Александр Александрович Блок (1880-1921) – поэт-символист, драматург, литературный критик

Содержание

Слайд 2

Отец – Александр Львович Блок (1852-1909), юрист, профессор Варшавского университета. Мать

Отец – Александр Львович Блок (1852-1909), юрист, профессор Варшавского университета. Мать

– Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух , 1860-1923; (в девичестве Бекетова). Родители Блока разошлись сразу после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. Его дед, известный русский ботаник Бекетов, некоторое время был ректором Петербургского университета, бабка и все ее дочери занимались литературной деятельностью, переводили, сочиняли. В детстве на Блока оказала большое влияние русская классическая литература, культ которой был в семье Бекетовых. Самое сильное впечатление на мальчика произвела романтическая поэзия Жуковского. Летние месяцы Блок проводил в имении деда Бекетова – Шахматове.
Слайд 3

Слева направо: дед Блока А.Н. Бекетов, А.Л. Блок и А.А. Бекетова.

Слева направо: дед Блока А.Н. Бекетов, А.Л. Блок и А.А. Бекетова.

Слайд 4

Слева направо: А.А. Блок, Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, А.А. Кублицкая-Пиоттух.

Слева направо: А.А. Блок, Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, А.А. Кублицкая-Пиоттух.

Слайд 5

А.Блок, А.А.Кублицкая-Пиоттух (мать поэта), А.Н.Бекетов (дед), Н.Н.Бекетов, Е.Г.Бекетова (бабушка), М.А.Бекетова в Шахматове. 1894.

А.Блок, А.А.Кублицкая-Пиоттух (мать поэта), А.Н.Бекетов (дед), Н.Н.Бекетов, Е.Г.Бекетова (бабушка), М.А.Бекетова в

Шахматове. 1894.
Слайд 6

Слайд 7

Андрей Кублицкий-Пиоттух, Александр Блок, Феликс Кублицкий-Пиоттух. Петербург. 1889

Андрей Кублицкий-Пиоттух, Александр Блок, Феликс Кублицкий-Пиоттух. Петербург. 1889

Слайд 8

Первые стихи поэт пишет в 5 лет. Вместе с братьями издает

Первые стихи поэт пишет в 5 лет. Вместе с братьями издает

рукописный журнал. К 16 годам относится его увлечение театром. Он проявляет себя как талантливый актер, записывается в Петербурге в театральный кружок. Семья Блока живет в Петербурге, Блок посещает гимназию. Во время путешествия с матерью в Германию в 1897 г. переживает чувство первой любви. Эта романтическая платоническая любовь отразится в его ранней лирике. В 1898 г. Блок поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, через 3 года переводится на славяно-русское отделение историко-филологического университета, которое закончит в 1906 г.
Слайд 9

Слайд 10

Блок «Из автобиографии» Университет не сыграл в моей жизни особенно важной

Блок «Из автобиографии» Университет не сыграл в моей жизни особенно важной роли,

но высшее   образование дало, во всяком случае, некоторую умственную дисциплину и   известные навыки, которые очень помогают мне и в историко-литературных, и в   собственных моих критических опытах, и даже в художественной работе   (материалы для драмы "Роза и Крест"). С годами я оцениваю все более то, что   дал мне университет в лице моих уважаемых профессоров - А. И. Соболевского,   И. А. Шляпкина, С. Ф. Платонова, А. И. Введенского и Ф. Ф. Зелинского. Если мне удастся собрать книгу моих работ и статей, которые разбросаны в немалом   количестве по разным изданиям, но нуждаются в сильной переработке, - долею   научности, которая заключена в них, буду я обязан университету.
Слайд 11

В 1898 г. Блок знакомится с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью Д.И.

В 1898 г. Блок знакомится с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью Д.И.

Менделеева. В 1903 г. они поженились.
Слайд 12

Сцены из любительских спектаклей: Чацкий и София («Горе от ума»), Марина Мнишек и Лжедмитрий («Борис Годунов»).

Сцены из любительских спектаклей: Чацкий и София («Горе от ума»), Марина

Мнишек и Лжедмитрий («Борис Годунов»).
Слайд 13

Л.Д. Менделеева в роли Офелии.

Л.Д. Менделеева в роли Офелии.

Слайд 14

Блок сближается с символистами. Дебют его состоялся весной 1903 г. -

Блок сближается с символистами. Дебют его состоялся весной 1903 г. -

в петербургском журнале «Новый путь» и в московском альманахе «Северные цветы». Он устанавливает связи в символистском кругу в Петербурге (с Д. Мережковским и З. Гиппиус) и в Москве (с В. Брюсовым). Но особенно близким Блоку оказался образовавшийся тогда в Москве кружок молодых поклонников и последователей философа Вл. Соловьева , главную роль среди которых играл начинающий поэт, пpозаик, теоретик Андрей Белый. Ранние лирические циклы: ANTE LUCEM («До света») (1898-1900) Стихи о Прекрасной Даме (1901-1902) Распутья (1902-1904)
Слайд 15

В сущности, только после окончания "университетского" курса началась моя "самостоятельная" жизнь.

В сущности, только после окончания "университетского" курса началась   моя "самостоятельная" жизнь.

Продолжая писать лирические стихотворения, которые все, с 1897 года, можно рассматривать как дневник, я именно в год   окончания курса в университете написал свои первые пьесы в драматической   форме…
Слайд 16

Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной

Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной

краской. Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших   на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М. С. и О. М. Соловьевыми, 3. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым; события 1904 - 1905 года; знакомство   с театральной средой, которое началось в театре покойной В. Ф.   Коммиссаржевской; крайнее падение литературных нравов и начало «фабричной» литературы, связанное с событиями 1905 года; знакомство с творениями  покойного Августа Стриндберга (первоначально - через поэта Вл. Пяста); три заграничных путешествия: я был в Италии - северной (Венеция, Равенна, Милан) и средней (Флоренция, Пиза, Перуджия и много других городов и местечек Умбрии), во Франции (на севере Бретани, в Пиренеях - в  окрестностях Биаррица; несколько раз жил в Париже), в Бельгии и Голландии; кроме того, мне приводилось почему-то каждые шесть лет моей жизни   возвращаться в Bad Nauheim (Hessen-Nassau), с которым у меня связаны   особенные воспоминания. Этой весною (1915 года) мне пришлось бы возвращаться туда в четвертый раз; но в личную и низшую мистику моих поездок в Bad Nauheim вмешалась общая и высшая мистика войны.
Слайд 17

На тематику сборника «Стихи о Прекрасной Даме» повлияло учение религиозного философа-идеалиста

На тематику сборника «Стихи о Прекрасной Даме» повлияло учение религиозного философа-идеалиста

Владимира Соловьева (1853-1900) о Софии, Божественной Премудрости. София соединяет в себе всё: духовное и материальное, вечное и временное, общее и частное, божественное и тварное. София – это, по Соловьеву, Вечная Женственность, любовь. У Блока это неземная совершенная Вечная Жена, явление которой в мир ожидает лирический герой.
Слайд 18

А. Блок Статья «Рыцарь-монах» (1910) Лyчшee, чтo мы можeм cдeлaть в

А. Блок Статья «Рыцарь-монах» (1910) Лyчшee, чтo мы можeм cдeлaть в чecть

и пaмять Bл. Coлoвьeвa,- этo paдocтнo вcпoмнить, чтo cyщнocть миpa - oт вeкa внeвpeмeннa и внeпpocтpaнcтвeннa; чтo мoжнo poдитьcя втopoй paз и cбpocить c ceбя цeпи и пыль. Пoжeлaeм дpyг дpyгy, чтoбы кaждый из нac был вepeн дpeвнeмy мифy o Пepcee и Aндpoмeдe; вce мы, нacкoлькo xвaтит cил, дoлжны пpинять yчacтиe в ocвoбoждeнии плeнeннoй Xaocoм Цapeвны - Mиpoвoй и cвoeй дyши. Haши дyши - пpичacтны Mиpoвoй. Ceгoдня мнoгиe из нac пpeбывaют в ycтaлocти и caмoyбийcтвeннoм oтчaянии; нoвый миp yжe cтoит пpи двepяx…
Слайд 19

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я

Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. 1902
Слайд 20

Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему,

Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему,         радостью радуется,

слыша голос жениха.  (От Иоанна, III, 29) Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу. Она без мысли и без речи На том смеется берегу. Люблю вечернее моленье У белой церкви над рекой, Передзакатное селенье И сумрак мутно-голубой. Покорный ласковому взгляду, Любуюсь тайной красоты, И за церковную ограду Бросаю белые цветы. Падет туманная завеса. Жених сойдет из алтаря. И от вершин зубчатых леса Забрезжит брачная заря. 1902
Слайд 21

И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. (Вл.

И тяжкий сон житейского сознанья                   Ты отряхнешь, тоскуя и любя.                                              (Вл.

Соловьев) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду - и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 1901
Слайд 22

Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал

Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал

всему удивляться, На всем уловил печать. По улице ходят тени, Не пойму - живут, или спят... Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. Кладут мне на плечи руки, Но я не помню имен. В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон. А хмурое небо низко - Покрыло и самый храм. Я знаю - Ты здесь, Ты близко. Тебя здесь нет. Ты - там. 1902
Слайд 23

Двойник (1903) Вот моя песня - тебе, Коломбина. Это - угрюмых

Двойник (1903) Вот моя песня - тебе, Коломбина. Это - угрюмых созвездий

печать: Только в наряде шута-Арлекина Песни такие умею слагать. Двое - мы тащимся вдоль по базару, Оба - в звенящем наряде шутов. Эй, полюбуйтесь на глупую пару, Слушайте звон удалых бубенцов! Мимо идут, говоря: "Ты, прохожий, Точно такой же, как я, как другой; Следом идет на тебя непохожий Сгорбленный нищий с сумой и клюкой". Кто, проходя, удостоит нас взора? Кто угадает, что мы с ним - вдвоем? Дряхлый старик повторяет мне: «Скоро». Я повторяю: «Пойдем же, пойдем».
Слайд 24

Если прохожий глядит равнодушно, Он улыбается; я трепещу; Злобно кричу я:

Если прохожий глядит равнодушно, Он улыбается; я трепещу; Злобно кричу я: «Мне

скучно! Мне душно!» Он повторяет: «Иди. Не пущу». Там, где на улицу, в звонкую давку Взглянет и спрячется розовый лик, - Там мы войдем в многолюдную лавку, - Я - Арлекин, и за мною - старик. О, если только заметят, заметят, Взглянут в глаза мне за пестрый наряд! - Может быть, рядом со мной они встретят Мой же - лукавый, смеющийся взгляд!
Слайд 25

Там - голубое окно Коломбины, Розовый вечер, уснувший карниз... В смертном

Там - голубое окно Коломбины, Розовый вечер, уснувший карниз... В смертном весельи

- мы два Арлекина Юный и старый - сплелись, обнялись! О, разделите! Вы видите сами: Те же глаза, хоть различен наряд!.. Старый - он тупо глумится над вами, Юный - он нежно вам преданный брат! Та, что в окне, - розовей навечерий, Та, что вверху, - ослепительней дня! Там Коломбина! О, люди! О, звери! Будьте как дети. Поймите меня.
Слайд 26

Среди гостей ходил я в черном фраке. Я руки жал. Я,

Среди гостей ходил я в черном фраке. Я руки жал. Я,

улыбаясь, знал: Пробьют часы. Мне будут делать знаки. Поймут, что я кого-то увидал... Ты подойдешь. Сожмешь мне больно руку. Ты скажешь: "Брось. Ты возбуждаешь смех". Но я пойму - по голосу, по звуку, Что ты меня боишься больше всех. Я закричу, беспомощный и бледный, Вокруг себя бесцельно оглянусь. Потом - очнусь у двери с ручкой медной, Увижу всех... и слабо улыбнусь. 1903
Слайд 27

Хотя в основе стихотворений лежит чувство любви к невесте, позже --

Хотя в основе стихотворений лежит чувство любви к невесте, позже --

жене поэта -- Л. Д. Менделеевой, лирическая тема приобретает звучание темы любви священной. "Стихи о Прекрасной Даме" -- произведение символистское: идея двоемирия, противопоставление скорбного здесь и прекрасного там, святость неземных идеалов героя, стремление его в край обетованный, разрыв с окружающей жизнью, культ красоты и созерцательности.
Слайд 28

В.Я. Брюсов «Александр Блок» (1915) Первый сборник стихов Блока, под характерным

В.Я. Брюсов «Александр Блок» (1915) Первый сборник стихов Блока, под характерным заглавием

"Стихи о Прекрасной Даме", появился в 1905 году, но составлен из стихотворений, написанных много раньше (1898 - 1904 гг.). Еще совсем юноша, А. Блок примыкал тогда, хотя жил в Петрограде, к небольшому московскому кружку молодых поэтов (Андрей Белый, С. Соловьев и др.), находившемуся под сильным влиянием идей Вл. Соловьева и начинавшейся в те годы религиозной проповеди Д.С. Мережковского. Вместе с Вл. Соловьевым эти юные мечтатели были уверены, что приблизился "конец всемирной истории", что скоро, едва ли не на днях, должен свершиться великий вселенский переворот, который в существе изменит жизнь человечества. Их возбужденному воображению везде виделись явные предвестия грядущего. Все события, всё, происходившее вокруг, эти юноши воспринимали как таинственные символы, как прообразы чего-то высшего и во всех явлениях повседневной жизни старались разгадать их мистический смысл.
Слайд 29

Такими настроениями проникнута первая книга Блока. Под "Прекрасной Дамой", каков бы

Такими настроениями проникнута первая книга Блока. Под "Прекрасной Дамой", каков бы

ни был реальный образ, вызвавший посвященные ей стихи, он разумел божественное, вечно женственное начало, которое должно, широко проникнув в мир, возродить, воскресить его. В этом отношении Блок был верным учеником Вл. Соловьева, незадолго до смерти пророчившего: Вечная женственность ныне В теле нетленном на землю идет. Себя поэт представлял покорным и скромным слугою этой "Дамы", "рабом Царицы", servus Reginae, и свое дело сам определял так: Светить в преддверьи Идеала Туманным факелом своим.
Слайд 30

В своих стихах Блок изображает себя то "стражником во храме", "хранящим

   В своих стихах Блок изображает себя то "стражником во храме",

"хранящим огонь лампад", то одним из верных рабов, сторожащих у входа в терем Царицы, то - "совершающим в темном храме бедный обряд" в ожидании "Прекрасной Дамы", то пажом, который несет за Ней покрывало... Вся книга проникнута пафосом ожидания, бессчетное число раз повторяются слова "я жду", "мы ждем", "он ждет", и одно из вступительных стихотворений выражает это чувство с особой силой: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо, - Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, Я молча жду, - тоскуя и любя*. ______________________ * Сочетание "тоскуя и любя" слово в слово повторяет выражение Вл. Соловьева. ______________________ Неизменно погруженный в свои мечты, автор стихов о "Прекрасной Даме" чуждается жизни. Он упорно повторяет, что жизнь его "мучит", что земля для него "пустынна".