Аристотель (384-322)

Содержание

Слайд 2

Эллинистический мир (~380-30) После завоеваний Филиппа и Александра полис перестает быть

Эллинистический мир (~380-30)

После завоеваний Филиппа и Александра полис перестает быть самостоятельной

политической единицей.
Переход к наследственным монархиям.
Греческая культура распространяется по средиземноморью и смешивается с местными обычаями.
В философии: этическая направленность, синтез восточного мистицизма и классической греческой философии.
Глобализация
Слайд 3

Эллинистические гос-ва III в. до н.э.

Эллинистические гос-ва III в. до н.э.

Слайд 4

Аристотель рассматривает классический полис, хотя и утверждает о возможности построения мирового

Аристотель рассматривает классический полис, хотя и утверждает о возможности построения мирового

эллинского государства, но как союз греческих городов.
Свобода-нет у варваров. Раб тождественен варвару, т.о. грекам прилично властвовать над варварами. Аристотель вводит понятие «справедливой войны».
Есть люди по природе—рабы, а есть—свободные.
Раб и господин соотносятся как собственность и хозяин, человек и полис
Слайд 5

Политика: 5 вопросов 1. Экономика 2. Наилучший образ правления 3. Общая

Политика: 5 вопросов
1. Экономика
2. Наилучший образ правления
3. Общая теория Полиса
4. Конкретные

формы правления и причины их деградации
5. Идеальное государство
Слайд 6

Справедливость Справедливость—высшая воспитуемая добродетель Справедливость—высшая добродетель Справедливость—воспитуемая (а не природная) добродетель

Справедливость

Справедливость—высшая воспитуемая добродетель
Справедливость—высшая добродетель
Справедливость—воспитуемая (а не природная) добродетель (см. Сократ, Платон)
Справедливость—это

добродетель не сама по себе, но применительно к другому
Справедливость совершается тоько тогда, когда человек совершает благо для другого: человека, общества, полиса
Вопрос современного человека:
Слайд 7

А как же Я?!

А как же Я?!

Слайд 8

Полис Я делаю все для всех Каждый творит благо для всех

Полис

Я делаю все для всех
Каждый творит благо для всех
Я получаю благо

от каждого, что больше, чем мог бы получить сам
Если каждый же будет творить несправедливость ко всем, то полис распадется
Слайд 9

Высшее благо для человека—свободная созерцательная жизнь Иерархия благ: здоровье, еда, богатство…

Высшее благо для человека—свободная созерцательная жизнь
Иерархия благ: здоровье, еда, богатство…
Богатство—ресурс, а

не цель
Стяжательство—возникает из денежного обмена, ценность всего измеряется в деньгах, неправильный тип хоз-ва
Экономика—удовлетворение хозяйственных нужд, правильный тип
Слайд 10

Государство—общение ради блага Государство — продукт естественного развития, и человек, по

Государство—общение ради блага

Государство — продукт естественного развития, и человек, по природе

своей, животное политическое; кто живет, в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо недоразвитое в нравственном отношении;
Человек физически не может жить вне общения
Слайд 11

Происхождение и развитие государства Государству предшествует Семья (биологическое общение) и селение

Происхождение и развитие государства

Государству предшествует
Семья (биологическое общение)
и селение (разросшаяся

семья под властью патриарха) (общение ради безопасности)
Общение о(б общем) благе—полис
Завершенное гос-во: достигшее самодовлеющего состояния, возникшее из потребностей жизни, но существующее для блага.
Власть политическая: власть над свободными и равными. Власть патриарха—власть господская, монархическая. Даже если и над свободными-то не над равными
Слайд 12

Полис предшествует человеку: сущностно, полис—целое, а человек—часть. Часть не может существовать

Полис предшествует человеку: сущностно, полис—целое, а человек—часть.
Часть не может существовать без

целого
Первичен коллектив, а не личность
Человек важен в той мере, в какой он часть этого коллектива: насколько он вкладывается в строительство полиса, настолько он человек.
Слайд 13

Так как всякое государство представляет собою своего рода общение, всякое же

Так как всякое государство представляет собою своего рода общение, всякое же

общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к какому-либо благу; преимущественно же стремится к высшему из всех благу то общение, которое является наиболее важным из всех, как обнимающее собою все остальные общения. Это-то общение и называется полисом (государством), или общением политическим.
Слайд 14

Человек, по природе своей, животное политическое Человек—наиболее совершенное из живых существ

Человек, по природе своей, животное политическое

Человек—наиболее совершенное из живых существ
Свобода
Речь
Граждане—те, кто

принимает участие в делах гос-ва
Платон видит в государстве единодушие, Аристотель стремится сохранить множественность разных элементов, которые составляют единство. В управление принимают участие все свободные и равные (взаимообмен властных и подчиняющихся)
Собственность: лучше, чтобы была частной, а пользование ею общим
Слайд 15

Признаки гражданства Сын свободных родителей Проблема изменения строя—наделение гражданскими правами метеков

Признаки гражданства

Сын свободных родителей
Проблема изменения строя—наделение гражданскими правами метеков
Граждане-те, кто участвуют

в суде и народном собрании
Поэтому дети и старцы—граждане лишь в относительном смысле
Слайд 16

Задачи политики Какое государственное устройство наилучшее? Какой строй наилучший при данных

Задачи политики

Какое государственное устройство наилучшее?
Какой строй наилучший при данных обстоятельствах?
Когда невозможно

ввести наилучший, какой строй будет наиболее устойчивым?
Возможно ли определить универсальный строй для всех полисов?
Слайд 17

Квалификационная сетка Наиболее устойчивой формой правления будет та, которая соответствует сословной

Квалификационная сетка

Наиболее устойчивой формой правления будет та, которая соответствует сословной структуре

и ряду критериев:
Должностные лица занимающие магистратуру (политическая специализация). Они должны быть наиболее достойными: духовная аристократия
Главенство закона (противоположность произволу правителя или толпы)
Слайд 18

Формы правления

Формы правления