- Главная
- Литература
- Балалайка- символ русской культуры
Содержание
- 2. Балалайка - один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа. Треугольная доска, А на
- 3. Пушкин А.С. У Пушкина А.С. в «Евгении Онегине» есть такие строки: Иные нужны мне картины: Люблю
- 4. Лермонтов М.Ю. А вот из Лермонтова (стихотворение «Русская мелодия»): Так перед праздною толпой И с балалайкою
- 5. Гоголь Н.В. Смастерить балалайку можно было из любых подручных средств, даже из тыквы, о чем интересное
- 6. Достоевский Ф.М. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»: «Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака
- 7. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные
- 8. Булгаков М.А. У М. А. Булгакова «Собачье сердце» – «Очень настойчиво с залихватской ловкостью играли за
- 9. Чехов А.П. Или вот ещё интересный пример от А. П. Чехова, в одном из его писем
- 10. А. П. Чехов «Драма на охоте»: «Свидание с Тиной вывело меня из забытья… Через десять минут
- 11. Но не у одних только Шелестовых жилось весело. Не прошел Никитин и двухсот шагов, как и
- 12. Толстой Л.Н. Л. Н. Толстой «Война и мир»: «Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на
- 13. Песни: ди-ди-ли и тому подобные, господские, он спел только для Оленина; но потом, выпив еще стакана
- 14. Горький М. Гости были важные, — поп, конечно, становой, двое волостных старшин и ещё разные осетры,
- 15. Мамин-Сибиряк Д.Н. — Антипа заставили играть на балалайке, а Груздев пляшет с Домнушкой… Вприсядку так и
- 16. Гоголь Н.В. И взошедший месяц долго еще видел толпы музыкантов, проходивших по улицам с бандурами, турбанами,
- 18. Скачать презентацию
Балалайка - один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского
Балалайка - один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского
Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волос – тонкий,
Голос – звонкий,
Три струны, а звук какой,
С переливами, живой!
Узнаю его в момент –
самый русский инструмент.
Пушкин А.С.
У Пушкина А.С.
в «Евгении Онегине»
есть такие строки:
Иные нужны мне картины:
Люблю
Пушкин А.С.
У Пушкина А.С.
в «Евгении Онегине»
есть такие строки:
Иные нужны мне картины:
Люблю
Лермонтов М.Ю.
А вот из Лермонтова
(стихотворение «Русская мелодия»):
Так перед праздною толпой
И с
Лермонтов М.Ю.
А вот из Лермонтова
(стихотворение «Русская мелодия»):
Так перед праздною толпой
И с
У Лермонтова же в «Коварной жизнью недовольный...»: Снега и вихрь зимы холодной, Горячий взор московских дев, И балалайки звук народный, И томный вечера припев?
Бедный старичишка бренчит на трехструнной… забыл, как по-ихнему… ну, да вроде нашей балалайки.
Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени»
Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб; пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен; играя на саазе (балалайка турецкая) и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых; на одной свадьбе он увидал Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга.
Лермонтов М. Ю. «Ашик-Кериб»
Гоголь Н.В.
Смастерить балалайку можно было из любых подручных средств, даже из
Гоголь Н.В.
Смастерить балалайку можно было из любых подручных средств, даже из
Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка с своим братом в неприглядном тулупе, опоясанном кушаком, где-нибудь во царевом кабаке, или уже завязалась в новом месте какая зазнобушка сердечная и приходится оставлять вечернее стоянье у ворот и политичное держанье за белы ручки в тот час, как нахлобучиваются на город сумерки, детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью и плетет тихие речи разночинный отработавшийся народ?
Гоголь Н. В. «Мёртвые души»
Достоевский Ф.М.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»: «Но вот вдруг становится очень
Достоевский Ф.М.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»: «Но вот вдруг становится очень
У Ф. М. Достоевского в «Записках из Мертвого дома»: «Сбоку, по нарам, разместилось человек восемь музыкантов: две скрипки (одна была в остроге, другую у кого-то заняли в крепости, а артист нашелся и дома), три балалайки – все самодельщина, две гитары и бубен вместо контрабаса. Скрипки только визжали и пилили, гитары были дрянные, зато балалайки были неслыханные. Проворство переборки струн пальцами решительно равнялось самому ловкому фокусу. Игрались все плясовые мотивы. В самых плясовых местах балалаечники ударяли костями пальцев о деку балалайки; тон, вкус, исполнение, обращение с инструментами, характер передачи мотива – всё было своё, оригинальное, арестантское».
Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками,
Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками,
Достоевский Ф. М.
«Преступление и наказание»
Оркестр составляли две балалайки, гитара, скрипка и бубен, с которым отлично управлялся форейтор Митюшка.
Достоевский Ф. М. «Село Степанчиково и его обитатели»
Булгаков М.А.
У М. А. Булгакова «Собачье сердце» – «Очень настойчиво с залихватской ловкостью
Булгаков М.А.
У М. А. Булгакова «Собачье сердце» – «Очень настойчиво с залихватской ловкостью
Чехов А.П.
Или вот ещё интересный пример от А. П. Чехова, в одном
Чехов А.П.
Или вот ещё интересный пример от А. П. Чехова, в одном
Калашников настроил балалайку и заиграл, и фельдшер никак не мог понять, какую он песню играет, веселую или грустную, потому что было то очень грустно, даже плакать хотелось, то становилось весело.
Чехов А. П. «Воры»
Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потемках; слышался оттуда шепот женских голосов, сдержанный смех, и кто-то тихо-тихо играл на балалайке.
Чехов А. П. «Три года»
А. П. Чехов «Драма на охоте»: «Свидание с Тиной вывело меня
А. П. Чехов «Драма на охоте»: «Свидание с Тиной вывело меня
подобные резкие переходы. Я задрожал от восторга и, охватив Тину
одной рукой, а другой махая в воздухе балалайкой, допел
до конца «Ночи безумные»… Балалайка с треском
ударилась о пол и разлетелась на мелкие щепки…».
Но не у одних только Шелестовых жилось весело. Не прошел
Но не у одних только Шелестовых жилось весело. Не прошел
Чехов А. П. «Учитель словесности»
Толстой Л.Н.
Л. Н. Толстой «Война и мир»: «Из коридора ясно
стали
Толстой Л.Н.
Л. Н. Толстой «Война и мир»: «Из коридора ясно
стали
очевидно, какой-нибудь мастер этого дела.
Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и
теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер. Я ему купил хорошую
балалайку, люблю, – сказал дядюшка. У дядюшки
было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты,
в холостой охотнической Митька играл на балалайке.
Дядюшка любил слушать эту музыку». «Ещё, пожалуйста, ещё, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла
балалайка. Митька настроил и опять молодецки
задребезжал Барыню с переборами и перехватами.
Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с
чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто». Народная музыка в романе отражает духовную культуру
народа, с помощью её писатель осуждает дворянство,
ведущее паразитический образ жизни, воспевает подвиг
русского солдата, делает язык точным и выразительным.
Песни: ди-ди-ли и тому подобные, господские, он спел только для Оленина;
Песни: ди-ди-ли и тому подобные, господские, он спел только для Оленина;
Толстой Л. Н. «Казаки»
Глядя на него, рыжий песенник не вытерпел, схватил балалайку и пустился вприсядку помогать товарищу.
Толстой А. К. «Князь Серебряный»
Несмотря на то, что день был прекрасный, народ не выходил гулять; девки не собирались песни петь, ребята фабричные, пришедшие из города, не играли ни в гармонию, ни в балалайки, и с девушками не играли.
Толстой Л. Н. «Поликушка»
Потап берет балалайку, играет. Мужик и баба пляшут.
Толстой Л. Н. «Первый винокур, или Как чертёнок краюшку заслужил»
Горький М.
Гости были важные, — поп, конечно, становой, двое волостных старшин
Горький М.
Гости были важные, — поп, конечно, становой, двое волостных старшин
Горький Максим «Исповедь»
Мамин-Сибиряк Д.Н.
— Антипа заставили играть на балалайке, а Груздев пляшет с Домнушкой…
Мамин-Сибиряк Д.Н.
— Антипа заставили играть на балалайке, а Груздев пляшет с Домнушкой…
Мамин-Сибиряк Д. Н. «Три конца»
— А ты все свое долбишь! а? — грозно зарычал Осип Иваныч, бросаясь с кулаками на бунтовщика. — Если ты мне еще раз покажешь свою рожу… да я… Ну купи, черт ты этакий, гармонику или балалайку и наигрывай, в кабак бы зашел от скуки… Разве я запрещаю?!
Мамин-Сибиряк Д. Н. «Бойцы»
Гоголь Н.В.
И взошедший месяц долго еще видел толпы музыкантов, проходивших по
Гоголь Н.В.
И взошедший месяц долго еще видел толпы музыкантов, проходивших по
Гоголь Н. В. «Тарас Бульба»