Александр Александрович Блок 1880 - 1921

Содержание

Слайд 2

Люди менялись у нас на глазах, когда глядели на Блока: точно

Люди менялись у нас на глазах,
когда глядели на

Блока: точно на
них падал отсвет его внутреннего
сияния.
И Новиков.
Блоку - верьте, это настоящий,
волею Божьей поэт и человек
бесстрашной искренности.
М.Горький
Поколение услышало давно не
слышанный чистый человеческий
голос, полный бурных страстей,
великой любви, огненного гнева ко
всему мёртвому, условному, пустому.
А.Ремизов
Слайд 3

Поэма «Двенадцать» (1918) «… одни прочли в этой поэме сатиру на

Поэма «Двенадцать» (1918)

«… одни прочли в этой поэме сатиру на

революцию, другие – славу ей».
В. Маяковский
« Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе - крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее».
Л. Троцкий
Слайд 4

«Сегодня я – гений!» «Двенадцать» какие бы они ни были –

«Сегодня я –
гений!»
«Двенадцать»
какие бы они ни
были – это лучшее,
что

я написал».
А.Блок
Слайд 5

Вопросы Почему поэма так названа? Каков смысл её названия? Кто герои

Вопросы

Почему поэма так названа?
Каков смысл её названия?
Кто герои произведения?
Почему Христос?

Что значит этот образ в поэме?
Какие символы присутствуют в произведении?
Какая музыка слышится автору поэмы?
Какая полемика велась вокруг поэмы?
Слайд 6

План анализа произведения Творческая история создания поэмы «Двенадцать». Жанр и стиль,

План анализа произведения

Творческая история создания поэмы «Двенадцать».
Жанр и стиль, композиция произведения.
Смысл

названия поэмы.
Герои произведения, особенности их изображения.
Особенности сюжета произведения.
Образы - символы поэмы «Двенадцать».
Полемика вокруг произведения.
Слайд 7

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока «3января… К вечеру – ураган

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

«3января… К вечеру – ураган (неизменный

спутник переворотов)».
«8 января. Весь день «Двенадцать»».
«11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.- Музыка какая (если жёлтое)?»
«15 января…- Мои «Двенадцать » не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – «конец исторического процесса»…»
«22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России» в
Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему:
«изменники».Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья «искренняя»,
но «нельзя» «простить».Господа, вы никогда не знали России и никогда её не
любили! Правда глаза колет».
«25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо
прочно. А своё бы писать (Иисус)».
«27 января… Пишу о «Праматери» в издательстве Сабашниковых. «Двенадцать»».
«28 января… «Двенадцать»».
«29 января… Сегодня я – гений!»
«18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том
«достойны ли они Его», а страшно то, что Он с ними , и другого пока нет, а надо
Другого - ? – Я как-то измучен».
Слайд 8

Творческая история создания поэмы «Двенадцать» Для самого автора в период создания

Творческая история создания поэмы «Двенадцать»

Для самого автора в период создания

поэмы многое оставалось неясным.
Однако сомнения не прервали работу
над поэмой, более того, создаётся впечатление , что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает , как того требует время, Блок создал «Двенадцать».
Слайд 9

Жанр и стиль, композиция поэмы «Двенадцать» - эпическая поэма. Она как

Жанр и стиль, композиция поэмы

«Двенадцать» - эпическая поэма. Она как
будто составлена

из отдельных зарисовок,
картинок с натуры, быстро сменяющих одна
другую. Динамичность и хаотичность сюжета,
выразительность эпизодов передают неразбе-
риху, которая царила и на улицах, и в умах.
Композиция, отражающая стихию революции,
определяет стилевое разнообразие поэмы.
Слайд 10

Смысл названия поэмы двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п

Смысл названия поэмы

двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п

ритму, стилистике, содержанию, несёт самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку;
двенадцать – это полночь, граница , рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового;
двенадцать – это символ цикличности;
двенадцать – это красногвардейцы, непосредственно связанные с названием поэмы, крестоносцы, насаждающие веру в светлое будущее «огнём и мечом».
Слайд 11

Герои поэмы «Старушка, как курица,// Кой-как перемотнулась через сугроб»; «…длинные волосы//И

Герои поэмы

«Старушка, как курица,// Кой-как перемотнулась через сугроб»;
«…длинные волосы//И говорит вполголоса://-Предатели!//-Погибла

Россия!//Должно быть писатель - //Вития»;
«…долгополый//Сторонкой за сугроб…//Что нынче невесёлый, // Товарищ поп?»;
«В губах – цигарка, примят картуз.// На спину б надо бубновый туз!»
«бедный убийца» - Петька;
«Запрокинулась лицом,//Зубы блещут жемчугом…//
Ах ты, Катя, моя Катя, // Толстоморденькая…»;
«Он в шинелишке солдатской, //С физьономией дурацкой //Крутит, крутит чёрный ус…» - Ванька.
Слайд 12

Особенности сюжета поэмы сюжет внешний: житейский, внутренний: побуждение, зарисовки с объяснение,

Особенности сюжета поэмы

сюжет
внешний: житейский, внутренний: побуждение,
зарисовки с объяснение,

обоснование
петроградских улиц поступков «двенадцати»
кульминационные центры
1-ый (конец 6 главы) 2-ой (11 глава)
- мотив мести: … Идут без имени святого
Что, Катька, рада?- Ни гу-гу! Все двенадцать вдаль.
Лежи, ты, падаль, на снегу! Ко всему готовы,
- мотив ненависти: Никого не жаль…
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
Слайд 13

Образы – символы поэмы ветер, вьюга, снег ; цвет : чёрный,

Образы – символы поэмы

ветер, вьюга, снег ;
цвет : чёрный, белый, красный;
число

двенадцать;
символ старого, отжившего мира – старый безродный пёс;
Христос в поэме – антитеза
«псу» как воплощению зла,
центральному знаку
старого мира.
Слайд 14

«Музыка революции» в поэме -В очи бьётся Красный флаг. Раздаётся Мерный

«Музыка революции» в поэме

-В очи бьётся
Красный флаг.
Раздаётся
Мерный

шаг. (марш)
- Вперёд, вперёд,
Рабочий народ.
( революционная песня)
- Как пошли наши ребята
В Красной армии служить…
(частушка)
- Не слышно шума городского…
( городской романс)
Слайд 15

Полемика (из французского «воинственный», «враждебный») – спор, объяснение, разъяснение по какому-либо вопросу.

Полемика
(из французского «воинственный», «враждебный») –
спор, объяснение, разъяснение по какому-либо

вопросу.
Слайд 16

Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечения» 1.Поэма написана в ту исключительную

Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечения»

1.Поэма написана в ту исключительную

и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства.
2.Блок широко использует приём контраста. Резкое противопоставление двух миров – «чёрного» и «белого», старого и нового – выявляется в первых двух главах поэмы. В одной – сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуа», писателя- «витии», «товарища- попа», «барыни в каракуле»). В другой – коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни».
Слайд 17

4. С одной стороны ,это люди, сознающие свой высокий революционный долг

4. С одной стороны ,это люди, сознающие свой высокий революционный

долг («Революцьонный держите шаг!// Неугомонный не дремлет враг!»). С другой - в их психологии ещё живы и отчётливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»(«Запирайте етажи,//Нынче будут грабежи!).
5. Блок видел в революции не только величие, но и её «гримасы». Но главным для него было показать «октябрьское величие» бури революции. Это утверждает автор в финальной главе поэмы, где впереди красногвардейцев – «апостолов» новой жизни возникает образ Иисуса Христа.
6. Поэт сумел отобразить «музыку» тех дней: марш, городской романс, частушку, народную, революционную песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, сниженную, «уличную» лексику.
(По А. В. Терновскому)
Слайд 18

Поэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России 1. В поэме отображён

Поэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России

1. В поэме отображён

не романтический подъём, а глубоко переживаемая поэтом духовная пустота, осознание нецелостности мира, невозможности достижения гармонии.
2. Разрушителей старого ведёт дух некой истины во имя каких-то высоких целей. Но объективно Блок с гениальной прозорливостью показал, что никаких высоких общечеловеческих целей у двенадцати красногвардейцев нет. Они оказываются обыкновенными хулиганами, неизвестно во имя чего совершающими лишь одно действие – убивают Катьку.
Слайд 19

3. Все абстрактные цели во имя чего-то нового сродни гибельному ветру,

3. Все абстрактные цели во имя чего-то нового сродни гибельному ветру,

крутящему Россию. Что будет за метелью, за гибельным ветром, поэт не знает. Не знают и красногвардейцы, ради чего и куда они идут.
4. Иисус Христос в поэме как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом».
5. Революция оказывается ложной Незнакомкой,
отсюда – мрачность, двусмысленность поэмы.
(По С. В. Ломтеву)