Борис Васильев

Содержание

Слайд 2

Борис Львович Васильев участник Великой Отечественной войны, фронтовик. Он принадлежит к

Борис Львович Васильев участник Великой Отечественной войны, фронтовик. Он принадлежит к

поколению советских, а позднее российских писателей, которые смогли пережить Великую Отечественную войну, а позднее рассказать нам о ней на страницах своих книг. Позднее их произведения назовут «лейтенантской прозой». Писателей не зря называют инженерами человеческих душ, эти люди, прошедшие войну, вытянувшие счастливый билет судьбы, постарались максимально ярко показать весь тот ужас и боль, через которые прошла наша страна и люди. Сегодня многие их произведения входят в школьную программу и являются классикой отечественной литературы. Они писали «окопную правду», показывая страшную реальность войны, которая вытесняла фанфарную браваду и идеологические установки. На первом плане в их произведениях всегда был человек, часто он был наделен обычными, негероическими переживаниями или обыденным, неприметным героизмом. Большинство его героев гибнут на войне, потому что всегда первыми гибнут самые честные. Васильев был представителем того именно поколения, которое первым уходило на фронт, первым ложилось под танки, первым принимало смерть.
Слайд 3

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске.
Отец

— Васильев Лев Александрович (1892—1968) —из дворян, кадровый офицер царской и впоследствии Красной Армии, Советской Армии.
Мать — Алексеева Елена Николаевна (1892—1968), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением ХIХ века.

Писатель говорил: «Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» – подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности».

Слайд 4

Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после кровопролитий Гражданской войны, –


Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после кровопролитий Гражданской войны, –

выросло в условиях продолжающейся тайной гражданской войны. «Конечно, мы не ощущали всего ужаса террора, – напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь».


Слайд 5

Воспитанием Васильева занималась мать. Она дала сыну хорошее домашнее образование: учила

Воспитанием Васильева занималась мать. Она дала сыну хорошее домашнее образование:

учила писать и читать, знакомила с законами арифметики, физики и химии, занималась языками.
Борис Васильев вспоминал: «А эстетическим воспитанием занималась бабушка (с материнской стороны), с которой мне на редкость повезло. Она была полугречанкой: брюнеткой с синими глазами, на добрых 25 лет моложе деда и довольно известной в свое время шансонетной певицей.
Она обладала невероятно живым характером и талантом все превращать в игру. Историю, географию, литературу – все, что, по ее мнению, мне следовало знать. Мы разыгрывали с ней исторические сценки, путешествовали по миру («Сегодня, Боренька, мы с тобой поедем в Париж. Гарсон, устриц и бутылку светлого божоле!»)
На вопрос о том, какую роль играло семейное воспитание в его формировании как личности, Васильев отвечал: «Решающее. Мать заложила нравственные начала, поскольку понятие «порядочности» было стержнем ее существа. Отец внушил мне представление о том, что воля есть первый признак культуры, а потому для человека «НАДО» всегда, при любых обстоятельствах важнее, чем «ХОЧУ». Он же, исходя из своего представления о воле, приучил меня к строгому режиму как к первому, внешнему проявлению воли».
Слайд 6

О книгах и чтении: «В нашей семье существовала единственная ценность: книги,

О книгах и чтении: «В нашей семье существовала единственная ценность: книги, поскольку

я был сыном командира Красной Армии. Его часто переводили с места на место и при этом обеспечивали всем необходимым по прибытии. Мебелью, посудой, постельным бельем, питанием. Поэтому для меня с детства все оказалось второстепенным, кроме книг. Книги были единственным сокровищем семьи, их НЕ ВЫДАВАЛИ комендатуры по прибытии».

«Читала обычно моя старшая (на десять лет старше меня) сестра Галя, мама чинила одежду, бабушка перебирала пшено, а отец ремонтировал обувь. Он умел делать все.
А читали, как правило, русскую классику, которую я, естественно, воспринять не мог, но ритм которой неведомыми путями в меня проник. Может быть, эти ежевечерние чтения и определили мои последующие пристрастия: я и сейчас ловлю фальшь на слух, а скудость словарного запаса автора – по первым строкам его сочинения чисто интуитивно, что ли».

Слайд 7

«Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных

«Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в

провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...»
Борис Васильев

Дворяне Васильевы. Смоленск. Фото 1870-х годов.

Слайд 8

В 1934 году будущий писатель пошел в школу в Воронеже, куда

В 1934 году будущий писатель пошел в школу в Воронеже, куда по

службе перевели его отца. Учеба давалась Борису Васильеву легко, он уже знал программу на несколько классов вперед.
У Васильева рано проявились увлечение историей и любовь к литературе. Учась в школе, Борис Васильев играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал.
Когда окончил 9-й класс, началась война.
Слайд 9

Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона

Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона

и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск.
Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. Ранение было тяжелым – врачи запретили Васильеву возвращаться на фронт.
Слайд 10

Мальчишкам, родившимся в 1924 году, суждено было почти всем сложить свои

Мальчишкам, родившимся в 1924 году, суждено было почти всем сложить свои

головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.
«...Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины».
Слайд 11

«От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой

«От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой

портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть. Мечтали все о будущем – чистом, светлом. А завтра…
ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА…»
Слайд 12

В 1943 году после тяжёлой контузии Борис Васильев покинул действующую армию

В 1943 году после тяжёлой контузии Борис Васильев покинул действующую армию

и поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского).
После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Это были несколько лет, когда Васильев едва ли не каждый день рисковал собой: он был испытателем танков, и его главной задачей было обнаружение «слабых звеньев» боевой машины. А этого можно было добиться, только создав аварийную ситуацию.
Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана.
В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Слайд 13

Обучаясь в Военной академии, Борис Львович встретил свою будущую жену Зорю

Обучаясь в Военной академии, Борис Львович встретил свою будущую жену Зорю

Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей.
Драматичный эпизод в начале их совместного пути стал, по словам Бориса Васильева, эпиграфом ко всей последующей жизни: «И тут я увидел незабудки. Пока Зоря разглядывала вчерашнее поле тяжелейших боев, я перешагнул через проржавевшую колючую проволоку и направился прямехонько к незабудкам. Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на не разминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу.
Слайд 14

– Мины. – Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился

– Мины.
– Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко

мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. ШАГ В ШАГ.
– Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть.
– Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя.
Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. ШАГ В ШАГ. И – вышли. С той поры я часто попадал на минные поля…
Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я – счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. ШАГ В ШАГ».
Слайд 15

Лейтенанты поженились и более 60 лет прожили в любви и счастье.


Лейтенанты поженились и более 60 лет прожили в любви и счастье.

Они понимали друг друга с полуслова. Их неслучайно называли лебединой парой.
(Жена - Зоря Альбертовна По́ляк (1926—2013), конструктор и телевизионный редактор, ставшая прототипом одной из героинь повести «А зори здесь тихие…» Сони Гурвич).
Слайд 16

Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений. Первым произведением,

Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений.
Первым произведением, вышедшим

из-под его пера, стала пьеса «Танкисты» (1954) – о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием «Офицер» была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль без всяких объяснений был запрещен Главным политическим управлением армии.
Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» (1967): А.Т. Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Но после его смерти она почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году.
Приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН, сочинять подтекстовки к киножурналам «Новости дня» и «Иностранная хроника»...
Слайд 17

Известность и огромное читательское признание Борису Васильеву принесла повесть «А зори

Известность и огромное читательское признание Борису Васильеву принесла повесть «А зори

здесь тихие…», основанная на реальном эпизоде войны.
В 1969 повесть была напечатана в популярном литературном журнале "Юность". Весь тираж журнала с повестью "А зори здесь тихие" разошелся моментально. Его передавали из рук в руки, а на страницах оставались следы слез читателей.
Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту.
В названии повести неслучайно упоминается необычное имя жены и музы писателя – Зоря. Васильев был уверен, что если бы она не верила в него, он никогда бы не стал писателем.
«Зори...» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, переведены на десятки иностранных языков, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.
Слайд 18

Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем,

Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем,

как освещаются в литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность «лейтенантской прозой» сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами.
Васильев вдруг осознал, что это не «его» война. Его притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы.
Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и вместе с тем проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.
Повесть вобрала в себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с мелодраматическим оттенком, составляющая несет на себе печать авторской личности – романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной к иронии и прозорливой.
Это проза мужественного и честного писателя, органически не принимающего компромисса между истиной и ложью.
Слайд 19

На основе собственной повести Борис Васильев создал сценарий для фильма "А

На основе собственной повести Борис Васильев создал сценарий для фильма "А

зори здесь тихие", снятого Станиславом Ростоцким в 1972 году. Фильм вошел в золотой фонд советского кино на военную тему.
Слайд 20

Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием

Тему войны и судьбы поколения,  для которого война стала главным событием

в жизни, Борис Васильев  продолжил в повестях:
"В списках не значился” (1974);
"Великолепная шестерка” (1980),
"Вы чье, старичье?” (1982),
"Неопалимая купина” (1986)
и других.

Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя; его функции – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и учить сочувствию и добру.

Слайд 21

Рассказы Васильева о послевоенных судьбах фронтовиков неизменно проникнуты горечью – слишком

Рассказы Васильева о послевоенных судьбах фронтовиков неизменно проникнуты горечью –

слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни – и чувством вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества.
Писатель видит в этом закономерные последствия войны, ни миллионные жертвы которой, ни громкие победы не в силах предотвратить чудовищное падение нравов воюющих сторон.
Война узаконивает убийства и развращает души вседозволенностью, она возвращает в мирную жизнь людей опустошенных.
А это опасно сказывается и на последующих поколениях, и на ходе всей истории.
Слайд 22

В начале 80-х гг. Васильев публикует два произведения, очень близких по

В начале 80-х гг. Васильев публикует два произведения,  очень близких по

внутренней проблематике.
Это - автобиографическая повесть "Летят мои кони” (1984), глубоко искренняя и полная тепла по отношению ко всему, что составляло его юность , и повесть "Завтра была война” - наверное, одно из наиболее жестких произведений  писателя. 
Слайд 23

К сложным реалиям дня сегодняшнего, замешанного на острых конфликтах предпринимательства и

К сложным реалиям дня сегодняшнего,  замешанного на острых конфликтах предпринимательства и

криминалитета, на  пугающем падении культуры, а вместе с нею и уровня жизни, на  скрытой и явной угрозе  разрастания нравственной глухомани в душах людей, обращена повесть  Бориса Васильева "Глухомань” (2001).  
Слайд 24

Роман «Не стреляйте белых лебедей» (1973) занимает в творчестве писателя особое

Роман «Не стреляйте белых лебедей» (1973) занимает в творчестве писателя особое

место. В поединке с циничными и жестокими браконьерами гибнет забитый ими до смерти главный герой, Егор Полушкин, вступившийся за доверенную его охране природу.
Веривший в свою правоту и человеческую справедливость, он становится жертвой зла, вызывая у читателя гневную реакцию по отношению к убийцам. Стреляющие в лебедей и забивающие ногами их защитника, они прежде всего убивают в себе все человеческое. Острую жалость и безмерное сострадание вызывает нелепо оборвавшаяся судьба лесника.
Добро уязвимо, как всякое нравственное начало, и требует от нас защиты не в одиночку, а всем миром.
Слайд 25

Перу Бориса Васильева принадлежат также произведения, посвященные российской истории. Это серия

Перу Бориса Васильева принадлежат также произведения, посвященные российской истории. Это серия

исторических романов «Романы о Древней Руси», которые содержат многие аналогии, повествуя о яростной борьбе за власть - «Вещий Олег» (1996), о предпосылках Смутного времени и его последствиях - «Князь Ярослав и его сыновья» (1997), о коварстве и жестокости княжеской власти, о первых обращениях русов к христианству - «Ольга – королева русов» (2002).
Обращаясь к истории, писатель утверждает: «Да, историю – не в записи, разумеется, – исправить невозможно, но можно – и нужно! – попытаться сгладить последствия деяний прошлого, если эти деяния сказываются в дне сегодняшнем».
Слайд 26

История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение

История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение

в романе «Были и небыли», повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах - Олексиных), об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность.
Один из последних его романов – «Отрицание отрицания» – вошел в десятку самых покупаемых книг 2005 года. В нем, начиная с революции 1917 года и вплоть до Великой Отечественной войны, показана жизнь мелкопоместных дворян Вересковских: трагическая судьба этой семьи – судьба самой России. Со временем Борис Васильев объединил 6 произведений, действие в которых происходит с пушкинских времен до середины ХХ века: «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда» (1998), «Были и небыли», «Утоли моя печали» (1997); «И был вечер, и было утро», «Дом, который построил Дед» (1997), «Вам привет от бабы Леры» (1998).
Слайд 27

По сценариям и книгам Б.Л. Васильева снято 15 кинофильмов: "Очередной рейс"

По сценариям и книгам
Б.Л. Васильева
снято 15 кинофильмов:
"Очередной рейс"

(1958),
"Длинный день" (1961),
"След в океане" (1964),
"Королевская регата" (1966),
"На пути в Берлин" (1969),
"Офицеры" (1971),
"А зори здесь тихие" (1972),
"Иванов катер" (1972),
"Аты-баты, шли солдаты..." (1976),
"Подсудимый" (1985),
"По зову сердца" (1986),
"Наездники" (1987),
"Завтра была война" (1987) ,
"Вы чье, старичье?" (1988),
"Я - русский солдат" (1995).
Слайд 28

В конце 1980-х годов Борис Васильев активно участвует в общественно-политической жизни:

В конце 1980-х годов 
Борис Васильев активно участвует в общественно-политической жизни: он депутат

I Съезда народных депутатов СССР. В 2002 году Борис Львович Васильев становится членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.
Слайд 29

Борис Васильев – лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, премии

Борис Васильев – лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, премии

имени академика А.Д. Сахарова «За гражданское мужество», международной литературной премии «Москва–Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» – «За Честь и Достоинство».
Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.
Слайд 30

НО ГЛАВНОЕ – ПРИЗНАНИЕ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ ЕГО КНИГ И ЗРИТЕЛЕЙ

НО ГЛАВНОЕ – ПРИЗНАНИЕ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ ЕГО КНИГ И ЗРИТЕЛЕЙ

ФИЛЬМОВ ПО ЕГО СЦЕНАРИЯМ.
О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам.
Бориса Васильева всегда отличали глубокие познания жизни, честность и порядочность, которые проявлены и в его персонажах. Его книги заставляли читателя задуматься о чести и достоинстве, о  прошлом и настоящем, о порядочности, о  романтизме, всегда живущем в человеческих душах.
Слайд 31

марта 2013 года писателя Бориса Львовича ВАСИЛЬЕВА не стало… 14 марта

марта
2013 года
писателя
Бориса Львовича ВАСИЛЬЕВА
не стало…
14 марта похоронен с

воинскими почестями на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой.