И. А. Крылов. Избранные басни Проект электронного пособия по литературе 5 класс

Содержание

Слайд 2

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» И. А. Крылов. Избранные басни

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

И. А. Крылов. Избранные басни

Слайд 3

Содержание Номера слайдов И. А. Крылов. Избранные басни. О пособии Из

Содержание

Номера слайдов

И. А. Крылов. Избранные басни. О пособии

Из биографии

У истоков жанра.

Басня как жанр

Крылатые выражения из басен

«Волк на псарне»

«Свинья под Дубом»

«Ворона и Лисица»

Рисунки обучающихся

Чему учит басня

Использованные материалы

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 27

Слайды 6 - 10

Слайды 11 - 13

Слайды 14 - 17

Слайды 18 - 21

Слайд 4 - 5

Слайд 4

О пособии 15 февраля 2009 года исполняется 240 лет со дня

О пособии

15 февраля 2009 года исполняется 240 лет со дня рождения

Ивана Андреевича Крылова, великого русского баснописца. К юбилейной дате мы с пятиклассниками подготовили электронное пособие «Избранные басни И. А. Крылова», материалы которого можно использовать как на уроках при изучении творчества баснописца, так и во внеклассной деятельности.
Слайд 5

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не

встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский

Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844)

К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова

Слайд 6

В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил


В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С

1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.

Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов

В Санкт-Петербурге

Слайд 7

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому

баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным.
Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

Памятник И. А. Крылову

Слайд 8

Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как

Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как

баснописец

Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы.

Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец

У истоков басенного жанра

Слайд 9

М. В. Ломоносов И. И. Хемницер В. И. Майков А. П.

М. В. Ломоносов

И. И. Хемницер

В. И. Майков

А. П. Сумароков

И. А. Крылов

Басни

в русской литературе писали:
Слайд 10

■ Краткий рассказ, часто стихотворный ■ 2 части: основное повествование и

■ Краткий рассказ, часто стихотворный
■ 2 части: основное повествование и мораль

(нравоучение)
■ Аллегория (иносказание)
■ Сатирическое изображение
■ Герои – чаще животные

■ Диалог
■ Использование просторечной лексики
■ Лаконизм
■ Афористичность языка
■ Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь
■ Олицетворения

Басня как жанр

Слайд 11

А Васька слушает да ест Один говорит, стыдит, убеждает, а другой,

А Васька слушает да ест

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не

обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.
Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

Художник А. М. Савченко

Слайд 12

А воз и ныне там Говорится обычно в ситуации, когда прошло

А воз и ныне там

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много

времени, а дело с места не сдвинулось.
Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.
Слайд 13

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Вместо

того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.
Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.
Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

►Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.

Художник Г. Куприянов

Слайд 14

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку Взаимные похвалы

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку

Взаимные похвалы не

бывают искренними.
Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.

Художник Г. Куприянов

Слайд 15

Художник А. М. Савченко «Волк на псарне» - отклик на события

Художник А. М. Савченко

«Волк на псарне» - отклик на события войны

1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под красным, обнажил голову, показав свои седины.

Художник А. М. Савченко

У каждой басни своя история

Слайд 16

Художник Е. М. Рачёв Как перекликаются строчки басни с реальными событиями

Художник Е. М. Рачёв

Как перекликаются строчки басни с реальными событиями

войны 1812 года?

Художник Е. М. Рачёв

Здесь под Ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов, под Волком – Наполеон.

Рассмотрим басню подробнее

Слайд 17

«Поднялся…двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ. Выражение «попал

«Поднялся…двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ.

Выражение

«попал на псарню» имеет дополнительный смысл: слово «попал» несет оттенок неожиданности, а псарня – это не овчарня, псы могут защитить себя сами.

«Поднялся…двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ.

Прямое значение фразы «и вмиг ворота на запор» дополняется переносным: русская армия, совершив маневр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия.

Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть». У русского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймет». Волк- Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.

Поработаем над языком басни

Слайд 18

«Пустился в переговоры» - значит «начал переговоры». «Начал» - в данном

«Пустился в переговоры» - значит «начал переговоры». «Начал» - в данном

случае синоним слова «пустился». Но «пустился» звучит выразительнее.

«Пустился в переговоры» - значит «начал переговоры». «Начал» - в данном случае синоним слова «пустился». Но «пустился» звучит выразительнее.

«Уставим общий лад» - значит «заключим мирный договор». Волк- Наполеон предлагает русскому царю стать союзником и «грызться», то есть воевать на стороне России.

«Не делать мировой» означает не заключать мирного договора.

«Выпустить на Волка гончих стаю» - дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны.

Слайд 19

«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов ►Какое явление жизни аллегорически описывает

«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов

►Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
►Какой

вам представляется Свинья?
►В каких строчках заключена мораль басни?
►Создайте свои иллюстрации к басне.

"Свинья под Дубом"

Слайд 20

«Ворона и Лисица». Худ. Г. Куприянов ►Сравните басню И. А. Крылова

«Ворона и Лисица».
Худ. Г. Куприянов

►Сравните басню И. А. Крылова «Ворона и

Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.
►Что общего и чем различаются басни?
►В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль?
►Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы?
►Чья басня кажется вам более выразительной?

"Ворона и Лисица"

Слайд 21

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в

баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Чему учат басни Крылова?

«Своя игра». Приложение к пособию

Слайд 22

Группы обучающихся 5а класса МОУ «Гимназия №46» («Биографы», «Теоретики -лингвисты», «Критики-артисты»).

Группы обучающихся 5а класса МОУ «Гимназия №46» («Биографы», «Теоретики -лингвисты», «Критики-артисты»).
Рисунки

к басням подготовили наши художники: Екатерина и Александра Пискуновы, Татьяна Бухарова, Таисия Божко.
Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №46»
Л. А. Криницина

Над проектом работали: