- Главная
- Литература
- Александр Исаевич Солженицын
Содержание
- 2. Жизнь и творчество Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске; отец его происходил из
- 3. Художественные особенности повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
- 4. «Один день Ивана Денисовича» - это первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее ему мировую известность. Тематика
- 5. Повесть начинается со слов: «В пять часов утра, как всегда, пробило подъём — молотком об рельс
- 6. Художественные особенности повести Солженицына «Матренин двор»
- 7. «Матренин двор» — второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Солженицына. Авторское название «Не
- 8. В рассказе «Матренин двор» автор передает свое горькое горе о погибшей женщине. Изображает жизнь русского села
- 9. В этом произведение автор поднимает проблему добра и зла в жизни, о том, как свет доброты
- 11. Скачать презентацию
Жизнь и творчество
Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске;
Жизнь и творчество
Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске;
Солженицын в 1998 году на праздновании своего 80-летия в Москве
Художественные особенности повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Художественные особенности повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
«Один день Ивана Денисовича» - это первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее
«Один день Ивана Денисовича» - это первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее
«Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир — одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, — а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё.»
В центре повести – образ простого русского человека, сумевшего выжить и нравственно выстоять в жесточайших условиях лагерной неволи.
Повесть начинается со слов:
«В пять часов утра, как всегда, пробило подъём
Повесть начинается со слов:
«В пять часов утра, как всегда, пробило подъём
и заканчивается словами:
«Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…»
В произведениях Солженицына огромную идейно-художественную роль играют художественные детали. Среди наиболее выразительных – повторяющееся упоминание о ногах Ивана Денисовича, засунутых в рукав телогрейки: «Он лежал на верху вагонки, с головой накрывшись одеялом и бушлатом, а в телогрейку, в один подвернутый рукав, сунув обе ступни вместе».
Анна Ахматова, прочитав «Один день Ивана Денисовича», сказала Лидии Корнеевне Чуковской:
«Эту повесть обязан прочитать и выучить наизусть — каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза.»
Художественные особенности повести Солженицына «Матренин двор»
Художественные особенности повести Солженицына «Матренин двор»
«Матренин двор» — второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Солженицына.
«Матренин двор» — второй из опубликованных в журнале «Новый мир» рассказов Александра Солженицына.
В этом произведение автор поднимает проблему добра и зла в жизни, о том, как свет доброты способен побеждать тьму жестокости и жадности, как трудна жизнь праведника. Солженицын обозначит меру праведности, святости, непрерывно возрастающую в одних людях и совершенно недоступную другим. Писатель раскрывает путь к изучению душевного и духовного разлада в русском человеке, а также причины нравственного и вместе с тем социального распада в русской деревне.
В рассказе «Матренин двор» автор передает свое горькое горе о погибшей
В рассказе «Матренин двор» автор передает свое горькое горе о погибшей
«Есть такие прирожденные ангелы, - писал в статье «Раскаяние и самоограничение» писатель, характеризуя Матрену,- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, ни сколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности». Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали тем же, они располагают, и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». В образе Матрены А.И. Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любуется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включалась. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.
Смерть героини — это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрёна умирает и “погибает” вся деревня: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.
«Ключи от счастья женского потеряны, заброшены у Бога самого…»
В этом произведение автор поднимает проблему добра и зла в жизни,
В этом произведение автор поднимает проблему добра и зла в жизни,
А.И. Солженицын на пороге дома Матрёны. 1994 год. Фото из книги