Анализ лирического стихотворения

Содержание

Слайд 2

Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы

Анализ – это логический метод,
с помощью которого мы расчленяем

предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.
Анализ лирического художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, то есть к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.
Слайд 3

"Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на

"Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на

смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта".
Слайд 4

Лирика воссоздаёт не внешний, а внутренний мир, субъективные мысли и чувства

Лирика воссоздаёт не внешний, а внутренний мир, субъективные мысли и

чувства лирического героя, выражает состояние и переживание, вызванное каким-либо жизненным обстоятельством или содержащее общественное настроение.
Слайд 5

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ I. «Выходные данные». Автор, название (истолковать), время

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
I. «Выходные данные».
Автор, название (истолковать), время

написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение (отзывы о нем).
II. Структура образов и развития конфликта.
1. Тема и идея стихотворения
2. Эмоциональная окраска чувств.
3. Композиция, сюжет (если есть).
4. Образный ряд стихотворения.
5. Черты лирического героя.
III. Жанровое своеобразие .
IV. Основные особенности поэтического языка.
1. Тропы и фигуры.
2. Языковой поуровневый анализ:
а) поэтическая фонетика ;
б) поэтическая лексика ;
в) использование явлений морфологии и синтаксиса.
V. Ритм, стихотворный размер, рифма.
VI. Личное восприятия стихотворения.
Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.
Слайд 6

I. «Выходные данные». Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях

I. «Выходные данные».
Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к

стихотворениям, лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая. Нужно поразмышлять над смыслом названия, установить его прямой, а может быть, и переносный смысл.
Слайд 7

II. Структура образов и развитие конфликта. 1. Тема (мотив) – обстоятельство,

II. Структура образов и развитие конфликта.
1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие,

факт, впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния.
Идея – оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу .
2. Эмоциональная окраска чувств.
Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление).
Слайд 8

3. Композиция, сюжет (если есть). Стихотворения с точки зрения композиции Событийно-эмоциональные Эмоционально-изобразительные Собственно изобразительные или повествовательные

3. Композиция, сюжет (если есть).

Стихотворения
с точки зрения композиции

Событийно-эмоциональные

Эмоционально-изобразительные

Собственно изобразительные
или повествовательные

Слайд 9

4. Образный ряд стихотворения. Как развивается основной образ? Каковы главные, с

4. Образный ряд стихотворения.
Как развивается основной образ?
Каковы главные, с

точки зрения развития образа, слова, строфы, строки?
Какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки?
Каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ?
В какой последовательности сменяются образы, если из несколько?
Как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно)?
Слайд 10

5. Основные черты лирического героя. Образ лирического героя – это образ

5. Основные черты лирического героя.
Образ лирического героя – это образ личности,

которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении (обычно это или сам автор, или близкий к личности автора). Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях.
Слайд 11

III. Жанровое своеобразие стихотворения. Ода Элегия Эпиграмма Послание Гимн Стансы Мадригал

III. Жанровое своеобразие стихотворения.

Ода

Элегия

Эпиграмма

Послание

Гимн

Стансы

Мадригал

Стихотворение – портрет Стихотворение – воспоминание Стихотворение

– размышление Стихотворение – исповедь Стихотворение - признание Стихотворение – зарисовка
Слайд 12

IV. Основные особенности поэтического языка. 1. Тропы и фигуры. Тропы –

IV. Основные особенности поэтического языка.
1. Тропы и фигуры.
Тропы – это

образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.
Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.

Эпитет

Сравнение

Метафора

Аллегория

Перифраз

Олицетворение

Оксюморон

Ирония

Гипербола

Литота

Метонимия

Синекдоха

Символ

Символический образ

Слайд 13

Фигуры речи (синтаксис, построение) Стилистические фигуры – особое построение речи, усиливающее

Фигуры речи (синтаксис, построение)
Стилистические фигуры – особое построение речи, усиливающее выразительность

художественного слова.

Антитеза

Градация

Параллелизм

Анафора

Эпифора

Инверсия

Умолчание

Риторический вопрос

Риторические восклицание

Риторическое обращение

Асиндетон (бессоюзие)

Полисиндетон (многосоюзие)

Эллипсис

Слайд 14

2. Языковой поуровневый анализ: а) поэтическая фонетика: - аллитерация; - ассонанс;

2. Языковой поуровневый анализ:
а) поэтическая фонетика:

- аллитерация;

- ассонанс;

- звукопись;

б) поэтическая

лексика;

в) использование явлений морфологии и синтаксиса.

Слайд 15

V. Ритм, стихотворный размер, рифма. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ Двусложные размеры Хорей Ямб

V. Ритм, стихотворный размер, рифма.

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

Двусложные размеры

Хорей

Ямб

Трёхсложные размеры

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

Спондей

Пиррихий

Трибрахий

Слайд 16

Рифма – созвучное повторение концов стихотворных строк. Рифмы различаются : 1)

Рифма – созвучное повторение концов стихотворных строк.
Рифмы различаются :
1) в зависимости

от расположения ударения ( мужские - с ударением на последнем слоге (туман – обман, плен – тлен); женские – с ударением на предпоследнем слоге (царство – коварство, голодный – бесплодный); дактилические – с ударением на третьем от конца слоге (садовника – шиповника);
2) по форме :
простая (рифмуются отдельные слова: снега – луга, природа – года);
составная (между собой рифмуются группы слов или одно слово с несколькими (на грани я – играние, душа моя – та самая).
3) по созвучности :
точная (в ней совпадают все звуки: трудную – чудную, наизусть – грусть);
неточная (приблизительная), когда совпадают лишь отдельные звуки (нерукотворный – непокорный, мрамор – замер).
Рифма, в которой созвучны только ударные гласные, называется бедной (вода - дома, зову - иду).
4) по положению в строфе ( перекрестная, парная (смежная), опоясывающая ).

Строфа

Онегинская строфа

Сонет

Слайд 17

VI. Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование. Произведение искусства не

VI. Личное восприятие стихотворения.
Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.
Произведение искусства не

поддаётся скальпелю анатома. Рассечённое на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того чтобы понять, «что внутри», как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам. Чем пристальнее будет наш взгляд, тем вернее уловим мы и смысл, и поэтическую прелесть стихов.
Главное – уловить живую авторскую мысль, настроение стихотворения и осторожно, бережно, чтобы не разрушить впечатление, постараться передать всё это в сочинении.