20131113_pushkinskie_motivy_i_obrazy_v_drame_lermontova_maskarad

Содержание

Слайд 2

«Лермонтов и Пушкин - образы «предустановленные», загадка русской жизни и литературы.

«Лермонтов и Пушкин - образы «предустановленные», загадка русской жизни и литературы.

Два магических слова – «собственные имена» русской истории и народа русского - становятся лозунгами двух станов русской литературы, русской мистической действительности»,
(А.А. Блок, «Педант о поэте». 1905 г.)
Слайд 3

Драма «Маскарад» по праву занимает одно из ведущих мест в литературном

Драма «Маскарад» по праву занимает одно из ведущих мест в литературном

наследии М.Ю. Лермонтова.
Она представляет собой итог юношеского творчества Лермонтова, впитывающий в себя всю основную тематику и стилистику этого периода.
Слайд 4

Цель работы: изучение вопроса о преемственности Лермонтовым М.Ю. пушкинского миропонимания и

Цель работы: изучение вопроса о преемственности Лермонтовым М.Ю. пушкинского миропонимания и

пушкинской эстетики в контексте новой литературно-исторической эпохи.


Слайд 5

Глава I Место и значение драмы «Маскарад» в творчестве М.Ю. Лермонтова

Глава I Место и значение драмы «Маскарад» в творчестве М.Ю. Лермонтова

«Маскарад» является

своеобразным рубежом в творческой эволюции Лермонтова-драматурга.
В ней подверглась переосмыслению юношеская концепция протестующего героя;
в драме выносится на суд читателей нравственная позиция самого автора, его идеал жизни, его нормы отношения к обществу, к людям.
Это единственная драма, которая была написана им специально для театра.
Слайд 6

В идейно-философской основе мотивов пьесы «Маскарад» наиболее распространенные увлечения современной Лермонтову

В идейно-философской основе мотивов пьесы «Маскарад» наиболее распространенные увлечения современной Лермонтову

дворянской молодежи – карточная игра и костюмированные балы с их обязательной интригой.
Слайд 7

Глава 2. М.Ю. Лермонтов как восприемник пушкинского миропонимания и пушкинской эстетики

Глава 2. М.Ю. Лермонтов как восприемник пушкинского миропонимания и пушкинской эстетики

Слайд 8

Анализируя истоки пушкинской темы в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», мы сравнили

Анализируя истоки пушкинской темы в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», мы сравнили

основные мотивы, сюжетные линии отдельно взятых произведений обоих авторов и пришли к выводу:
В содержательном плане их творчество имеет множество сходных элементов.
Основным является мотив карт, заимствованный Лермонтовым из повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама».
Философия карточной игры рассматривается авторами как преступление, связь с демонизмом и как вызов Судьбе.
Слайд 9

Глава 3 Литературно-критические материалы на урокахлитературы в старших классах (по драме

Глава 3 Литературно-критические материалы на урокахлитературы в старших классах (по драме М.

Ю. Лермонтова «Маскарад»)

Безусловную историко-литературную связь Лермонтова с Пушкиным установил еще В.Г. Белинский. В соответствии с задачами, стоящими перед ним, Белинский заострил внимание на различиях Пушкина и Лермонтова, тем самым выступая против истолкования Лермонтова как подражателя Пушкина. К тому же, критик стремился новый период русской литературы не связывать с именем Пушкина.

Слайд 10