Дмитрий Донской в произведениях литературы и искусства

Содержание

Слайд 2

Дмитрий Донской Дмитрий Иванович по прозвищу «Донской» вошёл в историю как

Дмитрий Донской

Дмитрий Иванович по прозвищу «Донской» вошёл в историю как

собиратель русских земель,его имя неразрывно связано с Куликовской битвой. К образу Дмитрия активно и постоянно обращались в период становления великорусской государственности и вплоть до Петровской эпохи.
Слайд 3

Дмитрий Донской в произведениях искусства Портрет Дмитрия Ивановича из «Царского титулярника».

Дмитрий Донской в произведениях искусства

Портрет Дмитрия Ивановича из «Царского титулярника».

«Большая государева книга или Корень российских государей» , известная также как «Ца́рский титуля́рник» — созданная в 1672 году рукопись , богато иллюстрированная портретами русских монархов и гербами русских земель.
Слайд 4

Дмитрий Донской в произведениях искусства Дмитрий Иоаннович представлен в молении, как

Дмитрий Донской в произведениях искусства

Дмитрий Иоаннович представлен в молении, как

и на иконах, — в синем кафтане и в красном охабне с длинными рукавами, с непокрытой головой, в нижнем ярусе на северной грани северо-западного столпа вместе с сыном князем Василием I. К сожалению, лика на изображении почти не различить.
Слайд 5

Дмитрий Донской в произведениях искусства Фреска на южной стене, блгв. кн.

Дмитрий Донской в произведениях искусства

Фреска на южной стене, блгв. кн.

Димитрий Донской. 1652-1666 гг. В молитвенном предстоянии Дмитрий Иоаннович написан вполоборота вправо с поднятыми в молении руками, находится на южной стене рядом с его погребением, где написано: «Великий князь Дмитрий Иоаннович». Благоверный великий князь представлен в украшенной орнаментом красной шубе, с русыми волнистыми волосами и небольшой округлой бородой, с нимбом.
Слайд 6

Дмитрий Донской в произведениях литературы Образ Д.Д. нашел свое отражение в

Дмитрий Донской в произведениях литературы

Образ Д.Д. нашел свое отражение в

памятниках московской литературы XIV-XV вв. (произведения Куликовского цикла). Так князь становится центральной фигурой летописных повестей, где «христолюбивый» предводитель русского воинства противостоит «безбожному» хану Мамаю и его союзникам (Ягайло, Олег Рязанский).
Слайд 7

Дмитрий Донской в произведениях литературы Прославляется Д.Д. и в «Задонщине» (конец

Дмитрий Донской в произведениях литературы

Прославляется Д.Д. и в «Задонщине» (конец

XIV — начало XV в.), которая стала лирическим откликом на Куликовскую победу. События 1380 г. рассматриваются автором (принято считать, что это Софоний Рязанец) как реализация призыва к единению русских князей в борьбе с кочевниками. Автор хочет воспеть Д.Д. и потомков киевских князей «песньми и гуслеными буйными словесы». Эта же мысль звучит и в словах самого Д.Д.: «Братия и князи русские, гнездо есмя были великого князя Владимера Киевскаго! Не в обиде семи были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому сему Мамаю!»
Слайд 8

Дмитрий Донской в произведениях литературы Подробный рассказ о том, «како дарова

Дмитрий Донской в произведениях литературы

Подробный рассказ о том, «како дарова

богь победу государю великому князю Дмитрею Ивановичю», содержится в крупнейшем произведении Куликовского цикла — «Сказании о Мамаевом побоище» (сер. XV в.). Здесь приводятся сведения, отсутствующие в других источниках: поездка Д.Д. к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь, послание Сергия князю, «испытание примет» перед битвой Д.Д. с Боброком Волынцем, переодевание Д.Д. и Бренка перед боем, поиск раненого князя после битвы.