Александр Иванович Куприн. Повесть Олеся, рассказ Гранатовый браслет

Содержание

Слайд 2

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) А.И.Куприн был ровесником И.А.Бунина. Его

Александр Иванович Куприн
(1870 – 1938)

А.И.Куприн был ровесником И.А.Бунина. Его имя было

известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937г, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых годов XX века.
Слайд 3

А.И.Куприн и И.А.Бунин Этих писателей многое объединяет: следование традициям русской классической

А.И.Куприн и И.А.Бунин

Этих писателей многое объединяет: следование традициям русской классической литературы,

приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л.Н.Толстого как к образцу, уроки мастерства А.П.Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчёркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное – созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.
Слайд 4

Черты реализма в творчестве А.И.Куприна - Социальная типизация персонажей - Интерес

Черты реализма в творчестве А.И.Куприна

- Социальная типизация персонажей
- Интерес к подробностям

быта
- Индивидуализация характеров
- Углублённое изображение внутреннего мира человека
Слайд 5

Черты романтизма в творчестве А.И.Куприна - Романтична сама тема любви. Любовь

Черты романтизма в творчестве А.И.Куприна

- Романтична сама тема любви. Любовь для

Куприна – это спасительная сила, оберегающая человека от пошлости, дающая смысл и оправдание всему его существованию.
- Писатель выбирает экзотическое место действия. (В повести «Олеся» – Полесье, в «Гранатовом браслете» - «Крым).
- Пейзаж выполняет самые различные роли (в начале рассказа «Гранатовый браслет» пейзаж выполняет роль экспозиции); очень часто он бывает фоном или обрамлением, неся на себе эстетическую нагрузку; рассказывает о внутреннем мире героев, дополняя их психологическую характеристику; выражает отношение автора к своим персонажам.
Слайд 6

Черты романтизма в творчестве А.И.Куприна - Автор использует мистические и сказочные

Черты романтизма в творчестве А.И.Куприна

- Автор использует мистические и сказочные мотивы

(это и необычные способности Олеси и её бабки, и сходство бабки Олеси с Бабой Ягой, а их избушки – с избушкой на курьих ножках).
- Некоторым предметам Куприн придаёт особый, символический смысл (коралловые бусы Олеси, старый молитвенник, гранатовый браслет, роза).
- Последняя глава рассказа «Гранатовый браслет» написана ритмизованной прозой – она напоминает стихотворение в прозе.

Все эти романтические черты придают высокий смысл произведениям Куприна о любви.

Слайд 7

Повесть «Олеся» (1898) В ранней прозе А.И.Куприна центральное место занимает повесть

Повесть «Олеся» (1898)

В ранней прозе А.И.Куприна центральное место занимает повесть «Олеся».

Это произведение Куприн относил к лучшим своим произведениям: «В этом рассказе больше. Чем в других моих рассказах, моей души».

События, изображённые в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья.

Слайд 8

Повесть «Олеся» (1898) Краткое содержание Заблудившийся во время охоты городской интеллигент

Повесть «Олеся» (1898)

Краткое содержание

Заблудившийся во время охоты городской интеллигент Иван Тимофеевич

встретил в лесу девушку. В любви «дикарки» и цивилизованного героя с самого начала чувствуется обречённость. Несмотря на взаимность, силу и искренность их чувства, они расстаются – оказываются слишком разными людьми.
Слайд 9

Повесть «Олеся» (1898) Олеся Красивая девушка с длинными волосами цвета крыла

Повесть «Олеся» (1898)

Олеся

Красивая девушка с длинными волосами цвета крыла ворона, придававшими

особую нежность её белому лицу. В больших чёрных глазах искорки остроумия. Всё в ней говорит о неординарности, свободолюбии, непохожести на обыкновенных девушек. В её внешности, речи, поведении есть что-то колдовское.

Её всегда преследовала слава ведьмы. Ей с бабушкой пришлось жить в лесу, подальше от людей. Враждебное отношение людей воспитало в ней удивительную душевную силу.

Слайд 10

Повесть «Олеся» (1898) Олеся Она выросла вдали от цивилизации, в гармонии

Повесть «Олеся» (1898)

Олеся

Она выросла вдали от цивилизации, в гармонии с природой,

никогда не посещала церковь (считала, что волшебная сила дана ей не от Бога). Полюбив, попыталась приказать себе не любить, но стоило ей разлучиться с Иваном Тимофеевичем на две недели, как она поняла, что любит его сильнее прежнего. Олеся отдаёт себя любви всю, любит искренне и нежно.

Её любовь жертвенна – ради неё она не побоялась пойти в церковь, пережила унижение, когда на неё накинулись местные крестьянки и закидали её камнями. Жестоко избитая Олеся уходит не потому, что опасается их мести, а потому, что понимает несбыточность своей мечты и невозможность счастья. Она уезжает без прощания, оставив на память о себе лишь бусы.

Слайд 11

Повесть «Олеся» (1898) Иван Тимофеевич Его поразила не только оригинальная красота

Повесть «Олеся» (1898)

Иван Тимофеевич

Его поразила не только оригинальная красота Олеси –

он почувствовал её необычность. Восхищение переросло в любовь. Олеся по его просьбе гадает ему и предсказывает, что жизнь у него будет невесёлая, никого он сердцем не полюбит, так как оно у него холодное и ленивое. И он принесёт много горя и позора той, которая полюбит его.

Всё это сбывается. И хотя он искренне и серьёзно хотел связать свою судьбу с Олесей, но проявил нечуткость, бестактность, которые обрекли её на позор и гонение.

Слайд 12

Главные герои рассказа

Главные герои рассказа

Слайд 13

Главные герои рассказа

Главные герои рассказа

Слайд 14

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910) Тема любви Рассказ посвящён одной из главных

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)

Тема любви

Рассказ посвящён одной из главных тем всего

творчества Куприна – теме бескорыстной, возвышенной, романтической любви. Писатель рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». По Куприну, любовь – всегда трагедия. Но трагичность любви лишь подчёркивает её красоту.
Слайд 15

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910) «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная,

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)

«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не

ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
А. Куприн «Гранатовый браслет»
Слайд 16

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910) Тема «маленького человека» Писатель развивает также традиционную

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)

Тема «маленького человека»

Писатель развивает также традиционную для русской

литературы тему «маленького человека». Тихий, скромный и незаметный чиновник со смешной фамилией Желтков оказывается человеком, нисколько не уступающим в благородстве великосветским аристократам. Любовь его жизни стала не только страданием и единственным смыслом жизни – она возвысила его. Силой своей любви он поднимается над мелочной суетой и условными приличиями в обществе и вырастает в трагического героя. Перед нами человек, обладающий великим талантом любви.
Слайд 17

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910) История создания В основе рассказа лежит реальная

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)

История создания

В основе рассказа лежит реальная курьёзная история

любви скромного небогатого человека к светской даме. Частный случай опоэтизирован писателем, стал настоящим гимном любви. Трагического финала в реальной жизни не было.
Слайд 18

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910) Эпиграф Эпиграф у рассказа необычный: первая строчка

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)

Эпиграф

Эпиграф у рассказа необычный: первая строчка из второй

части сонаты Бетховена. Структуру рассказа можно соотнести со структурой музыкального произведения. Можно сказать, что на протяжении 13 глав в содержании рассказа чередуются различные ритмы, темпы, темы.
Слайд 19

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910) Название В названии заключён символ безнадёжной, восторженной,

Рассказ «Гранатовый браслет» (1910)

Название

В названии заключён символ безнадёжной, восторженной, бескорыстной и

благоговейной любви главного героя. Своей возлюбленной в день её именин он дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. Внешне браслет выглядел безвкусной безделушкой: «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Но по старинному преданию, сохранившемуся в его семье, «браслет имел свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же сохраняет от насильственной смерти».
Слайд 20

Построение и содержание рассказа Экспозиция. Спокойное и благоразумное существование главной героини.

Построение и содержание рассказа

Экспозиция. Спокойное и благоразумное существование главной героини.

Рассказ начинается

с пейзажного изображения, которое задаёт спокойный, медленны ритм. Графиня Вера Николаевна Шеина ведёт привычное, словно дремотное существование: любовь к мужу давно переросла в дружбу, детей нет. Описание её жизни оттенено холодноватым осенним пейзажем засыпающей природы: «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли жёлтые листья».
Слайд 21

Построение и содержание рассказа Пейзаж «В середине августа, перед рождением молодого

Построение и содержание рассказа

Пейзаж

«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг

наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря…»

«Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья».

Слайд 22

Построение и содержание рассказа Завязка действия. Подарок на именины – гранатовый

Построение и содержание рассказа

Завязка действия. Подарок на именины – гранатовый браслет.

Постепенно

ритм убыстряется: на именины к Вере Николаевне съезжаются гости. Тревога закрадывается неожиданно: суеверная аристократка вдруг отмечает, что гостей тринадцать. Появляется мотив отрицания настоящей любви: среди гостей нет людей, счастливых в любви.
Слайд 23

Построение и содержание рассказа Анна и Вера «…Анна вся состояла из

Построение и содержание рассказа

Анна и Вера

«…Анна вся состояла из веселой

безалаберности и милых, иногда странных противоречий…»
«…Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна…»
Слайд 24

Построение и содержание рассказа Завязка действия. Подарок на именины – гранатовый

Построение и содержание рассказа

Завязка действия. Подарок на именины – гранатовый браслет.

Тревога

нарастает, когда именинница получает в подарок гранатовый браслет от влюблённого в неё чиновника, который подписал своё поздравление буквами Г.С.Ж. Ритм повествования меняется: героиню охватывает мучительное ожидание счастья.
Слайд 25

Построение и содержание рассказа Гранатовый браслет «…Вера увидела втиснутый в черный

Построение и содержание рассказа

Гранатовый браслет

«…Вера увидела втиснутый в черный бархат овальный

золотой браслет… Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни.
«Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера…»
Слайд 26

Построение и содержание рассказа Развитие действия. Роль детали в изображении психологического

Построение и содержание рассказа

Развитие действия. Роль детали в изображении психологического состояния

героини.

Ощущение неустойчивости, несуразности автор вводит через необычные запахи, которыми привычные окружающие предметы никогда не обладали: морская вода пахнет резедой, стручки левкоя – капустой, гроздья винограда – клубникой, белая акация – конфетами. Всё это усиливает напряжение. Читателю же ясно: несмотря на устроенный быт и гладкость в отношениях с мужем, Вера не знает, что такое любовь.

Слайд 27

Построение и содержание рассказа Развитие действия. Рассказ генерала Аносова. Главная тема

Построение и содержание рассказа

Развитие действия. Рассказ генерала Аносова.

Главная тема звучит в

рассказе генерала Аносова. На откровения Веры, которая призналась, что какой-то человек «начал преследовать её своей любовью ещё за два года до её замужества», генерал заметил: «Может быть, твой жизненный путь…пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Слайд 28

Построение и содержание рассказа Генерал Аносов «В нем совмещались именно те

Построение и содержание рассказа

Генерал Аносов

«В нем совмещались именно те простые, но

трогательные и глубокие черты… те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым…»
Слайд 29

Построение и содержание рассказа Развязка событий События нарастают, и темп и

Построение и содержание рассказа

Развязка событий

События нарастают, и темп и ритмы убыстряются.

Муж и брат Веры приходят к Желткову с требованием оставить её в покое, а развязка происходит на следующий день: из газеты Вера узнаёт о загадочном самоубийстве Г.С.Желткова.
Слайд 30

Построение и содержание рассказа Г.С.Желтков «…Теперь во мне осталось только благоговение,

Построение и содержание рассказа

Г.С.Желтков

«…Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение

и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы…Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г.С.Ж.».
Слайд 31

Построение и содержание рассказа Письмо Г.С.Ж. «Я не виноват, Вера Николаевна,

Построение и содержание рассказа

Письмо Г.С.Ж.

«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу

было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам… Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»…
Слайд 32

Построение и содержание рассказа Василий и Николай «…я чувствую, что этот

Построение и содержание рассказа

Василий и Николай

«…я чувствую, что этот человек не

способен обманывать и лгать заведомо…разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. - Подумав, князь сказал: - Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что я присутствую при громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».
Слайд 33

Построение и содержание рассказа Кульминация Княгиня Вера прощается с застрелившимся Желтковым.

Построение и содержание рассказа

Кульминация

Княгиня Вера прощается с застрелившимся Желтковым. Это их

единственное свидание. И это прощание – поворотное событие во внутреннем состоянии героини: она поняла, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Под звуки «Аппасионаты» Бетховена, которую Желтков завещал ей прослушать, в душе Веры звучат слова человека, любившего её больше жизни: «Да святится имя Твоё!»
Слайд 34

Построение и содержание рассказа Прощание «В эту секунду она поняла, что

Построение и содержание рассказа

Прощание

«В эту секунду она поняла, что та любовь,

о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви - почти пророческие слова. И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем…»
Слайд 35

Главные герои

Главные герои

Слайд 36

Главные герои проходят испытание любовью

Главные герои проходят испытание любовью