Гюстав Флобер. Цикл автобиографических произведений

Содержание

Слайд 2

Родился 12 декабря 1821 года во французском городе Руане. В 1932

Родился 12 декабря 1821 года во французском городе Руане.
В 1932 году

поступил в Королевский колледж.
В 1940 году перебрался в Париж, где поступил в университет на юридический факультет.

Биография

Слайд 3

В 1943 году бросил учебу в связи с начавшимися приступами эпилепсии.

В 1943 году бросил учебу в связи с начавшимися приступами эпилепсии.
Много

путешествовал. Посетил Египет, Иерусалим, Константинополь, Италию.
Скончался в 1880 году в возрасте 58 лет в Контеле. Причиной смерти стал инсульт.
Слайд 4

«Агонии, скептические мысли» (1838) «Воспитание чувств» (1845) «Мемуары безумцы» (1838-1839) «Смар» (1839) «Ноябрь» (1842)

«Агонии, скептические мысли»
(1838)

«Воспитание чувств»
(1845)

«Мемуары безумцы»
(1838-1839)

«Смар»
(1839)

«Ноябрь»
(1842)

Слайд 5

«Агонии, скептические мысли» (1838) Не опубликованное при жизни Флобера произведение, открывающее

«Агонии, скептические мысли»
(1838)

Не опубликованное при жизни Флобера произведение, открывающее цикл его

ранних автобиографических сочинений.
Первая попытка исповеди писателя сквозь призму тревог судьбы и смерти, связанных со становлением творческой индивидуальности.
Посвящена близкому другу писателя Альфреду Ле Пуатвену.
Слайд 6

Слайд 7

Герои повести – юный философ Ламбер и его младший друг –

Герои повести – юный философ Ламбер и его младший друг –

говорят о силе воображения, таинственном взаимодействии слова и мысли, об отношениях материи и духа, об основах психической организации и творческих возможностях человека, о смерти и бессмертии, о судьбе художника.
Слайд 8

“Pour moi le dernier mot du sublime dans l’art sera la

“Pour moi le dernier mot du sublime dans l’art sera la

pensée, c’est-à-dire la manifestation de la pensée aussi rapide et spirituelle que la pensée”

«Для меня предел возвышенного в искусстве -это мысль, то есть ее выражение столь же стремительное и духовное, как она сама»

Слайд 9

«Воспитание чувств» (1845) «Мемуары безумцы» (1838-1839) «Смар» (1839) «Ноябрь» (1842)

«Воспитание чувств»
(1845)

«Мемуары безумцы»
(1838-1839)

«Смар»
(1839)

«Ноябрь»
(1842)

Слайд 10

Повесть содержит воспоминания писателя о детстве, о первом столкновении с миром,

Повесть содержит воспоминания писателя о детстве, о первом столкновении с

миром, о пробуждении чувственности, юношеском влечении к маленькой англичанке Каролине, о первой любви к Элизе Шлезингер, о первом опыте физической «любви», а также о призвании, сомнениях в себе и муках творчества.

«Мемуары безумца»

Слайд 11

Мотив безумия пронизывает все главы повести, превращается в лейтмотив и придает

Мотив безумия пронизывает все главы повести, превращается в лейтмотив и придает

внутреннюю цельность произведению.
Мотив безумия возникает как нечто противоположное «глупости» практичных людей, мыслящих здраво. Безумие – знак индивидуальности, исключительности, напряженной внутренней жизни и внешней отчужденности героя.

Основной мотив

Слайд 12

“Le doute, c’est la vie. L’action, la parole, la nature, la

“Le doute, c’est la vie. L’action, la parole, la nature, la

mort, doute dans tout cela ! Le doute, c’est la mort pour les âmes ; c’est une maladie qui vient de la science et qui conduit à la folie. La folie est le doute de la raison ; c’est peut-être la raison elle-même ! Qui le prouve?”

«Сомнение - это жизнь. Поступки, слова, природа, смерть - во всем сомнение. Сомнение – гибель души, проказа. Причина этой болезни - знание, а исход ее – безумие. Безумие - сомнение в разуме. А может, это и есть разум. Кто знает?»

Слайд 13

В автобиографических произведениях «Агония скептических мыслей» и «Мемуары безумца» Флобер писал

В автобиографических произведениях «Агония скептических мыслей» и «Мемуары безумца» Флобер писал

о бесконечности мысли и тщетном стремлении воплотить ее в словах, о попытке

отказаться от искусства, противопоставить ему ему науку и философию, в них найти способ познания бесконечности души человека. Он признавался в том, что стремление приблизится к абсолюту с помощью

разума не увенчалось успехом и привело к сомнению.

Слайд 14

«Воспитание чувств» (1845) «Смар» (1839) «Ноябрь» (1842)

«Воспитание чувств»
(1845)

«Смар»
(1839)

«Ноябрь»
(1842)

Слайд 15

«Смар» написан в жанре мистерии, сочетающем фантастические и философские черты. История

«Смар» написан в жанре мистерии, сочетающем фантастические и философские черты.
История

отшельника Смара стала рассказом Флобера о себе самом. Герои мистерии воплощают разные грани его сознания: отшельник Смар – веру. Сатана, явившийся ему в облике ученого – разум.
Персонификацией сомнения выступает Юк, бог гротеска. В финале мистерии Смар становится поэтом, и в этом отождествлении отшельника и поэта сказалась уверенность Флобера в священном статусе искусства.

«Смар»

Слайд 16

«Воспитание чувств» (1845) «Ноябрь» (1842)

«Воспитание чувств»
(1845)

«Ноябрь»
(1842)

Слайд 17

«Ноябрь» «Ноябрь» – повесть Г. Флобера, написанная осенью 1842 года. В

«Ноябрь»

«Ноябрь» – повесть Г. Флобера, написанная осенью 1842 года. В этом

произведении Флобер пытается ответить на мучивший его вопрос о роли прекрасного в жизни человека.
Приобщиться к прекрасному человек может только на одно мгновение. Продлить его нельзя, оно неизбежно исчезает. Прекрасное только потому и прекрасно, что оно недостижимо в жизни.
В отсутствии прекрасного, стремление к которому неискоренимо живет в душе человека, и заключается, по мнению Флобера, страшная трагедия человека. Мысль об этом пронизывает все последующие произведения Флобера.
Слайд 18

«Воспитание чувств» (1845)

«Воспитание чувств»
(1845)

Слайд 19

«Воспитание чувств» «Воспитание чувств» Г. Флобера – новый тип романа. Здесь

«Воспитание чувств»

«Воспитание чувств» Г. Флобера – новый тип романа. Здесь нет

ярких страстей, поисков идеала и бичевания пороков. Писатель изображает серую, монотонную современности.
Именно мелочи оказывают влияние на главного героя Фредерика Моро: они меняют его чувства, настроения, и даже жизнь. Роман строится из незначительных происшествий и мелких событий.
Слайд 20

История главного героя – это история поколения, не способного ни на

История главного героя – это история поколения, не способного ни на

что и не ставшего ничем. Скука и недовольство Моро окружающим носят умеренный характер и совершенно не мешают ему чувствовать себя вполне неплохо. Фредерик Моро всю жизнь ищет, как приспособиться к окружающему. Единственное, что отличает героя от таких же, как он – любовь к госпоже Арну. Но отпечаток времени следит даже на этом прекрасном чувстве.