Божественная комедия Данте: синтез философского и художественного творчества

Содержание

Слайд 2

Данте Алигьери 13 июля 1265 - 14 сентября 1321 гг Данте

Данте Алигьери 13 июля 1265 - 14 сентября 1321 гг

Данте Алигьери – поэт,

богослов, мыслитель. Заслужил звание не только великолепного средневекового писателя, создавшего «Божественную комедию», но и
Открыл своим творчеством новую страницу культурной истории Европы. Его называют последней личностью средневековья  и первым титаном Возрождения. Был основателем литературного итальянского языка. В истории мировой культуры Данте стал человеком, который  не следовал за эпохой, а увлекал ее за собой.
Слайд 3

«Божественная комедия» «Божественная комедия» - грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры.

«Божественная комедия»

«Божественная комедия» - грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры.

Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, он появился в издании, вышедшем только в 1555 в Венеции. Данте назвал поэму Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности).

Считается, что идея поэмы  появилась у ее создателя, после увиденного им в 1300 году сна, где он, вместе со своим проводником, классиком  и литературным учителем, Вергилием, отправляется изучать загробный  мир.

Слайд 4

Символизм комедии Поэма задумана как рассказ о путешествии по загробному миру,

Символизм комедии

Поэма задумана как рассказ  о путешествии по загробному миру, построенный на целой системе  загадочных

символов и образов, которым  придан иносказательный смысл.
Она делится на 3 большие части («кантики»), посвященные изображению 3-х частей загробного мира: ад, чистилище и рай.
Каждый из 3-х кантик состоит из 33 песен, поэма написана трехстрочными строфами – терцинами. Данте оперирует материалом, взятом из жизни итальянской действительности, злободневным для первых читателей его поэмы. Господство в композиционной и смысловой структуре поэмы числа 3 восходит к христианской идее о троице и мистическом значении числа 3. На этом числе основана вся архитектоника загробного мира “Божественной комедии”. Кроме того каждая песнь заканчивается одним и тем же словом “звезды”, имя Христа рифмуется только с самим собой, в аду имя Христа нигде не упоминается , как и имя Марии.
Слайд 5

Аллегории в поэме неоднозначны. Например, звери, которые встречаются на пути Данте

Аллегории в поэме неоднозначны. Например, звери, которые встречаются на пути Данте

в дремучем лесу, наделены традиционными для эпохи Средневековья значениями: рысь символизирует коварность, волчица - ненасытность, лев - гордыню. Существует и другое толкование изображенных поэтом образов: рысь - политические неприятели Данте, лев - король Франции, волчица - римское папство. Значение аллегорий наслаиваются одно на другое, предоставляя произведению дополнительные измерения.
Слайд 6

Структура поэмы: 1. Ад 2. Чистилище 3. Рай

Структура поэмы:

1. Ад
2. Чистилище
3. Рай

Слайд 7

Ад Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные

Ад

Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные

категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека,

представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.

Слайд 8

Чистилище Как и Ад, имеет 10 уровней: береговая полоса, Предчистилище, семь

Чистилище

Как и Ад, имеет 10 уровней: береговая полоса, Предчистилище, семь кругов и Земной Рай.

Когда настанет Страшный Суд над живыми и мертвыми, оно опустеет. Вечно будет  только Ад и Небесный Рай.
Слайд 9

Рай Пространство, вокруг земного шара заполнено атмосферой, которая в свою очередь

Рай

Пространство, вокруг земного  шара заполнено атмосферой, которая  в свою очередь окружена сферой огня,

состоящей из 9 сфер, расположенной  за пределами сферы звезд и  имеющей огненную природу. Из них  первые семь - небеса планет: Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и  Сатурна. Восьмое небо - небо звезд.
Эти восемь небес объемлет девятое, Кристальное небо, или Перводвигатель (точнее: первое движимое), которое увлекает их в своем вращении и наделяет их силой влияния на земную жизнь.
Слайд 10

Философские выводы Данте Алигьери закончил свою комедию незадолго до смерти. «Божественную

Философские выводы

Данте Алигьери закончил свою комедию незадолго  до смерти. «Божественную комедию» можно

смело назвать произведением всей его жизни. В скитаниях по чужим странам  Данте вынашивал и создавал свое величайшее творение, которое дает ясную картину его представлений  о мире и действительности. Это  как проповедь важных для него идей. Многие философы называют "Божественную комедию" высшим достижением средневековой  культуры и является переходом к  новой эпохе.

Жанр комедии можно  определить как средневековое видение, связанное с античной традицией, которое смогло объединить в себе проблему философского содержания и  конструирование искусства, что  не сможет обойти мимо ни философию, ни искусство. Объединяя в себе совершенно разные формы, она образует фундаментальный  род поэзии нового.

Слайд 11

Совокупность философских, эстетических, научных и политических учений средних веков в "Божественной

Совокупность философских, эстетических, научных и политических учений средних веков в "Божественной комедии" образуют воплощение новых 

гуманистических идей.
Переход к искусству, как  к высшей субстанции, по Данте, лежит  через развитие сознания, то есть накопление знания о богословии, схоластике и  поэзии, как аллегоричным целом. Однако

для самого Данте определяющую роль в его дальнейшей судьбе поэта  и мыслителя сыграло не получение  образования и не круг общения, а  возвышенное и страстное чувство  к Беатриче, впервые робко постучавшееся  в его души в еще юном возрасте и с тех пор неизменно озарявшее  великим светом гармонии, добра и  истины его не легкий жизненный путь.

Слайд 12

Толкование смысла поэмы возможно в нескольких ракурсах видения: буквальном понимании (действительно

Толкование смысла поэмы возможно в нескольких ракурсах видения:
буквальном понимании (действительно путешествие

души после смерти в потустороннем мире)
аллегорическое понимание (каждое событие, каждая деталь несет в себе дополнительное значение)
Слайд 13

Развернутой аллегорией есть и собственно путешествие - это поиск правильного духовного

Развернутой аллегорией есть и собственно путешествие - это поиск правильного духовного

пути для человека, окруженного грехами, соблазнами и страстями. Выбор дороги - это поиск смысла жизни. Главное действие разворачивается в душе лирического героя. Все путешествие осуществляется в сознании поэта. Познав то, что есть крушение, пройдя кругами ада, в душе поэта происходят изменения, он поднимается к осознанию важнейших истин о мире и о себе.
Слайд 14

Именно в части, которая изображает рай, раскрывается главная тайна жизни, которая

Именно в части, которая изображает рай, раскрывается главная тайна жизни, которая

заключается в любви. Не только в любви к единой и прекрасной женщине, а в любви всепоглощающей и всепрощенной, любви в широком смысле этого слова. Любовь как движущая сила, сила, которой двигают небесные светила. Данте наталкивает нас на мысль, что Бог есть любовь.