Теория Родиона Раскольникова По роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Содержание

Слайд 2

Родион Раскольников в романе Достоевского совершает идеологическое преступление, руководствуясь собственной теорией.

Родион Раскольников в романе Достоевского совершает идеологическое преступление, руководствуясь собственной теорией.
В

чём же состоит его ТЕОРИЯ?
Слайд 3

Раскольников живёт в очень стеснённых материальных обстоятельствах и видит вокруг себя

Раскольников живёт в очень стеснённых материальных обстоятельствах и видит вокруг себя

множество людей, которым ещё хуже.
Страдают слабые, беззащитные, те, кто никому не причинил зла. Значит, мир устроен несправедливо. Обращаться к Богу бесполезно: он или равнодушен, или зол, раз допускает то, что происходит с невинными жертвами.
«А может, и бога-то никакого нет…»
Слайд 4

Существующее положение вещей оскорбительно для человека. Что же делать? - «Взять

Существующее положение вещей оскорбительно для человека. Что же делать?
-

«Взять всё за хвост, да и стряхнуть … к чёрту», «сломать, что следует, и страдание взять на себя.»
Слайд 5

Избавить людей от мучений, взяв страдания на себя – мысль, как вы понимаете, не новая.

Избавить людей от мучений, взяв страдания на себя – мысль, как

вы понимаете, не новая.
Слайд 6

Но история человечества показывает, что менять мир, ниспровергая старые законы и

Но история человечества показывает, что менять мир, ниспровергая старые законы и

создавая новые, обыкновенный человек не может.
На протяжении веков лишь изредка появлялись сильные личности, способные на ПОСТУПОК.
Александр Македонский
Наполеон
и им подобные
«Необыкновенные люди»
«ПРАВО ИМЕЮЩИЕ»
Остальные же люди слабы, трусливы и консервативны. Они созданы для того, чтобы подчиняться сильным и воспроизводить себе подобных. Ни на что другое они не годны.
Обыкновенные люди
«ТВАРИ ДРОЖАЩИЕ»
Слайд 7

«Необыкновенный человек» может позволить себе «кровь по совести» – он может

«Необыкновенный человек» может позволить себе «кровь по совести» – он может

переступить через определённые человеческие жертвы ради высокой цели.
Это, по Раскольникову, является неотъемлемой чертой тех, кто способен менять мир.
Именно разрешение себе «крови по совести» отличает «необыкновенных» людей от «обыкновенных».
Слайд 8

КТО Я? «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Если человек

КТО Я? «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Если человек хочет

изменить несправедливо устроенный мир, освободить людей от страданий, он, конечно,
должен быть «необыкновенным»!


Раскольников гордо полагает себя необыкновенным человеком, но хочет убедиться в этом.

Слайд 9

Смогу ли я во имя высокой цели переступить через человеческую жертву?

Смогу ли я во имя высокой цели переступить через человеческую жертву?

Конечная цель – высокая – освобождение людей от страданий.

На пути к цели множество препятствий. Главное из них – отсутствие денег на жизнь и образование.

Слайд 10

Выбор жертвы Алёна Ивановна, старуха- процентщица. Злая, жадная, бессердечная. Наживается на

Выбор жертвы

Алёна Ивановна, старуха- процентщица.
Злая, жадная, бессердечная. Наживается

на чужой беде: даёт в долг деньги под проценты, забирая в залог последние ценные вещи. Поработила младшую сестру и пользуется её трудом. В порыве злобы укусила сестру за палец.
Достоевский намеренно создаёт образ, вызывающий у читателя физическое отвращение.
Важно, что Алёна Ивановна кашляет: скорее всего, неё уже начинается чахотка, так что в любом случае жить ей остаётся не долго.
Слайд 11

Арифметический подход к человеческой жизни. С одной стороны – мерзкая старушонка,

Арифметический подход к человеческой жизни.
С одной стороны – мерзкая старушонка, которая

не сегодня – завтра сама умрёт, а деньги её по завещанию отправятся в монастырь на «вечный помин души».

С другой стороны – тысячи спасённых на её деньги жизней. Убей старуху – возьми деньги, спаси умирающих от голода детей.
Об этом говорят случайно подслушанные Раскольниковым в трактире студент и офицер.
Раскольников удивляется, насколько эти размышления созвучны его собственным мыслям.

Слайд 12

При такой постановке вопроса Раскольникову кажется абсолютно логичным отдать предпочтение голодным детям.

При такой постановке вопроса Раскольникову кажется абсолютно логичным отдать предпочтение голодным

детям.
Слайд 13

Слайд 14

Итак, основные положения теории Раскольникова: Мир устроен несправедливо, в нём страдают

Итак, основные положения теории Раскольникова:
Мир устроен несправедливо, в нём страдают самые

слабые и беззащитные. Мир необходимо менять.
На Бога рассчитывать не приходится – надо рассчитывать только на себя.
Нужно сломать существующее мироустройство, спасти людей и страдание взять на себя.
Ломать мироустройство могут только избранные, особенные люди – «право имеющие»: у других не хватит ни сил, ни смелости. Они, «твари дрожащие», должны подчиняться.
Этих избранных, «право имеющих» отличает способность переступить через единичные (а иногда и многочисленные) жертвы во имя высокой конечной цели.
Чтобы идти к высокой цели, нужно сперва проверить себя: «тварь ли я дрожащая или право имею»??
Слайд 15

7. Для проверки следует выбрать наибесполезнейшую «вошь». 8. Арифметический подход к

7. Для проверки следует выбрать наибесполезнейшую «вошь».
8. Арифметический подход к человеческой

жизни, применяемый при выборе жертвы, с точки зрения Раскольникова, является логичным и правильным: лучше спасти голодающих детей, чем позволить мерзкой старухе жить дальше и делать гадости.
Слайд 16

Слайд 17

Нельзя забывать о том, что теория Раскольникова родилась в его тесной

Нельзя забывать о том, что теория Раскольникова родилась в его тесной

комнатушке, похожей на ГРОБ. Ничего действительно хорошего и жизнеспособного появиться на свет там не могло.
Опровержение
теории Раскольникова в романе
Слайд 18

1. Ещё до совершения преступления Раскольников чувствует непреодолимое отвращение. После убийства

1. Ещё до совершения преступления Раскольников чувствует непреодолимое отвращение.
После убийства

разлад с собой усиливается. Раскольников думает, что оказался «эстетической вошью», а читатель понимает: герой слишком человечен для своей бесчеловечной теории.
Слайд 19

2. Убивая Алёну Ивановну, Раскольников оправдывает себя в частности тем, что

2. Убивая Алёну Ивановну, Раскольников оправдывает себя в частности тем, что

избавляет от неё Лизавету.
В результате неудачного стечение обстоятельств Лизавета тоже оказывается убита им.
Слайд 20

3. Не все люди «укладываются» в теорию о «право имеющих» и

3. Не все люди «укладываются» в теорию о «право имеющих» и

«тварях дрожащих».

Сам Раскольников «переступить» не сумел, «на этой стороне остался», но «тварью дрожащей» его не назовёшь.
То же самое с Соней Мармеладовой.

Слайд 21

4. НЕТ критерия, по котором возможно было бы определить ВЫСОКУЮ ЦЕЛЬ.

4. НЕТ критерия, по котором возможно было бы определить ВЫСОКУЮ ЦЕЛЬ.
Согласно

теории «целого кафтана», которой руководствуется П.П. Лужин, человек, заботясь о собственном благополучии, заботится о благополучии всего общества, потому что чем больше будет личных устроенных судеб, тем лучше будут обстоять дела у общества в целом.

Если конечная цель «высокая» - благополучие всего общества, то эгоистичная забота о собственной выгоде становится, по теории Лужина, достаточной для того, чтобы принести ей в жертву человека. Он готов оклеветать Соню и отправить её в тюрьму, чтобы добиться своего.