Баленсиага в романе Эрих Мария Ремарк Жизнь взаймы

Содержание

Слайд 2

Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы» Иллюстрация Ю. Чарышникова

Эрих Мария Ремарк «Жизнь взаймы»
Иллюстрация Ю. Чарышникова

Слайд 3

У Лилиан Дюнкерк туберкулёз, но, не желая спокойно доживать отведённое ей

У Лилиан Дюнкерк туберкулёз, но, не желая спокойно доживать отведённое ей

время, она, как бы банально это ни звучало, с головой бросается в ту жизнь, которая кипит за пределами тихого санатория в Альпийских горах. Как можно «доживать», если хочется «жить»?
Слайд 4

Но она знала также, что в моменты тяжёлых душевных переживаний платья


Но она знала также, что в моменты тяжёлых душевных переживаний платья

могут стать либо добрыми друзьями, либо заклятыми врагами; без их помощи женщина чувствует себя совершенно потерянной, зато, когда они помогают ей, как помогают дружеские руки, женщине намного легче в трудный момент. Во всем этом нет ни грана пошлости, просто не надо забывать, какое большое значение имеют в жизни мелочи».

А платья… платья становятся её союзниками. «Она знала, что шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов. Она знала, что в тончайшем вечернем платье, если оно хорошо сидит, нельзя простудиться, зато легко простудиться в том платье, которое раздражает тебя, или же в том, двойника которого ты на этом же вечере видишь на другой женщине; такие вещи казались Лилиан неопровержимыми, как химические формулы

Слайд 5

Уехав из санатория, Лилиан отправляется обновлять гардероб, о чём и ставит

Уехав из санатория, Лилиан отправляется обновлять гардероб, о чём и ставит

в известность своего скуповатого дядю.
«—  Я хочу поскорее купить себе платья.
— А где ты их купишь? —  быстро спросил старик, напоминавший марабу.
— У Баленсиага. Не забудь, что это мои деньги.
— Твоя мать…
— До завтра, — сказала Лилиан и легко прикоснулась губами ко лбу старика.
— Послушай, Лилиан, не делай глупостей! Ты очень хорошо одета. Платья у этих модных портных стоят целые состояния».
Слайд 6

«Лилиан отправилась к Баленсиага. У нее было не много платьев, к

«Лилиан отправилась к Баленсиага. У нее было не много платьев, к

тому же они были сшиты в годы войны и уже вышли из моды. Некоторые платья достались ей от матери, а потом их перешила недорогая портниха; некоторые были сделаны из тех дешёвых тканей, которые продавались во время войны. Из всех её туалетов только два костюмчика, синий и светло-серый, были еще достаточно модными. Правда, и их она носила уже несколько лет, но фасоны не успели устареть.
Слайд 7

— Вы удачно выбрали, — сказала она. — Кажется, будто эти

— Вы удачно выбрали, — сказала она. — Кажется, будто эти

вещи шились специально для вас. Это бывает редко. Большинство женщин покупают наряды, которые им нравятся; вы же покупаете то, что вам идет. В этом широком труакаре [пальто длиной три четверти] вы выглядите чудесно.
Слайд 8

Лилиан посмотрела на себя в зеркало. Лицо её казалось в Париже

Лилиан посмотрела на себя в зеркало. Лицо её казалось в Париже

более загорелым, чем в горах; плечи тоже загорели. Новые платья подчеркивали линии её фигуры и своеобразие лица. Она стала вдруг очень красивой, более того, её прозрачные глаза, которые никого не узнавали и смотрели как бы сквозь окружающие предметы, придавали ей особое грустное очарование и какую-то отрешенность от всего, трогающую сердце. Она слышала разговоры женщин в соседних кабинках, видела, как, выходя, они рассматривали ее, эти неутомимые воительницы за права своего пола, но Лилиан знала, что у неё с ними мало общего. Платья не были для неё оружием в борьбе за мужчину. Её целью была жизнь и она сама».
Слайд 9

Началась демонстрация моделей. Сидя в зале, Лилиан наблюдала за другими женщинами.

Началась демонстрация моделей. Сидя в зале, Лилиан наблюдала за другими женщинами.

Многие из них были стары и слишком сильно накрашены; некоторые тараторили без умолку, как злые попугаи; были, правда, и красивые женщины, уверенные в своей красоте. Среди публики попадались американки, такие чванливые, что это нагоняло скуку; в толпе виднелись и мужчины».
Слайд 10

Слайд 11

«На четвёртый день на примерку пришла старшая продавщица. Через неделю явился

«На четвёртый день на примерку пришла старшая продавщица. Через неделю явился

сам Баленсиага. Они поняли, что эта покупательница сможет носить их модели с особым шиком. Лилиан мало говорила, зато терпеливо стояла перед зеркалом; едва уловимый испанский колорит вещей, которые она выбрала, придавал её юному облику что-то трагичное, что, впрочем, было не слишком нарочитым. Когда она надевала чёрные или ярко-красные, как мексиканские шали, платья, или же короткие, как у матадоров, курточки, или необъятно широкие пальто, в которых тело казалось невесомым, так что всё внимание концентрировалось только на лице, в ней особенно отчетливо проступала та меланхолия, которая была ей свойственна».
Слайд 12

“Портрет инфанты Маргариты” Веласкес Баленсиага черпал вдохновение в картинах испанских художников

“Портрет инфанты Маргариты” Веласкес

Баленсиага черпал вдохновение в картинах испанских художников

Слайд 13

Веласкес «Портрет инфанты Изабеллы»

Веласкес «Портрет инфанты Изабеллы»

Слайд 14

Одно из таких «испанских» платьев будет упомянуто в романе и позднее.

Одно из таких «испанских» платьев будет упомянуто в романе и позднее. «Лилиан

взяла платье из черной прозрачной ткани, отделанное ярко-красным рюшем, и помахала им из окна. — Да здравствует любовь! — сказала она. — Божественная и земная, маленькая и большая!» Но пока она всё ещё выбирает платья. «Вы прекрасно выбрали, — сказала старшая продавщица. — Эти вещи никогда не выйдут из моды; вы сможете носить их много лет».
Слайд 15

Однако у Лилиан Дюнкерк не было этих десяти лет. И даже

Однако у Лилиан Дюнкерк не было этих десяти лет. И даже

пяти.
«Много лет, — подумала Лилиан и сказала, улыбаясь:
— Мне они нужны только на этот год…
Продавщица показала ей что-то серебристое, похожее на рыбью чешую.
— Совершенно новый фасон. Хотите примерить?
Лилиан покачала головой.
— Хватит. У меня больше нет денег.
— Примерьте все-таки. Мне кажется, вы возьмете платье. И цена вам подойдет.
Лилиан примерила это сверкающее нечто, эту серебряную чешую. Она выглядела в ней так, словно только что вышла из морских волн. Платье оказалось до смешного дешёвым.
— Наша фирма хочет, чтобы его носили именно вы, — сказала старшая продавщица».
Слайд 16

Слайд 17

«Кровотечение в Венеции, по всей вероятности, укоротило ее жизнь на много

«Кровотечение в Венеции, по всей вероятности, укоротило ее жизнь на много

дней, а то и недель, но она не хотела впадать в уныние, не хотела жаловаться и раскаиваться. Проще сказать себе, что теперь ей потребуется меньше денег на жизнь и что поэтому можно купить лишнее платье. Это платье она выбирала с особой тщательностью. Сначала ей хотелось приобрести что-нибудь экстравагантное, но потом она остановилась на очень скромном платье, самом скромном из всех, что у нее были. Экстравагантным было то платье, которое ей подарил Клерфэ; так она выразила свой протест против Тулузы и того, что она понимала под этим словом.»
Слайд 18

Можно задать себе вопрос: почему Ремарк ввёл в роман именно Баленсиагу,

Можно задать себе вопрос: почему Ремарк ввёл в роман именно Баленсиагу,

а не любого другого дизайнера, популярного в то время. Казалось бы, благодаря Диору было названо целое направление в моде… И всё же именно творения Баленсиаги смогли внести в роман ту “краску”, которая нужна была автору. ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ - это жизнь, которую герои отвоевывают у смерти. Когда терять уже нечего, когда один стоит на краю гибели, так эту жизнь и не узнав, а другому эта треклятая жизнь стала невыносима. И как всегда у Ремарка, только любовь и дружба остаются незыблемыми. Только в них можно найти точку опоры. 

Вывод

Всё, что создал Баленсиага, несёт в себе колорит Испании – жизнь и смерть, любовь, страсть, зной, картины Гойи и Веласкеса, ритмы фламенко.. Лилиан, подобно матадору на корриде, каждый день вела поединок со смертью, не зная, наступит завтрашний день, или нет… Платья Баленсиаги стали для героини зримым воплощением её жизненной драмы. Ведь одежда для человека – это не только возможность согреться и прикрыть наготу, но и послание, невольное признание о своих настроениях, идеалах и даже – внутреннем мире. Баленсиага создал особый эмоциональный фон, передающий жизненную драму героини.

Слайд 19

В «Палас-баре» Букет лилий Лилиан в «Биссоне» Собственные иллюстрации

В «Палас-баре»

Букет лилий

Лилиан в «Биссоне»

Собственные иллюстрации