Данилевский Николай Яковлевич

Содержание

Слайд 2

Биография Н.Я. Данилевский родился 28 ноября 1822 по старому стилю на

Биография

Н.Я. Данилевский родился 28 ноября 1822 по старому стилю на

Орловской земле в селе Оберец Ливенского уезда в семье генерала. 
В 1864 году Данилевский вместе с семьей переехал на Южный берег Крыма, купив в Мшатке, недалеко от станции Байдары, имение с огромным садом и развалинами сожженного французами в Крымскую войну барского дома.
7 ноября по старому стилю, во время очередной командировки в Тифлис Н.Я. Данилевский скоропостижно скончался от болезни сердца, которой он страдал все последние годы жизни. Тело его перевезли в Мшатку, где он и был похоронен.
Слайд 3

Жизненный путь

Жизненный путь

Слайд 4

Труды Данилевского В условиях ссылки, оторванный от родных и друзей, Данилевский

Труды Данилевского

В условиях ссылки, оторванный от родных и друзей, Данилевский продолжает

занятия наукой. Но пишет работу "Климат Вологодской губернии» которая, была отмечена премией Русского географического общества.
Данилевским было подготовлено законодательство о рыболовстве во всех водах европейской части России. В 1860 он впервые в России описал филлоксеру, представлявшую серьезную угрозу для российского виноградарства, и многое сделал для борьбы с этой болезнью.
Основной труд Данилевского, «Россия и Европа», печатался сначала в журнале «Заря». Первое отдельное издание вышло в 1871 г, второе в 1885 и третье в 1887 г.
4. Другой обширный труд Данилевского, «Дарвинизм», появился в 18854. Другой обширный труд Данилевского, «Дарвинизм», появился в 1885. В двух толстых книгах (к которым после смерти автора присоединен ещё дополнительный выпуск) Данилевский подвергает теорию4. Другой обширный труд Данилевского, «Дарвинизм», появился в 1885. В двух толстых книгах (к которым после смерти автора присоединен ещё дополнительный выпуск) Данилевский подвергает теорию Дарвина подробному разбору с предоставленною целью доказать её полную неосновательность и нелепость.
Кроме книг Данилевский напечатал в различных периодических изданиях много статей, частью по своей специальности, частью публицистического характера. Некоторые из них изданы H. H. Страховым в 1890 году под заглавием «Сборник политических и экономических статей H. Я. Данилевского»; там же и подробный перечень всего им написанного.
Слайд 5

Взгляды философа Тождественна ли европейская цивилизация с общечеловеческой Большинство историков и

Взгляды философа

Тождественна ли европейская цивилизация с общечеловеческой
Большинство историков и философов

не только прошлого, но и нашего века считают, что европейская цивилизация тождественна цивилизации общечеловеческой. Такой взгляд основан на гегелевской философии истории.
Н.Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» излагает другую точку зрения. По мнению Данилевского, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют различные культурно-исторические типы цивилизаций.
Слайд 6

Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевский выделил следующие культурно-исторические типы, располагая их в

Культурно-исторические типы

Н.Я. Данилевский выделил следующие культурно-исторические типы, располагая их в

хронологическом порядке:
1) египетский,
2) китайский,
3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитский,
4) индийский,
5) иранский,
6) еврейский,
7) греческий,
8) римский,
9) ново-семитский, или аравийский,
10) германо-романский, или европейский.
К этим типам можно добавить мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить свое историческое развитие.
Слайд 7

На основании представлений о культурно-исторических типах, Данилевский сформулировал законы исторического развития:

На основании представлений о культурно-исторических типах, Данилевский сформулировал законы исторического развития:


Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно по своим духовным задаткам способно к историческому развитию.
Закон 2. Чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.
Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествующих или современных, цивилизаций.
Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.
Слайд 8

Особенности различных культурно-исторических типов Чтобы выявить особенности культурно-исторического типа, необходимо определить

Особенности различных культурно-исторических типов

Чтобы выявить особенности культурно-исторического типа, необходимо определить

основные стороны народной деятельности, выражающие разнообразие исторической жизни.
Н.Я. Данилевский выделяет четыре основных, по его мнению, видов деятельности:
Деятельность религиозная, 
Деятельность культурная,
Деятельность политическая, 
Деятельность общественно-экономическая, 
Слайд 9

Славянский культурно-исторический тип Н.Я. Данилевский доказывает, что славянские народы образуют свой

Славянский культурно-исторический тип

Н.Я. Данилевский доказывает, что славянские народы образуют свой

особый культурно-исторический тип. Значительная часть славян (более двух третей) составляет политически независимое целое – Российского государство. 
Славянство» есть термин одного порядка с «эллинизмом», «латинством», «европеизмом».
Славянские народы представляют такой же культурно-исторический тип, по отношению к которому Россия, Чехия, Сербия, Болгария должны иметь тот же смысл, какой имеют Франция, Англия, Германия, Испания по отношению к Европе, какой имели Афины, Спарта, Фивы по отношению к Греции
Слайд 10

Особенности славянского культурно-исторического типа Обращаясь к миру славянскому и, особенно, к

Особенности славянского культурно-исторического типа

Обращаясь к миру славянскому и, особенно, к

России, Данилевский рассматривал результаты и задатки только начинающейся культурно-исторической жизни с четырех принятых точек зрения: религии, культуры, политики и общественно-экономического строя. 
В области культурной деятельности следует отметить, что славянские народы в сравнении с европейскими вступили в исторический период почти на четыре века позже.
Данилевский предполагает, что славянский культурно-исторический тип представит синтез всех сторон культурной деятельности, что этот тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом
Слайд 11

Отношение Н.Я. Данилевского к петровским реформам Россия, по мнению Данилевского, должна

Отношение Н.Я. Данилевского к петровским реформам

Россия, по мнению Данилевского, должна

вынести, как болезнь, петровскую реформу.
Данилевский не отрицал необходимости реформы и заимствования некоторых технических плодов европейской цивилизации.
В деятельности Петра следует различать две стороны – государственную и деятельность по реформированию быта русского народа: Первая заслуживает признательности. Но реформирование народного быта принесло величайший вред будущему России.
Болезнь, которой заболела Россия, Данилевский назвал европейничанием. Все формы европейничания он делит на три разряда:
1. Искажение народного быта и замена его форм формами чуждыми, иностранным. Искажение и замена, которая началась с внешности, проникла в самый внутренний строй понятий и жизни не только высших слоев общества, но распространились почти повсеместно.
2. Заимствование разных иностранных учреждений и пересадка их на русскую почву.
3. Взгляд на внешние и внутренние стороны русской жизни с иностранной точки зрения.
Слайд 12

Всеславянский союз Реальное положение славян с враждебным им Западом, привело Данилевского

Всеславянский союз

Реальное положение славян с враждебным им Западом, привело Данилевского

к мысли о необходимости создания Всеславянского союза, федерации независимых славянских народов и народов, родственных им по духу.
В этот союз могут войти: Россия, чехо-мораво-словакские и сербо-хорвато-словенские народы, Болгария, Румыния, Греция, Венгрия, Царьград с окрестностями.
Центром такого союза должен быть Царьград.
Всеславянский союз, по мнению Данилевского, есть единственная твердая почва, на которой может возрасти самобытная славянская культура – условие ее развития.
С общей культурно-исторической точки зрения Россия не может считать себя составной частью Европы ни по происхождению, ни по усыновлению.
Враждебность Европы по отношению к России слишком очевидна. У нее есть два пути: или вместе с другими славянами образовать особую, самостоятельную культурную единицу, или лишиться всякого культурно-исторического значения – быть ничем.