Александр Александрович Блок 1880 - 1921

Содержание

Слайд 2

Люди менялись у нас на глазах, когда глядели на Блока: точно

Люди менялись у нас на глазах,
когда глядели на

Блока: точно на
них падал отсвет его внутреннего
сияния.
И Новиков.
Блоку - верьте, это настоящий,
волею Божьей поэт и человек
бесстрашной искренности.
М.Горький
Поколение услышало давно не
слышанный чистый человеческий
голос, полный бурных страстей,
великой любви, огненного гнева ко
всему мёртвому, условному, пустому.
А.Ремизов
Слайд 3

Поэма «Двенадцать» (1918) «… одни прочли в этой поэме сатиру на

Поэма «Двенадцать» (1918)

«… одни прочли в этой поэме сатиру на

революцию, другие – славу ей».
В. Маяковский
« Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе - крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее».
Л. Троцкий
Слайд 4

«Сегодня я – гений!» «Двенадцать» - какие бы они ни были

«Сегодня я –
гений!»
«Двенадцать» -
какие бы они ни
были – это

лучшее,
что я написал».
А.Блок
Слайд 5

Вопросы Почему поэма так названа? Каков смысл её названия? Кто герои

Вопросы
Почему поэма так названа?
Каков смысл её названия?
Кто герои произведения?
Почему Христос?

Что значит этот образ в поэме?
Какие символы присутствуют в произведении?
Слайд 6

План анализа произведения Творческая история создания поэмы «Двенадцать». Жанр и стиль

План анализа произведения

Творческая история создания поэмы «Двенадцать».
Жанр и стиль произведения.
Смысл названия

поэмы.
Герои произведения, особенности их изображения.
Особенности сюжета произведения.
Образы - символы поэмы «Двенадцать».
Слайд 7

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока «3января… К вечеру – ураган

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

«3января… К вечеру – ураган (неизменный

спутник переворотов)».
«8 января. Весь день «Двенадцать»».
«11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.- Музыка какая (если жёлтое)?»
«15 января…- Мои «Двенадцать » не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – «конец исторического процесса»…»
«22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России» в
Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему:
«изменники».Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья «искренняя»,
но «нельзя» «простить».Господа, вы никогда не знали России и никогда её не
любили! Правда глаза колет».
«25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо
прочно. А своё бы писать (Иисус)».
«27 января… Пишу о «Праматери» в издательстве Сабашниковых. «Двенадцать»».
«28 января… «Двенадцать»».
«29 января… Сегодня я – гений!»
«18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том
«достойны ли они Его», а страшно то, что Он с ними , и другого пока нет, а надо
Другого - ? – Я как-то измучен».
Слайд 8

Творческая история создания поэмы «Двенадцать» Для самого автора в период создания

Творческая история создания поэмы «Двенадцать»

Для самого автора в период создания

поэмы многое оставалось неясным.
Однако сомнения не прервали работу
над поэмой, более того, создаётся впечатление , что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает , как того требует время, Блок создал «Двенадцать».
Слайд 9

Жанр и стиль поэмы «Двенадцать» - эпическая поэма. Она как будто

Жанр и стиль поэмы

«Двенадцать» - эпическая поэма. Она как
будто составлена из

отдельных зарисовок,
картинок с натуры, быстро сменяющих одна
другую. Динамичность и хаотичность сюжета,
выразительность эпизодов передают неразбе-
риху, которая царила и на улицах, и в умах.
Слайд 10

Смысл названия поэмы двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п

Смысл названия поэмы

двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п

ритму, стилистике, содержанию, несёт самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку;
двенадцать – это полночь, граница , рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового;
двенадцать – это символ цикличности;
двенадцать – это красногвардейцы, непосредственно связанные с названием поэмы, крестоносцы, насаждающие веру в светлое будущее «огнём и мечом».
Слайд 11

Герои поэмы «Старушка, как курица,// Кой-как перемотнулась через сугроб»; «…длинные волосы//И

Герои поэмы

«Старушка, как курица,// Кой-как перемотнулась через сугроб»;
«…длинные волосы//И говорит вполголоса://-Предатели!//-Погибла

Россия!//Должно быть писатель - //Вития»;
«…долгополый//Сторонкой за сугроб…//Что нынче невесёлый, // Товарищ поп?»;
«В губах – цигарка, примят картуз.// На спину б надо бубновый туз!»
«бедный убийца» - Петька;
«Запрокинулась лицом,//Зубы блещут жемчугом…//
Ах ты, Катя, моя Катя, // Толстоморденькая…»;
«Он в шинелишке солдатской, //С физьономией дурацкой //Крутит, крутит чёрный ус…» - Ванька.
Слайд 12

Особенности сюжета поэмы сюжет внешний: житейский - зарисовки с петроградских улиц

Особенности сюжета поэмы

сюжет
внешний: житейский -
зарисовки с петроградских улиц


внутренний: побуждение объяснения,
обоснование поступков «двенадцати»
Слайд 13

Образы – символы поэмы ветер, вьюга, снег ; цвет : чёрный,

Образы – символы поэмы

ветер, вьюга, снег ;
цвет : чёрный, белый, красный;
число

двенадцать;
символ старого, отжившего мира – старый безродный пёс;
Христос в поэме – антитеза
«псу» как воплощению зла,
центральному знаку
старого мира.