Александр Николаевич Островский

Содержание

Слайд 2

Русская литература Драматургия

Русская литература Драматургия

Слайд 3

А.Н. Островский. Художник В. Перов. 1871 В его облике нет как

А.Н. Островский. Художник В. Перов. 1871

В его облике нет как

будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатлённый точной кистью художника, и только глаза его – голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его – свидетели совершающейся в нём горячей внутренней жизни.
В.Я.Лакшин
Слайд 4

Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы,

Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют

школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – всё: и академия, и меценат, и защита. А.Н.Островский «Автобиографическая записка» 1884 г.

«Колумб Замоскворечья»…

Слайд 5

Дом на Малой Ордынке

Дом на Малой Ордынке

Слайд 6

Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом

Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9).
В этом

доме Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова.
Слайд 7

Музей-усадьба А. Н. Островского в Москве Музей драматурга основан 4 марта

Музей-усадьба А. Н. Островского в Москве


Музей драматурга основан 4

марта 1984 года.
«… в Москве все русское становится понятнее и дороже…
Москва — город вечно обновляющийся, вечно юный…»
А.Островский
Слайд 8

Деревянная постройка. Памятник культуры начала 20-х годов XIX века.

Деревянная постройка.
Памятник культуры начала 20-х годов
XIX века.

Слайд 9

Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга и его семьи, друзей-актеров;

Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга и его семьи,

друзей-актеров; предметов материальной культуры России прошлого столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья.

Экспозиция рассказывает о сценическом воплощении пьес А. Н. Островского на сцене русского театра — в ней представлены эскизы декораций и костюмов, фотопортреты актеров, афиши, рукописи.

Слайд 10

Самая большая и светлая комната в доме – столовая. Ее середину

Самая большая и светлая комната в доме – столовая. Ее середину

занимает большой овальный стол, покрытый белой скатертью, вокруг – мебель в холщовых чехлах, над столом керосиновая лампа -"молния" с белым абажуром.

В небольшой, но очень уютной гостиной, любимой всей семьей Островских, стоит фортепиано. Вторая жена Островского, актриса Малого театра Мария Васильевна Бахметьева, была большой любительницей пения, по просьбам гостей охотно исполняла цыганские романсы и русские народные песни.

Слайд 11

Памятник на могиле А.Н. Островского в Щелыкове

Памятник на могиле А.Н. Островского в Щелыкове

Слайд 12

С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь

С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь

им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.
Слайд 13

Спальная в доме-музее А.Н. Островского.

Спальная в доме-музее А.Н. Островского.

Слайд 14

Одним из видов отдыха Островского было столярное дело. Мастерил он небольшие

Одним из видов отдыха Островского было столярное дело. Мастерил он небольшие


вещицы и для себя, и в подарок братьям, друзьям – рамки, полочки, шкатулки и даже мебель.

Письменный стол, сделанный самим драматургом, стоит в его кабинете. Именно за этим столом утром 2 июня 1886 Александр Николаевич работал над перево-дом трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра", а в последний свой час просматривал только что доставленный свежий номер журнала "Русская мысль".

Слайд 15

Библиотека в доме-музее А.Н. Островского.

Библиотека в доме-музее А.Н. Островского.

Слайд 16

Московская гимназия 1840г. Московский университет

Московская гимназия

1840г. Московский университет

Слайд 17

Первое здание Московского Университета

Первое здание Московского Университета

Слайд 18

«Колумб Замоскворечья»… 1847 г. «Московский городской листок» «Несостоятельный должник» (сцены из

«Колумб Замоскворечья»…

1847 г. «Московский городской листок»
«Несостоятельный должник»
(сцены из комедии)

«Картины семейного счастья»
«Записки замоскворецкого жителя»
1849г.
«Свои люди – сочтемся!»
Слайд 19

«Банкрот» «Свои люди - сочтёмся» Я стал считать себя русским писателем

«Банкрот» «Свои люди - сочтёмся»

Я стал считать себя русским писателем и уже

без сомнений и колебаний поверил в свое призвание.

Читал ли ты комедию
или лучше трагедию Островского «Свои люди сочтемся», которой настоящее название «Банкрот»? Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», на «Банкроте» я поставил нумер
четвёртый.

А.Н.Островский

В.Ф.Одоевский

Слайд 20

творчество (конец 1840-х – начало 1850-х годов) 1847 – 1851 годы

творчество (конец 1840-х – начало 1850-х годов)
1847 – 1851 годы

– А.Н.Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В.Гоголь признает в нем «решительный талант».
1852 – 1855 годы – А.Н.Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
творчество (конец 50-х – начало 1880-х годов)
1856 – 1860 годы – окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А.Н.Островского-драматурга. Высшее достижение – драма «Гроза».
1861 – 1886 годы – происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н.Островского, усложняются художественные приемы. В это время появляются пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».
Учебник (страница 393): записать основные периоды творчества
Слайд 21

С 1856 г. печатает свои пьесы преимущественно в журналах «Современник» и

С 1856 г. печатает свои пьесы преимущественно в журналах «Современник» и

«Отечественные записки»

«Не в свои сани не садись»
«Бедность - не порок»

Слайд 22

Группа сотрудников журнала "Современник" Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев,

Группа сотрудников журнала "Современник" Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В.

Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.
Слайд 23

А.Н. Островский среди артистов. Слева направо: А. Бурдин, А. Островский, К.

А.Н. Островский среди артистов. Слева направо: А. Бурдин, А. Островский,
К.

Полтавцев, И. Горбунов, Л. Никулина-Косицкая, А. Нильский. Фото 1863

«Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром!... Давши театру 25 оригинальных пьес, я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь плохого переводчика. По крайней мере я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения.»
Из письма Ф.Бурдину

Слайд 24

1859 г. – «Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным» 1865

1859 г. – «Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным»
1865 г.

– «Артистический кружок»
1874 г. – «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов»
1886 г. – назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.
Слайд 25

С 1853 года вся жизнь А.Н.Островского была связана с Малым театром. ДОМ ОСТРОВСКОГО

С 1853 года вся жизнь А.Н.Островского была связана с Малым

театром.

ДОМ ОСТРОВСКОГО

Слайд 26

ДРАМА Жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами. Произведения без авторской речи.

ДРАМА

Жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами.
Произведения без авторской речи.


Виды (жанры) драматургических произведений:
трагедия,
драма,
комедия,
водевиль.
Слайд 27

«Бедность - не порок» – гимн русскому купечеству – содержит в

«Бедность - не порок» – гимн русскому купечеству – содержит

в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами. 

Пьеса «Бедность не порок»

«Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, а даже мечты мои»
Н.А.Некрасов

Слайд 28

Гордей Карпыч Торцов – богатый купец Пелагея Егоровна – его жена

Гордей Карпыч Торцов – богатый купец
Пелагея Егоровна – его жена
Любовь Гордеевна

– их дочь
Любим Карпыч Торцов – его брат, промотавшийся
Африкан Савич Коршунов - фабрикант
Митя - приказчик
Яша Гуслин – племянник Торцова
Гриша Разлюляев – молодой, богатый купчик
Анна Ивановна – молодая вдова и др.

Действующие лица

Слайд 29