Древнерусская литература

Содержание

Слайд 2

ЖАНРЫ Одна из жанровых классификаций древнерусской литературы была предложена Н. И.

ЖАНРЫ
Одна из жанровых классификаций древнерусской литературы была предложена Н. И. Толстым

и опробована на литературном материале Е. М. Верещагиным:
Скриптурные памятники (Священное писание и апокрифы)
Литургические/евхографические (богослужебные книги и гимнографические памятники)
Вероучительные (символы, изложения веры, огласительные, полемические и этико-наставительные поучения, толкования)
Проповеднические (ораторская проза и гностическая литература)
Житийные (жития святых, похвальные слова святым, сказания об обретениях, перенесениях мощей и икон, чудесах)
Канонико-юридические (уставы, кормчие книги, судебники, договорные, духовные, вкладные и др. грамоты)
Мемориальные (летописи, хронографы, описания исторических событий, паломничеств, путешествий)
Научные (сборники энциклопедического характера)
Бытовые (частная переписка, надписи, эпиграфика)

Тема:литература

Слайд 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ Принятие христианства при киевском князе Владимире Святославиче ввело Русь в

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Принятие христианства при киевском князе Владимире Святославиче ввело Русь в орбиту

византийского мира. От южных и в меньшей степени от западных славян в страну была перенесена богатая старославянская книжность, обязанная своим возникновением солунским братьям Кириллу и Мефодию и их ученикам, которые создали переводы важнейших библейских книг, молитв и гимнографических произведений.

Фольклор

Фольклор сопровождал древнерусскую литературу на протяжении всего её развития (от летописания XI — начала XII веков до «Повести о Горе-Злочастии» XVII в.). В Средние века фольклор был распространён во всех слоях общества, от крестьян до княжеско-боярской аристократии. В древнерусскую письменную эпоху фольклор и литература со своей системой жанров существовали параллельно. Они взаимно дополняли друг друга и иногда вступали в тесное соприкосновение. Однако в целом фольклор слабо отразился в письменности

Тема: литература

Слайд 4

ЗОДЧЕСТВО Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с

ЗОДЧЕСТВО

Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента

первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия. Другими словами зодчество хижина из камня или дерева.
До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества (см. русское деревянное зодчество) обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.
Слайд 5

ПОДРОБНЕЕ О ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ Русское деревянное зодчество — прежде всего, сложившееся

ПОДРОБНЕЕ О ДЕРЕВЯННОМ ЗОДЧЕСТВЕ

Русское деревянное зодчество — прежде всего, сложившееся на

Руси направление традиционной архитектуры, которые определяются деревом как основным материалом, но иногда в это понятие также включают деревянные постройки профессиональной стилевой архитектуры, эклектичные постройки, сочетающие элементы народного зодчества и профессиональной архитектуры, а также современные попытки реанимировать древнерусские плотницкие традиции. Русское деревянное зодчество распространено от Кольского полуострова до средней полосы, в Пермском крае, на Урале и в Сибири; главный заповедник деревянного зодчества — Русский Север. Является одним из наиболее самобытных явлений в русской культуре.
Благодаря распространённости, удобству обработки и низкой теплопроводности дерево долгое время оставалось основным строительным материалом в России.

Тема: зодчество

Слайд 6

ИЗБУШКИ Деревянное жилище — особая страница в русском зодчестве. Кроме того,

ИЗБУШКИ

Деревянное жилище — особая страница в русском зодчестве. Кроме того, что

жилое строительство было самым массовым, использовавшиеся здесь архитектурные приёмы нашли отражение практически во всех других типах построек. Широко было типологическое разнообразие русского срубного жилища: от небольших примитивных построек с минимальным количеством проёмов и самым простым способом отопления, которые напоминали нынешние охотничьи избушки, до огромных северных домов-комплексов и даже царских дворцов, украшенных богатой резьбой

Тема: зодчество

Слайд 7

ВИДЫ ИЗБ Четырёхстенок — изба, состоящая из одного отапливаемого жилого помещения,

ВИДЫ ИЗБ

Четырёхстенок — изба, состоящая из одного отапливаемого жилого помещения, ограниченного

четырьмя стенами.
Пятистенок — изба, разделённая капитальной стеной на два отапливаемых жилых помещения одновременно с постройкой сруба. Пятая стена при этом может располагаться как по середине сруба, так и с отступом
Шестистенок фактически представляет собой два сруба под одной крышей.

Четырёхстенок

Пятистенок

Шестистенок

Тема: зодчество

Слайд 8

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Древнерусское искусство — искусство, развивавшееся в IX—XIII веках на

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Древнерусское искусство — искусство, развивавшееся в IX—XIII веках на территориях

древнерусских государственных образовании. В этот период были созданы Софийский собор (Киев) и Софийский собор (Новгород). В более широком смысле под древнерусским искусством понимается средневековое русское искусство в период с IX по XVII веков. Древнерусское искусство вобрало в себя традиции нескольких культур, среди которых восточнославянская, византийская и балканская.
Слайд 9

ДОХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД (IX — КОН. X В.) От этого периода сохранились,

ДОХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД (IX — КОН. X В.)

От этого периода сохранились, преимущественно,

произведения декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел, например турьи рога с серебряными инкрустациями в зверином стиле из Чёрной могилы в Чернигове, X в. Под влиянием язычества, древние славяне воплощали в творчестве мифологические образы природных стихий. Данные мифологические образы — изображения солнца, коня, птицы, цветка и др., сохраняются в народном творчестве и по сей день. Одним из видов воплощения мифологических образов являлись капища (святилища), где воздвигали идолов (каменные или деревянные изваяния) почитаемых богов: Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши и др. Капища могли иметь овальную форму (Киев, ок. 980 г.) или многолепестковую, связанную с символикой солнца (Перынь, близ Новгорода).

Тема: искусство