Тема Родины в лирике Есенина

Содержание

Слайд 2

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В

зеленях твоих стозвонных. С. Есенин
Слайд 3

Тема Родины — одна из главных в лирике великого русского поэта

Тема Родины — одна из главных в лирике великого русского поэта

Сергея Есенина. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, «озерной тоски» есенинская мысль прошла долгий и сложный путь до тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли, о будущем, рождающемся в боли и крови. «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».
Слайд 4

Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была

Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была

моя страна», — вспоминал он в последствии. Русь, уходящая корнями в прошлое, дедовская, была для Сергея Есенина прежде всего краем легкокрылых облаков, «березового молока» и шелковых трав. И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами воплотилась в стихи, полные любви к русской земле.
Слайд 5

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до

радости и боли
Твою озерную тоску.

Есенин любил свой край не слепо, он хорошо знал его и не мог не видеть «хижины хилые», «тощие поля», он понимал, с каким трудом дается русскому мужику каждый кусок хлеба. Истоком лирики Есенина была та реальная действительность, которая его окружала.

Слайд 6

Есенин чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и в какой-то

Есенин чувствовал необходимость изменений в жизни старой России, и в какой-то

момент ему показалось, что большевики, с их напором, силой, оптимизмом, щедростью на обещания, смогут создать идиллический «земной рай» для мужиков. Поэт восторженно принял революцию, в поэзию его «ворвались» напряженные, чеканные ритмы.
Слайд 7

Та же тема — тема утраты старой, живой России, звучит в

Та же тема — тема утраты старой, живой России, звучит в

«Сорокоусте», «Песне о хлебе», «Исповеди хулигана», в стихотворении «Я последний певец деревни». «Конь стальной победил коня живого», и Есенин пишет о том, что уже каменные руки шоссе сдавливают шею деревне, что черной гибелью надвигается на нее паровоз. Однако поэт не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

Слайд 8

Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — родина,

Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик.

Но

революция не оправдала ожиданий поэта. Всюду, где ее вихрь коснулся русской земли, видны были следы- войны и разрухи: голодные, опустевшие села, брошенные неухоженные поля. В стихотворении «Письмо матери» есть печальные строки:
Теперь сплошная грусть,
Живем мы, как во тьме.
Слайд 9

Мечты и надежды поэта рухнули, остались боль и неуемная скорбь о

Мечты и надежды поэта рухнули, остались боль и неуемная скорбь о

невозвратной, обреченной на гибель старой деревне: Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли.
Слайд 10

Есенин любил старую Русь такой, какой она была, со всеми ее

Есенин любил старую Русь такой, какой она была, со всеми ее

недостатками, но в новом мире было нечто, чего он не мог и не хотел принимать:

Россия-мать!
Прости меня, прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую.

Слайд 11

Слайд 12

Любящее сердце видело раскол в единой некогда стране, чувствовало «грусть в

Любящее сердце видело раскол в единой некогда стране, чувствовало «грусть в

кипении веселом». Есенин видел, как извращались добрые идеи, поначалу привлекавшие его, как молодежь, новая молодежь, поет «агитки Бедного Демьяна, веселым криком оглашая дол».
Слайд 13

Уже «иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест», и

Уже «иконы выбросили с полки, на церкви комиссар снял крест», и

старый дед говорит:

Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам...

Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход», где «схимник-ветер шагом осторожным мнет листву по выступам дорожным и целует на рябиновом кусту язвы крас­ные незримому Христу».