), в первой части — воинская повесть. Вторая часть — жанр «слова» (торжественное красноречие), третья часть — плач, повествование, в концовке — «слава».

Какие жанры мы встречаем в «Слове...»?

?

Слайд 33

Последний фрагмент первой части посвящен последствиям похода Игоря для Русской земли.

Последний фрагмент первой части посвящен последствиям похода Игоря для Русской земли.

Автор искренне горюет о пленении русских князей, дает характеристику тяжелым последствиям их необдуманного похода:
Игорь и Всеволод «непокорством зло пробудили».
Слайд 34

«Слово» выросло на плодородной почве русской культуры XII в. «Слово» глубокими

«Слово» выросло на плодородной почве русской культуры XII в. «Слово»

глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям. Вместе с тем в «Слове» достигли своего весеннего цветения лучшие стороны русской культуры. …Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика – основной художественный образ «Слова…»
Д. С. Лихачев. Великое наследие

Д.С. Лихачев

Сейчас, когда я вошел в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нем знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нем этих сечений, все в нем полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит – это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская .
Из письма Н.Заболоцкого
Н. Л. Степанову 20 июня 1945.

Н.Заболоцкий

«Основной художественный образ «Слова…»

«Собор нашей древней славы…»