Александр Александрович Блок поэма Двенадцать

Содержание

Слайд 2

Жизнь и творчество (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя —

Жизнь и творчество

(16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР) — русский поэт,
писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.

Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.
Слайд 3

Первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте. В 16 лет Александр

Первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте. В 16 лет Александр Блок

занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену. В 1904 году напечатаны «Стихи о прекрасной даме». Творчество Блока содержит несколько направлений. Для ранних его произведений свойственен символизм. Дальнейшие стихи Блока рассматривают социальное положение народа. Он глубоко переживает трагическую участь человечества («Роза и крест»,1912), затем приходит к мысли об обязательном возмездии (цикл «Возмездие» 1907—1913, цикл «Ямбы» 1907—1914). Одним из известнейших стихотворений Блока является «Ночь, улица, фонарь, аптека».
Слайд 4

Поэма «Двенадцать» Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит

Поэма «Двенадцать»

Внешне поэма построена в соответствии с названием:
она состоит из

двенадцати глав. Но если мы обратимся к
героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в
центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев,
которые в заключении поэмы, следуя за Христом,
ассоциируются с 12-ю апостолами.
Слайд 5

История создание поемы «Двенадцать» Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России,

История создание поемы «Двенадцать»

Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России,

приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений!»
Слайд 6

Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом. Тема:

Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.
Тема: тема

революционной стихии, влияющей на судьбы людей
Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание нового.
Проблема:
ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ
проблема СВОБОДЫ
БУДУЩЕЕ РОССИИ
Слайд 7

Жанровое своеобразие поэмы «ДВЕНАДЦАТЬ» – ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА, КАК БУДТО СОСТАВЛЕННАЯ ИЗ

Жанровое своеобразие поэмы

«ДВЕНАДЦАТЬ» – ЭПИЧЕСКАЯ
ПОЭМА, КАК БУДТО СОСТАВЛЕННАЯ
ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ

ЗАРИСОВОК,
КАРТИНОК С НАТУРЫ, БЫСТРО
СМЕНЯЮЩИХ ОДНА ДРУГУЮ. ДИНАМИЧНОСТЬ И ХАОТИЧНОСТЬ
СЮЖЕТА, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ЭПИЗОДОВ, ИЗ КОТОРЫХ
СКЛАДЫВАЕТСЯ ПОЭМА, ПЕРЕДАЮТ
НЕРАЗБЕРИХУ, КОТОРАЯ ЦАРИЛА И НА
УЛИЦАХ, И В УМАХ.
Слайд 8

Композиция ПОЭМА НАПИСАНА В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛОН , ПРОИЗВОДИТ БУРЮ ВО ВСЕХ

Композиция

ПОЭМА НАПИСАНА В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛОН , ПРОИЗВОДИТ БУРЮ ВО ВСЕХ МОРЯХ

– ПРИРОДЫ, ЖИЗНИ И ИСКУССТВА. «ДВЕНАДЦАТЬ» СТАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ПОИСТИНЕ НОВАТОРСКИМ, ЕДИНСТВЕННЫМ В СВОЕМ РОДЕ, ПОСТРОЕННЫМ ПО ПРИНЦИПУ МОНТАЖА. ПОМИМО ГОЛОСА АВТОРА-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, ЗВУЧАТ ГОЛОСА ГЕРОЕВ И ГОЛОСА ГОРОДА, ГОСПОДСТВУЕТ СТИХИЯ ФОЛЬКЛОРА.
КОМПОЗИЦИОННАЯ ОСОБЕННОСТЬ: ПОЭМА ПОСТРОЕНА ПО ПРИНЦИПУ КОЛЬЦА. В ПЕРВЫХ И ПОСЛЕДНИХ ГЛАВАХ – ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ: НОЧЬ, ЗИМА, ВЬЮГА, ЛЮДСКИЕ ФИГУРЫ НА УЛИЦАХ
Слайд 9

СХОДСТВО ПЕРВОЙ И ПОСЛЕДНЕЙ ГЛАВ ЕЩЕ И В ТОМ, ЧТО ОБЕ

СХОДСТВО ПЕРВОЙ И ПОСЛЕДНЕЙ ГЛАВ ЕЩЕ И В ТОМ, ЧТО ОБЕ

ОНИ ПОСТРОЕНЫ НА КОНТРАСТАХ. ПОЭМА НАЧИНАЕТСЯ АНТИТЕЗОЙ – «ЧЕРНЫЙ ВЕЧЕР. БЕЛЫЙ СНЕГ…» И АНТИТЕЗОЙ ЗАВЕРШАЕТСЯ: «ПОЗАДИ- ГОЛОДНЫЙ ПЕС… ВПЕРЕДИ – ИИСУС ХРИСТОС.» ПОЭМА, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДВИЖЕТСЯ ОТ ОДНОГО ПОЛЮСА К ДРУГОМУ.
КАК И ВСЕ В ПОЭМЕ, ЭТОТ ОБРАЗ ПРИОБРЕТАЕТ СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ, КОТОРЫЙ ВОПЛОЩЕН И В НАЗВАНИИ, И В КОМПОЗИЦИОННОМ ДЕЛЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ДВЕНАДЦАТЬ ГЛАВ.
Слайд 10

Контрастность произведения ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ ПОЭМЫ − «БУРЯ» В МОРЕ ЖИЗНИ. СТРОЯ

Контрастность произведения

ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ ПОЭМЫ −
«БУРЯ» В МОРЕ ЖИЗНИ. СТРОЯ ЕЕ


СЮЖЕТ, БЛОК ШИРОКО
ИСПОЛЬЗУЕТ ПРИЕМ КОНТРАСТА:
«ЧЕРНЫЙ ВЕЧЕР./БЕЛЫЙ
СНЕГ…», – РЕЗКОЕ
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДВУХ
МИРОВ – «ЧЕРНОГО» И «БЕЛОГО»,
СТАРОГО И НОВОГО.
Слайд 11

В ЯНВАРЕ 1918 ГОДА С БЛОКОМ ПРОИЗОШЛО НЕЧТО ТАКОЕ, ЧТО ОН

В ЯНВАРЕ 1918 ГОДА С БЛОКОМ ПРОИЗОШЛО НЕЧТО ТАКОЕ, ЧТО ОН

СУМЕЛ ВОПЛОТИТЬ ВЕСЬ ХАОС, КОТОРЫЙ ОКРУЖАЛ ЕГО – ХАОС РЕВОЛЮЦИИ, ИЗ КОТОРОГО, ОН ПОЛАГАЛ, ДОЛЖНА РОДИТЬСЯ ГАРМОНИЯ БУДУЩЕГО, И ПОТОМУ ОН БЛАГОСЛОВИЛ ЭТОТ ХАОС И ЗАПЕЧАТЛЕЛ ЕГО НЕ ТОЛЬКО В СЛОВЕСНОМ, НО И В МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ СВОЕЙ ПОЭМЫ..
Слайд 12

Основные образы поэмы Старый мир Новый мир Символы революции

Основные образы поэмы

Старый мир

Новый мир

Символы революции

Слайд 13

Символика поэмы ВСЁ ДЕЙСТВИЕ ПОЭМЫ РАЗВЁРТЫВАЕТСЯ НА ФОНЕ РАЗГУЛЯВШИХСЯ ПРИРОДНЫХ СТИХИЙ:

Символика поэмы

ВСЁ ДЕЙСТВИЕ ПОЭМЫ РАЗВЁРТЫВАЕТСЯ НА ФОНЕ РАЗГУЛЯВШИХСЯ ПРИРОДНЫХ СТИХИЙ:
КРУТИТСЯ: ВЕТЕР,

ВЕТЕР
НА ВСЁ БОЖЬЕМ СВЕТЕ «ВЕТЕР ХЛЁСТКИЙ», ОН «ГУЛЯЕТ», «СВИЩЕТ»,
«И ЗОЛ И РАД», «РАЗЫГРАЛАСЬ ЧТОЙ-ТО ВЬЮГА»,
«ОХ, ПУРГА КАКАЯ, СПАСЕ!» «ВЬЮГА ДОЛГИМ СМЕХОМ // ЗАЛИВАЕТСЯ В СНЕГАХ» !
ОБРАЗ ВЕТРА РАЗВИВАЕТСЯ, ОБНОВЛЯЕТСЯ, ОН КАК БЫ КОММЕНТИРУЕТ ПРОИСХОДЯЩЕЕ: ОДНИХ СБИВАЕТ С НОГ
ЦВЕТА: «ЧЕРНЫЙ ВЕЧЕР. /БЕЛЫЙ СНЕГ», КРОВАВЫЙ ФЛАГ;
ЧИСЛО «ДВЕНАДЦАТЬ»;
СТАРЫЙ МИР – «ПЕС БЕЗРОДНЫЙ»;
НОВЫЙ МИР – ДВЕНАДЦАТЬ
КРАСНОГВАРДЕЙЦЕВ, ОБРАЗ ХРИСТА.
Слайд 14

КОНТРАСТ ЧЁРНОГО И БЕЛОГО ЦВЕТА. КЛАССИЧЕСКАЯ ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА СОЗДАЁТ РЕЗКИЙ КОНТРАСТ,

КОНТРАСТ ЧЁРНОГО И БЕЛОГО ЦВЕТА. КЛАССИЧЕСКАЯ ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА СОЗДАЁТ РЕЗКИЙ КОНТРАСТ, ВЫРАЖАЮЩИЙ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

ДВУХ МИРОВ:
ЧЁРНЫЙ ВЕЧЕР,
БЕЛЫЙ СНЕГ…
(«БЕЛЫЙ СНЕГ» - СИМВОЛ ЧИСТОТЫ И НАДЕЖДЫ)
НО:
ПОД СНЕЖКОМ – ЛЕДОК.
СКОЛЬЗКО, ТЯЖКО,
ВСЯКИЙ ХОДОК
СКОЛЬЗИТ – АХ, БЕДНЯЖКА!
 «ЛЕДОК» СИМВОЛИЗИРУЕТ ЗЫБКОСТЬ, НЕУСТОЙЧИВОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ ПЕРВЫХ ШАГОВ В НОВУЮ ЖИЗНЬ, НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ ПУТИ.
Слайд 15

Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен.

Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии, но и

грядущих перемен.
Слайд 16

Отрывки из поэмы 2 В зубах цигарка, примят картуз, На спину

Отрывки из поэмы

2
В зубах цигарка, примят картуз, На спину надо бубновый туз!
Свобода, свобода, Эх, эх, без

креста!
7
Эх, эх! Позабавиться не грех!
Запирайти етажи, Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!

9
Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина!
Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
12
— Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пёс паршивый, Провались — поколочу!

Слайд 17

Образ паршивого пса БЛОК ДЕЛАЕТ ПСА СПУТНИКОМ БУРЖУЯ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЖНО

Образ паршивого пса

БЛОК ДЕЛАЕТ ПСА СПУТНИКОМ БУРЖУЯ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЖНО СКАЗАТЬ,

ЧТО ПЕС И БУРЖУЙ – ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЕ СИМВОЛЫ СТАРОГО, НЕМУЗЫКАЛЬНОГО МИРА.
Слайд 18

Образ Христа Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим

Образ Христа

Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим

стихию жизни, стихию революции.
Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.

Появление Христа, может
быть, залог будущего
света, символ лучшего,
справедливости, любви,
знак веры. Он «и от пули
невредим», и он мертвый
– «в белом венчике из
роз».
«Двенадцать стреляют в
него, пусть «невидимого».

Слайд 19

«БЛОК ВОВСЕ НЕ «БЛАГОСЛОВЛЯЛ» РЕВОЛЮЦИЮ ЭТИМ ЗАИМСТВОВАННЫМ АТРИБУТОМ НАРОДНОЙ ВЕРЫ, А

«БЛОК ВОВСЕ НЕ «БЛАГОСЛОВЛЯЛ» РЕВОЛЮЦИЮ ЭТИМ ЗАИМСТВОВАННЫМ АТРИБУТОМ НАРОДНОЙ ВЕРЫ, А

ЛИШЬ УТВЕРЖДАЛ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. РЕВОЛЮЦИЯ ПРИНИМАЛА В НАСЛЕДСТВО ЭТИЧЕСКУЮ ВЕРУ НАРОДА!»
(А. ГОРЕЛОВ).
Слайд 20

Изобразительно-выразительные средства

Изобразительно-выразительные средства

Слайд 21

В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Есть интонация плача.

В поэме звучат интонации марша.
Слышен городской романс.
Есть интонация плача.
Часто встречается частушечный

мотив.
Прямо процитирована революционная песня.
Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!»

«Музыка революции»

Слайд 22

«Музыка революции» «Слушайте музыку революции», − призывал Блок. В поэме и

«Музыка революции»

«Слушайте музыку
революции», − призывал Блок.
В поэме и звучит

эта музыка.
Прежде всего, «музыка» у
Блока – метафора, выражение
«духа», звучание стихии
жизни.
Традиционные ямб и хорей
сочетаются с разностопными
размерами, иногда с
нерифмованным стихом.
Слайд 23

Значение поэмы В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать накал социальной борьбы,

Значение поэмы

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть

его в драматических и контрастных образах.
Поэма “Двенадцать” принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как “Медный всадник” А. С. Пушкина,
“Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова .
Слайд 24

Список литературы 1. HTTPS://LITERAGURU.RU/ANALIZ-POEMY-A-BLOKA-DVENADTSAT-12/ 2.HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=8CBORSKKVA0 3.HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=RCU0QNM8LMU 4. HTTPS://OBRAZOVAKA.RU/SOCHINENIE/POEMA12/ANALIZ-PROIZVEDENIYA-BLOKA.HTML 5. HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=RFRFMSHM5MO

Список литературы

1. HTTPS://LITERAGURU.RU/ANALIZ-POEMY-A-BLOKA-DVENADTSAT-12/
2.HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=8CBORSKKVA0
3.HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=RCU0QNM8LMU
4. HTTPS://OBRAZOVAKA.RU/SOCHINENIE/POEMA12/ANALIZ-PROIZVEDENIYA-BLOKA.HTML
5. HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=RFRFMSHM5MO