- Главная
- Литература
- Ерун Антонисон ван Акен более известный как Иероним Босх
Содержание
- 2. Еру́н Анто́нисон ван А́кен, более известный как Иеро́ним Босх около 1450—1516) — нидерландский художник, один из
- 3. Ерун ван Акен родился около 1453 года в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого
- 4. Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую, по-видимому, знал с детства.
- 5. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего
- 6. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за
- 7. Заказчики Босха
- 8. Помимо картин для капеллы Братства Богоматери и прочих поручений Братства, Босх выполнял и другие заказы. Среди
- 9. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к
- 11. Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд,
- 13. Подражатель Босха. Ecce Homo(Се Человек). 1500—1504.Художественный музей.Филадельфия Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и
- 15. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. Изъятые из позднеготического
- 19. Скачать презентацию
Еру́н Анто́нисон ван А́кен, более известный как Иеро́ним Босх около 1450—1516)
Еру́н Анто́нисон ван А́кен, более известный как Иеро́ним Босх около 1450—1516)
Ерун ван Акен родился около 1453 года в Хертогенбосе (Брабант). Семья
Ерун ван Акен родился около 1453 года в Хертогенбосе (Брабант). Семья
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 года. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.
Биография
Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене,
Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене,
Личная жизнь
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина»
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина»
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали́. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» —алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже, однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха.
Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков. Картины — этотриптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь семь творений Босха подписаны.
Творчество
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы.
Заказчики Босха
Заказчики Босха
Помимо картин для капеллы Братства Богоматери и прочих поручений Братства, Босх
Помимо картин для капеллы Братства Богоматери и прочих поручений Братства, Босх
· В сентябре 1504 г. художник получил 36 фунтов аванса за «Суд Бога, восседающего в раю, и Ад», как значился в документе заказ, сделанный ему одним изГабсбургов — правителем Нидерландов и королём Кастилии Филиппом I Красивым. Венский триптих «Страшный суд», с которым отождествляют этот заказ, имеет правда, другие размеры, нежели те, что указаны в контракте.
· Неясности возникают и в связи с образом святого Антония, заказанным Босху в 1516 г. Маргаритой Австрийской, сестрой Филиппа I, ставшей после его смертинаместницей Нидерландов: знаменитый лиссабонский триптих «Искушение св. Антония», находившийся в замке Аюда, был куплен и увезён в Португалию ещё в первой половине XVI в.
· Не менее трёх работ мастера к 1521 г. находилось и в коллекции столь влиятельного мецената, как венецианский кардинал Доменико Гримани.
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.
Символы
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных:
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных:
Другие часто встречающиеся символы:
· лестница — символ пути к познанию в алхимии или полового акта;
· перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
· ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган;
· отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
· стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);
· сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу, как ночная птица и хищник, и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного;
чёрные птицы — грех.
Подражатель Босха. Ecce Homo(Се Человек). 1500—1504.Художественный музей.Филадельфия
Босх — художник нетипичный в
Подражатель Босха. Ecce Homo(Се Человек). 1500—1504.Художественный музей.Филадельфия
Босх — художник нетипичный в
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена». Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, как, например, Ян Мандейн или Ян Велленс де Кок, работали и другие мастера, создававшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Копиисты, подражатели, последователи и наследники
Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были
Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были
Теории сюрреализма, основанные на психоанализе Фрейда, не смогли дать полную расшифровку картин нидерландского живописца. Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников.
Подражатели Босха существуют как в жанровой городской скульптуре так и камерной и в наше время. Так, большой популярностью у туристов пользуется скульптура «Корабль дураков» в Нюрнберге.