Довженко Александр Петрович

Содержание

Слайд 2

Автопортрет "Сашко" (слева) и дом, где родился Довженко (справа) Александр Петрович

Автопортрет "Сашко" (слева) и дом, где родился Довженко (справа)

Александр Петрович Довженко

всю жизнь считал (и писал), что родился 30 августа (11 сентября) 1894 года в селе Вьюница, которое было предместьем маленького уездного городка Сосницы Черниговской губернии (ныне Украина). Но дотошные биографы докопались, что родился он накануне, а 30 августа — день его крещения.
Слайд 3

Семья, в которой родился Александр Довженко, – ярчайшая иллюстрация бедственного положения

Семья, в которой родился Александр Довженко, – ярчайшая иллюстрация бедственного положения

украинского села конца 19-го – начала 20 века. Грамотным был лишь дед Сашка, отец, мать, бабушка и прабабушка – нет. "Отец никогда не простил деду своей темноты", – писал Довженко в своей "Автобиографии". Там же упоминает, что, какой бы эпизод детства и вспомнил, в воображении появляются только "плач и похороны". Из 14-и детей в семье выжили только он и сестра Полина. Четверо братьев – Иван, Сергей, Лаврентий, Василий – от какой-то болезни умерли в один день. И это при том, что семья была не самой бедной, – просто жизнь в селе была очень тяжелой.

Довженко с отцом

Мать, сестра и отец Довженко

Слайд 4

Творческую карьеру Александр Петрович начинал как художник, причем – художник-карикатурист. Еще

Творческую карьеру Александр Петрович начинал как художник, причем – художник-карикатурист. Еще

из Берлина он присылал свои рисунки в юмористическо-сатирический журнал украинских коммунистов в США "Молот". Затем, после возвращения в Харьков, в 1923–1926-м годах массово рисовал политические карикатуры для местной прессы. Они были пропагандистско-тенденциозными и "всплыли" уже после смерти режиссера. Также он создал немало шаржей на своих современников.

Политические шаржи Довженко

Дружеский шарж на писателя Остапа Вишню
(Вишня в представлении читателей и Вишня в действительности)

Слайд 5

Фильмография Александр Довженко считается классиком украинского кино и одиним из самых

Фильмография

Александр Довженко считается классиком украинского кино и одиним из самых

влиятельных кинематографистов Европы. Фигура Довженко в украинской культуре многомерная — он не только режиссер, но и прозаик, драматург и наставник для поколений кино- постановщиков.

Игровое кино
1926 — Ягодка любви
1926 — Вася-реформатор (картина утеряна)
1927 — Сумка дипкурьера
1928 — Звенигора — первый фильм т. н. «украинской трилогии Довженко».
1929 — Арсенал — второй фильм т. н. «украинской трилогии Довженко».
1930 — Земля — третий и последний фильм т. н. «украинской трилогии Довженко».
1932 — Иван
1935 — Аэроград
1939 — Щорс
1948 — Мичурин
1951 — Прощай, Америка!, не окончен, монтаж сохранившихся фрагментов

Слайд 6

Довженко снял один из первых остросюжетных детективов в украинском кино, используя

Довженко снял один из первых остросюжетных детективов в украинском кино, используя

приемы немецкого эксперессионизма.
Сюжетной основой картины была борьба вокруг оставшейся после смерти дипкурьера сумки с дипломатической почтой. Сочувствующие СССР рабочие захватывают сумку и тайно передают ее матросам парохода, направляющегося в Ленинград.

Сумка дипкур’эра, 1927

Агенты разведки прилагают все усилия, чтобы захватить сумку. Матросы в свою очередь проявляют чудеса находчивости, пряча ее в самых невероятных местах и стремясь во что бы то ни стало доставить в СССР в целости и сохранности. Здесь же Довженко, единственный раз за всю карьеру, появляется в роли кочегара.

Слайд 7

Слайд 8

Одна из ранних полнометражных работ Довженка уже отличилась впечатляющей операторской работой

Одна из ранних полнометражных работ Довженка уже отличилась впечатляющей операторской работой

и постановкой. В Звенигоре вместилась и мистика, и экшен, и драма о братьях, оказавшихся в разных политических силах.
В фильме соединены как личная философия режиссера, граничившая с пантеизмом, так и передовые арт-движения своего времени — экспрессионизм, с которым Довженко ознакомился в Германии, и сюрреализм.

Звенигора, 1928г

Слайд 9

Слайд 10

«Арсенал» наполнен метафоричностью, символизмом, гротеском, гиперболизированными героями и карикатурными “врагами революции”.

«Арсенал» наполнен метафоричностью, символизмом, гротеском, гиперболизированными героями и карикатурными “врагами революции”.

Он имеет мало отношения к истории, а скорее наполнен образами и сюрреализмом.

Арсенал, 1929

Слайд 11

Слайд 12

В 1930-м году Александр Петрович поехал представлять фильм "Земля" в Европу

В 1930-м году Александр Петрович поехал представлять фильм "Земля" в Европу

и, оказывается, мечтал прорваться в Голливуд. Вот что он писал в письме Сергею Эйзенштейну: "Можете вы вместе с товарищами, или с Чаплиным, или еще с кем-нибудь выписать меня – страшно подумать – в Голливуд хотя бы на один месяц, прислав мне визу. Я не знаю языка, но я все увижу, Сергей Михайлович. Мне очень хотелось бы предложить Чаплину один мой сценарий. Если бы он ему и не подошел, он мог бы найти в нем для себя несколько интересных вещей. У нас в это время ставить его нельзя". Есть свидетельства, что Чарли Чаплин (125 лет с рождения которого, кстати, исполнилось в этом году) высоко ценил творчество украинского режиссера и в одной из своих речей сказал, что "славянство пока что дало миру кинематографии одного творца – мыслителя и поэта, Александра Довженко".

Довженко и съемочная группа за работой над фильмом "Земля"

Слайд 13

Отрывок из к\ф «Земля, 1930г.

Отрывок из к\ф «Земля, 1930г.

Слайд 14

Историко-революционная лента с обилием великолепно поставленных батальных сцен рассказывает о полководце

Историко-революционная лента с обилием великолепно поставленных батальных сцен рассказывает о полководце

Николае Щорсе, легендарном герое гражданской войны. Действие происходит на Украине в 1919 году, когда войска красных шли к Киеву и предстояли бои с войсками Петлюры и Драгомирова.
Не смотря на то, что съемку картины заказал сам Сталин, Александр Петрович перехитрил вождя и поставил большевистский фильм на украинском фоне. Довженко наполнил картину народными песнями, танцами. В ленте много юмора и сарказма, трагического и комического, а персонажи напоминают героев повести Николая Гоголя “Тарас Бульба”.

Щорс, 1939г
Во время съемок "Щорса" Александр Петрович стоял в пшенице и, набрав полные легкие воздуха, свистел. Это было удивительно еще и потому, что режиссер ненавидел свист. Через несколько минут Довженко раскрыл тайну: "Вот вы не верите, а я точно знаю, что стоит так посвистеть, и появится ветер. Чувствуете – он уже появился. Скоро будем снимать".

Слайд 15

Слайд 16

С самого детства главным источником вдохновения для Довженко была природа. В

С самого детства главным источником вдохновения для Довженко была природа. В

начале 1930-х его очень раздражал пустырь на территории Киевской киностудии (ныне – киностудия имени А.П.Довженко), и он вместе с двумя рабочими и садовником высадил фруктовые и декоративные деревья. Но там еще был склад угля – Довженко говорил, что хоть сто лет будет работать, не привыкнет к его виду. Достал берез, тамарисков и высадил в воскресенье все это. На следующий день наблюдает из окна монтажной комнаты: идут два режиссера как раз по направлению к угольной яме. Александр Петрович прямо загорелся от нетерпения: думает, сейчас они остановятся, удивленные; начнут рассуждать, кто же такую красоту сделал. Но ничего подобного не случилось.

Они не обратили внимания ни на яму, ни на березы. Довженко идет к ним, чтобы выяснить, в чем дело; спрашивает, ничего ли они не замечают. Режиссеры говорят – нет. Довженко говорит, что посадил деревья. Режиссеры начинают оправдываться – мол, заняты, не заметили. А он им: "Выражаю сожаление, так как не выйдет из вас режиссеров. Вам не хватает видения мира". Свои работы Александр Довженко любил сравнивать с деревьями: "Мои картины похожи на яблони: хорошо потрусил – набрал 500 яблок, плохо – упало штук 10".

Слайд 17

У режиссера было две жены. Первая – Варвара Крылова, с которой

У режиссера было две жены. Первая – Варвара Крылова, с которой

он познакомился в 1914-м году, когда они вместе готовили вечер, посвященный Тарасу Шевченку. Она была на шесть лет его младше; в 1917-м пара связала себя узами гражданского брака. Но в 1917-м году Варвару соблазнил белогвардейский офицер, с которым она даже поехала за границу, где заболела туберкулезом костей. Любовник бросил ее, Варвара вернулась в Украину; все еще любящий ее Довженко в 1923-м году взял ее в жены. Но, начав снимать свои первые фильмы, увлекся молодой актрисой Юлией Солнцевой, и Варвара сама решила уйти из жизни Александра Петровича (в 1926-м году), чтобы не быть обузой. Жизнь она прожила одноногой калекой.

Личная жизнь

Первая жена – Варвара Крылова-Довженко (слева). Вторая любовь и супруга Довженко – Юлия Солнцева (в центре и справа)

Слайд 18

С Солнцевой, известной ролями в фильмах "Аэлита" и "Папиросница из Моссельпрома",

С Солнцевой, известной ролями в фильмах "Аэлита" и "Папиросница из Моссельпрома",

Довженко познакомился в Одессе. Вскоре Юлия бросила актерскую карьеру и начала специализироваться на режиссерском мастерстве. Она была ассистенткой во многих работах Довженко; до сих пор не развеян миф о том, что Солнцева была приставлена шпионить за талантливым украинцем. Также вызывает споры и то, как она обошлась со сценариями мужа: став их наследницей, она на собственный вкус сняла фильмы "Поэма про море" (1958), "Повесть пламенных лет" (1960), "Зачарованная Десна" (1964).

Александр Довженко с Юлией Солнцевой

Слайд 19

Невероятная самокритика – неотъемлемая черта характера Александра Довженко. "Картина всегда и

Невероятная самокритика – неотъемлемая черта характера Александра Довженко. "Картина всегда и

неизбежно была хуже, чем я представлял ее и создавал, – писал режиссер. – И это было одним из несчастий моей жизни. Я был мучеником результатов своего творчества. Я ни разу не испытывал наслаждения, даже спокойствия, рассматривая результаты своего безмерно тяжелого и сложного труда. И чем дальше, тем все больше убеждаюсь я, что двадцать лет лучших в своей жизни истратил я напрасно". "Искусство, в котором нет красоты, – плохое искусство", – также считал Александр Петрович. Студентам ВГИКа он рассказывал, что без таланта хороший фильм не сделаешь, но что в кино, однако, "у ловкого режиссера столько "заменителей таланта" – сценарист, оператор, актеры и т.п., – что иногда проходят долгие годы, пока его беспомощность становится очевидной". Довженко любил повторять шутку: талант как деньги – либо он есть, либо нет, и тогда уж ничего не поделаешь. Во время обсуждений фильма "Земля" режиссер сделал вывод о зависимости оценок от возможностей критика: "Когда приходит критиковать мою работу человек здоровый, он говорит – "хорошая", а если говорит человек "плохо" – смотришь, больной. Так по наружности и судишь – или печенка не в порядке, или желудок, или кровь замедлена, но что-то не в порядке. Я считаю себя человеком здоровым и хотел сделать здоровую фильму для здоровых людей".