Аттестационная работа. Жанровое своеобразие современного школьного фольклора

Содержание

Слайд 2

Методическая разработка урока по теме «Жанровое своеобразие современного школьного фольклора» с

Методическая разработка урока по теме «Жанровое своеобразие современного школьного фольклора» с

элементами исследовательской деятельности обучающихся 5 класса.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Колыонская СОШ». В школе работает кружок «Юный исследователь». Обучающиеся принимают участие в конкурсах исследовательских работ: «Живи, Кузнецкая земля», «Надежда Кузбасса», Интернетовских конкурсах. Есть победители и призёры муниципальных и региональных конкурсов.
В работе использую следующие формы исследовательской/проектной деятельности: занятия, наблюдения, групповое обучение, парные формы работы, личностное развитие, выполнение заданий «за страницами учебника», предметные недели, поисковая работа и т.д.
Преемственность между I этапом литературного образования ( начальная школа) и первой ступенью IIэтапа (5-7классы) осуществляется при условии сопряжения определённых тем в изучении литературы. В начальной школе обучающиеся знакомились с малыми жанрами фольклора. В 5 классе после изучения тем: «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Анекдоты» обучающиеся собирают и записывают считалки, потешки, прибаутки и т.д. Главное условие: не брать материал из книг, периодической печати и Интернета. Можно придумать самим, воспользоваться материалами школьного музея, провести опрос среди школьников. Обучающимся нужно приготовить письменный отчёт с демонстрацией материалов. На уроке- анализ информации, формулировка выводов, оформление результатов,
Слайд 3

Цель и задачи работы: образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных обучающимися

Цель и задачи работы:
образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных обучающимися

при изучении данной темы; произвести на основе жанрообразующих признаков классификацию фольклора по жанрам
развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, систематизировать материал, публично представлять его;
воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
Слайд 4

Основное содержание Актуальность исследования обучающихся определяется необходимостью уточнения, углубления представления о

Основное содержание
Актуальность исследования обучающихся определяется необходимостью уточнения, углубления представления о

фольклоре ( в данном случае школьников), его жанровом своеобразии, пополнении источниковой базы и введением её в научный оборот. На уроке анализируется материал, собранный учащимися школы, полевой матерал, имеющийся в фондах школьного краеведческого музея.
На уроке была предпринята попытка определения жанров фольклора на основе жанрообразующих признаков.
На основании критериев, представленных в работах Б.Н.Путилова Фольклор и народная культура –СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.-464с.и книги Г.С.Виноградова «Этнография детства и русская народная культура в Сибири –М.:Вост.лит.,2009,-896с.:ил. Взяли за основу следующие жанрообразующие признаки:
1.Задача (назначение) 2. Форма исполнения 3.Содержание 4.Поэтика
Игровые жанры
Игра - неотъемлемая часть детства. Игровые жанры представляют собой самую значительную по количеству произведений, разнообразию их типов и форм часть детского фольклора.
Игре всегда предшествует прелюдия, когда нужно разбиться на группы, выбрать ведущего (голящего), распределить функции в игре, определить очередность действий ее участников. Для этого дети используют такие жанры, как считалки, жеребьевки, игровые приговоры
1.Считалки - рифмованные и ритмизованные произведения, произносимые с определенной интонацией, часто с использованием счета и счетных слов.
По происхождению это самый архаичный жанр, передающий веру в судьбу, выпадающую каждому по жребию или логическому пересчету. В старину люди специально придумывали специальные слова, боясь употребить обычные, чтобы не понял зверь или чужой человек. Например:
Слайд 5

Ази, двази. тризи, лист, пятый,помятый, седьмой, восьмой, девятый. Дети подтвердили, что

Ази, двази.
тризи, лист,
пятый,помятый,
седьмой, восьмой,
девятый.
Дети подтвердили, что

они активно используют считалки в игре и сами их придумывают.
Все, конечно, помнят считалку, ставшую классической:
№1 На золотом крыльце сидели / Царь, царевич, король, королевич, / сапожник, портной. / Кто ты будешь такой?/ Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей!
Любимая считалка наших бабушек и дедушек сегодня приобрела новое звучание. В нее «вклинились» образы героев диснеевских мультфильмов и даже персонажи из популярных телесериалов.
№2 На золотом крыльце сидели / Микки Маус, Том и Джерри,
Скрудж Макдак и три утенка./ Выходи, ты будешь Понка. А вот другой вариант:
№3 На золотом крыльце сидели,/ «Санта Барбару» смотрели. / Если Джина не умрет,/ То Сиси с ума сойдет./ Вот и Джина умерла,/А Сиси кричит: «Ура!»
Встречаются считалки на школьную тематику:
№4 Катилась апельсина/По городу Берлину/Уроки не учила/И двойку получила./ Пошла она в буфет, /Налопалась конфет./ Увидела француза И хвать его за пузо!
Самой популярной стала считалка про Лунтика:
№5 Ехал Лунтик на тележке, / Раздавал он всем орешки,/ Кому два, кому три,/ А голить - то будешь ты.
Таким образом, считалку можно считать очень востребованным в детской среде развивающимся жанром, быстро реагирующим на изменения, происходящие в окружающем мире.
Слайд 6

6.Черепаха хвост поджала и за зайцем побежала. Оказалась впереди, Кто не

6.Черепаха хвост поджала и за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не

верит – выходи!
7. Шёл баран по крутым горам, вырвал травку, положил на лавку. Кто её вырвет, тот и вон выйдет!
8. Вышел месяц погулять, вдруг к нему пришла луна. Оставайся ты одна!
2.Жеребьевки — обычно вопросительное предложение, обращенное к «матке», с целью распределения по группам или командам. Наиболее часто употребляются такие жеребьевки:
№9 Кого надо - коня вороного или барана золотого? Дуб или орех?
3.Игровые приговоры - короткое предложение, часто с использованием счетных слов, в котором содержится «правовое» или этикетное регулирование процесса игры.
А) Начало игры может сопровождаться такими приговорами:
10 Рыба карась - игра началась! 11 Раз - два - начинается игра!
Б) Перерыв в игре, выход из нее: №12 Три - четыре - я на перерыве.
В) Окончание игры: №13 Рыба акула - игра потонула.
Г) Этикетные формулы игры:
№14Первое слово дороже второго. Первое слово съела корова
№15 Кто посерединке - тому по апельсинке, а кто по бокам, тому по пирогам!
Слайд 7

4.Мирилки - небольшой по объему текст, сопровождающийся определенным ритуалом с целью

4.Мирилки - небольшой по объему текст, сопровождающийся определенным ритуалом с целью примирения

поссорившихся. Самая распространенная мирилка звучит так:
№16 «Мирись, мирись,/ Больше не дерись./ Если будешь драться,/ Я буду кусаться /А кусаться ни при чем/ Буду драться кирпичом!/ А кирпич ломается/ Дружба начинается». Во время произношения этой мирилки противники должны держаться мизинцами.
5.Дразнилки - рифмованные строчки, произносимые с целью оскорбления кого-либо. Дразнилка может быть отнесена к игровому фольклору, так как это словесная игра. Как во всякой игре здесь есть партнер, который посрамляется. Адресат дразнилки - жадина, ябеда, глупец, плакса и т.п.
№17 «Жадина-говядина, соленый огурец / По полу валяешься - никто тебя не ест».
6. Поддевки - диалог, в котором ребенок ловится на слове. Обычно поддевка начинается со слова «скажи»:
№18 - Скажи чайник /-Чайник / -Твой отец начальник! - Скажи веревка /-Веревка /- Твоя мать воровка.
7. Молчанки - небольшой рифмованный текст сатирического характера, содержащий запрет на говорение.
№19 «Ехали татары, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит, тот и съест.№20. Чок.чок! Зубы на крючок, а язык на полочку».
Слайд 8

8.Бытовой фольклор: 1. Обращение к животным, насекомым: №21 "Божья коровка, лети

8.Бытовой фольклор:
1. Обращение к животным, насекомым:
№21 "Божья коровка, лети на небо, дам

тебе хлеба»..."
2. Природным явлениям:№22 »Дождик, дождик, пуще. Там тебе гущи!
9.Садистские стишки - стихотворное произведение небольшого размера, концовка которого содержит кровавую развязку. Это самый молодой жанр детского фольклора, возникший примерно в 90-е годы. Впервые на них внимание обратила М.В. Осорина в книге «Современная фольклорная проза детей».
№23 «Катился апельсин по городу Милин,
Уроки не учил и двойку получил.
А двойка не моя, чужого короля.
Король сидел на лавочке,
Считал свои козявочки:
Раз-два-три! Козявкой будешь ты!
Козявка убежала, начальнику сказала.
Начальник удивился и в бочку провалился.
А в бочке тараканы играли в барабаны,
Один не доиграл, себе штаны порвал!
№24 Маленький мальчик по крыше бежал.
Ручкой размахивал, громко визжал.
Кончилась крыша - послышался свист,
Дворника ждал новогодний сюрприз...
№25 «Вышел ёжик из тумана, вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, всё равно тебе голить!
Слайд 9

10.Страшилки - прозаические рассказы устрашающего характера, в которых действуют демонические персонажи.

10.Страшилки - прозаические рассказы устрашающего характера, в которых действуют демонические персонажи.

Страшилки являются жанром современной детской фольклорной прозы .
В 1981 г. О.Н. Гречина и М.В. Осорина впервые описали жанр детских страшных историй и опубликовали восемь текстов. М.В. Осорина считает, что страшилки предназначены для того, чтобы вызвать переживание страха, которое в заведомо защищенной и безопасной ситуации доставляет своеобразное наслаждение, приводит к эмоциональному катарсису.
№26 «В одном черном, черном лесу стоял черный, черный дом. В этом черном, черном доме была черная, черная комната. В этой черной, черной комнате стоял черный, черный стол. На этом черном, черном столе стоял черный, черный гроб. В этом черном, черном гробу лежал черный, черный человек. (До этого момента рассказчик говорил монотонным приглушенным голосом. Далее - резко и громко, хватая кого-нибудь за руку.) Отдай мое сердце!»
Особый интерес представляет детская магия. Этот пласт детской культуры еще не изучен. Нам удалось записать несколько заговоров и магических действий.
11.Заговоры: Чтобы вырос новый зуб:№27 «Мышка, мышка, на тебе костяной, дай мне железный» (Выпавший зуб нужно было забросить на печку). Чтобы не произошло плохого:
№28 "Раз, два, три, чтобы не было беды";
Слайд 10

12.Магические действия: №29 «Если ты с другом идешь по улице и

12.Магические действия:
№29 «Если ты с другом идешь по улице и между

вами проезжает машина, нужно поднять правую ногу и стоять на одной ноге, пока машина не проедет. Это для того, чтобы не поссориться»
№30 «Если увидишь что-нибудь безобразное, страшное, нужно три раза сказать «фу» и дунуть, как бы сдуть это с себя»
№31 «Если летит стая галок, то нужно присесть и ждать, пока они пролетят. Это делается для того, чтобы не получить в школе двойку»
13.О разном: Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Обучающиеся посчитали эту считалку лучшей!
Слайд 11

Заключение В результате проведенного исследования на уроке (2 урока) мы пришли

Заключение
В результате проведенного исследования на уроке (2 урока) мы пришли

к выводу, что школьный фольклор - живое, постоянно обновляющееся явление. В нем наряду с древними жанрами, как, например, считалка, существуют сравнительно молодые жанры, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями - садистские стишки, страшилки. Содержание фольклорных текстов постоянно обновляется, в них привносятся современные реалии, образы.
В работе рассмотрены такие жанры школьного фольклора, как считалки, жеребьевки, игровые приговоры, мирилки, дразнилки, поддевки, молчанки, садистские стишки, страшилки, обращения к животным, насекомым, природным явлениям, предметам, заговоры.
В качестве методов диагностики личностных изменений обучающихся использую наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.
В перспективе предполагается изучение таких явлений школьного фольклора, как девичий альбом, магические заговоры и действия, анекдоты, озорные песенки, школьные стишки.