Философская лирика и отношение Марины Цветаевой к жизни и миру

Содержание

Слайд 2

Отношение Цветаевой – поэта к миру – это: 1) Ориентация исключительно

Отношение Цветаевой – поэта к миру – это:

1) Ориентация исключительно на

идеал, не существующий в реальной действительности.
2) Идеал приобретает форму мифа типа «возвышенного обмана».
3) Все, что не соответствует идеалу, упорно преодолевается, гневно отвергается и уничтожается как низкое, презренное.
4) Громогласно-декларативное отстаивание идеала, яростная "защита мира высшего от мира низшего».
5) Романтика-индивидуалиста, для которого главные события разворачиваются не в реальной жизни, а в душе, а преобразование мира осуществляется не во внешней сфере «строительства жизни», а в области души и духа.
Слайд 3

Одна из главных черт этого «чистого лирика» — самодостаточность, творческий индивидуализм

Одна из главных черт этого «чистого лирика» — самодостаточность, творческий

индивидуализм и даже эгоцентризм. Они проявляются в постоянном ощущении собственной непохожести на других, обособленности своего бытия в мире иных — нетворческих — людей, в мире быта. В ранних стихах это отъединенность гениального ребенка-поэта, знающего свою правду, от мира взрослых.
Слайд 4

Поэзия Цветаевой — прежде всего вызов миру. Своеобразие цветаевской позиции —

Поэзия Цветаевой — прежде всего вызов миру.

Своеобразие цветаевской позиции —

в том, что ее лирическая героиня всегда абсолютно тождественна личности поэта.
В стихах эмигрантских лет цветаевское противостояние миру и ее программный индивидуализм получают уже более конкретное обоснование: в эпоху испытаний и соблазнов поэт видит себя в числе немногих, сохранивших прямой путь чести и мужества, предельной искренности и неподкупности
Ho главное противостояние в мире Цветаевой — это вечное противостояние поэта и черни, творца и мещанина. Цветаева утверждает право творца на свой собственный мир, право на творчество. 
Слайд 5

Для поэзии Цветаевой характерен широкий эмоциональный диапазон. Цветаевская «оборванная фраза», не

Для поэзии Цветаевой характерен широкий эмоциональный диапазон. Цветаевская «оборванная фраза», не завершенная

формально мыслью, заставляет читателя замереть на высоте эмоциональной кульминации. Цветаева любит контрастные тона: серебро и огонь особенно близки ее бунтующей лирической героине. Огненные цвета — атрибут многих ее образов: это и горящая кисть рябины, и золото волос, и румянец и т. д. Нередко в ее стихах противостоят друг другу свет и тьма, день и ночь, черное и белое. Краски Марины Цветаевой отличаются смысловой насыщенностью. 
Слайд 6

Родившись в Москве, Цветаева всегда ощущала себя детищем города. Дом был

Родившись в Москве, Цветаева всегда ощущала себя детищем города. Дом

был ее пристанищем, с ним она связывала чувство Родины, России — с ее историей, бунтующими героинями, цыганами, церквями и, конечно же, Москвой. Цветаева не могла не вернуться в Россию не только потому, что жила в эмиграции в ужасной бедности, но и потому, что не могла жить вне своего народа, родного языка. Она плыла в Россию навстречу бедам и гибели. Родина встретила ее ироничным неприятием и эвакуацией в камский городок Елабугу. 
Слайд 7

Любовь в творчестве Цветаевой многолика: дружба, материнство, снисхождение, презрение, ревность, гордыня,

Любовь в творчестве Цветаевой многолика: дружба, материнство, снисхождение, презрение, ревность, гордыня,

забвение — все это лики любви. Любовь у Цветаевой изначально обречена на разлуку. В жизни Марины было две больших любви – София Парнок и Сонечка Голлидэй. Каждая из этих девушек оказала огромное влияние в развитие творчества поэтессы.
Слайд 8

Цветаева мощью своего творчества показала, что женская любящая душа — это

Цветаева мощью своего творчества показала, что женская любящая душа —

это не только хрупкая свечка, не только прозрачный ручеек, созданный для того, чтоб в нем отражался мужчина, но и пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой. Вся поэзия Марины Цветаевой — это безграничный внутренний мир, мир души, творчества, судьбы.