Художественный мир Михаила Афанасьевича Булгакова. Роман Мастер и Маргарита

Содержание

Слайд 2

« - Черт с ним! – загремел блондин – Черт с

« - Черт с ним! – загремел блондин – Черт с

ним! Машинистки, гей!
Он махнул рукой, стена перед глазами Короткова распалась и тридцать машин на столах, звякнув звоночками, заиграли фокстрот. Колыша бедрами, сладострастно поводя плечами, взбрасывая кремовыми ногами белую пену, парадом-але двинулись тридцать женщин и пошли вокруг столов.
Белые змеи бумаги полезли в пасти машин, стали свиваться, раскраиваться, сшиваться. Полезли белые брюки с фиолетовыми лампасами: «Предъявитель сего есть действительно предъявитель, а не какая-нибудь шантрапа».
Слайд 3

«Итак, 13 примерно января 1622 года, в Париже у господина Жана-Батиста

«Итак, 13 примерно января 1622 года, в Париже у господина Жана-Батиста

Поклена и его супруги Марии Крессе появился хилый первенец.15 января его окрестили в церкви святого Евстафия и назвали в честь отца Жаном-Батистом. Соседи поздравили Поклена, и в цехе обойщиков стало известно, что родился на свет ещё один обойщик и торговец мебелью»
Слайд 4

« Раненько, раненько, когда солнышко заслало веселый луч в мрачное подземелье,

« Раненько, раненько, когда солнышко заслало веселый луч в мрачное подземелье,

ведущее с дворика в квартиру Василисы, тот, выглянув, увидал в луче знамение. Оно было бесподобно в сиянии тридцати лет, в блеске монист на царственной екатеринской шее, в белых стройных ногах, в колышущейся упругой груди. Зубы знамения сверкали, а от ресниц ложилась на щеки лиловая тень.
- Пятьдесят сегодня, - сказало знамение голосом сирены, указывая на бидон с молоком».
Слайд 5

Художественный мир Михаила Афанасьевича Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»

Художественный мир Михаила Афанасьевича Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»

Слайд 6

План Очерк жизни и творчества Детство и юность. Семейные традиции Село

План

Очерк жизни и творчества
Детство и юность. Семейные традиции
Село Никольское. Земский

врач
Киев. Гражданская война
Начало литературной деятельности
Творчество 20-х годов. Сатирические повести. «Белая гвардия»
30-е годы. МХАТ. «Мастер и Маргарита»
Художественный мир романа «Мастер и Маргарита»
История создания
Смысл названия
Проблема жанра. Особенности сюжета, композиции
Слайд 7

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 года, в Киеве В

Михаил Афанасьевич Булгаков

родился 3 мая 1891 года, в Киеве
В творчество писателя

Киев войдет как Город (роман "Белая гвардия") и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины
Слайд 8

«Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве – огромная, разветвленная, насквозь

«Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве – огромная, разветвленная, насквозь

интеллигентная семья …» К Паустовский

Отец Афанасий Иванович Булгакова доцента Киевской духовной академии
мать - Варвара Михайловна
В семье было семеро детей: Михаил, Вера, Надежда, Варвара, Николай, Иван, Елена

Слайд 9

Его отличала жажда устойчивого, прочного порядка в семье, в обществе, в

Его отличала жажда устойчивого, прочного порядка в семье, в обществе, в

государстве и очень ранняя внутренняя независимость

В 1901 - киевская Первая гимназия
1909 - медицинский факультет Киевского университета
1913 – брак с Т.Н. Лаппа
1916 – диплом «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

Слайд 10

Земский врач. Никольское. Вязьма Эти годы послужили материалом для восьми рассказов

Земский врач. Никольское. Вязьма

Эти годы послужили материалом для восьми рассказов писателя,

составивших цикл "Записки юного врача" (1925-1927). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губернии, регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными.
Слайд 11

Революция и гражданская война Киев Эти годы имеют ключевое значение в

Революция и гражданская война Киев

Эти годы имеют ключевое значение в его

творчестве. События этих полутора лет отразились в романе "Белая гвардия", пьесе "Дни Турбиных", рассказе "Необыкновенные приключения доктора"
Слайд 12

Москва. 1920-е годы «Подлинное» и «вымученное» Основная тема фельетонов, рассказов, повестей

Москва. 1920-е годы «Подлинное» и «вымученное»

Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова этих

лет -"бесчисленные уродства нашего быта".Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки
Роман «Белая гвардия» -1925
Пьеса «Дни Турбиных» - 1926
Слайд 13

«Голгофа» Служба В МХАТ 1930-е Обращение к власти ("Письмо правительству", 1930),

«Голгофа» Служба В МХАТ 1930-е

Обращение к власти ("Письмо правительству", 1930), с

просьбой либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу.
главной в творчестве писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: мольеровской, пушкинской, современной
Слайд 14

«Тайный друг» - Муза - Жена Елена Сергеевна Шиловская

«Тайный друг» - Муза - Жена

Елена Сергеевна Шиловская

Слайд 15

Последние годы жизни 1928-1939 – работа над романом «Мастер и Маргарита»

Последние годы жизни

1928-1939 – работа над романом «Мастер и Маргарита»
1939 -

врачи диагностируют гипертонический нефросклероз
10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался.
11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей.
Слайд 16

Похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле установлен камень, прозванный «голгофой»,

Похоронен на Новодевичьем кладбище.
На его могиле установлен камень, прозванный «голгофой»,

который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
Слайд 17

Памяти Булгакова. А. Ахматова Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Памяти Булгакова. А. Ахматова

Вот это я тебе, взамен могильных роз, Взамен кадильного

куренья; Ты так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье. Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался, И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался. А нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни, Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне. О, кто поверить смел, что полоумной мне, Мне, плакальщице дней погибших, Мне, тлеющей на медленном огне, Все потерявшей, всех забывшей, — Придется поминать того, кто полный сил,
И светлых замыслов, и воли, Как будто бы вчера со мною говорил, Скрывая дрожь смертельной боли.
Слайд 18

Роман «Мастер и Маргарита» История создания 1928-1929 – первая редакция 1930-1931

Роман «Мастер и Маргарита» История создания

1928-1929 – первая редакция
1930-1931 – возобновление работы
Осень

1932 – появление новых героев, Маргариты и Мастера
1933 -1934 – интенсивная работа над рукописью
1936 – полная черновая редакция
1937 г - окончательная структура романа. Дано название "Мастер и Маргарита".
1938 - Булгаков начинает диктовать его на машинку, внося стилистическую правку.
1966 – первая публикация
1983 – появился в печати полный текст романа
Слайд 19

«- Так кто ж ты, наконец? - Я часть той силы,

«- Так кто ж ты, наконец? - Я часть той силы, что

вечно хочет зла и вечно совершает Благо» Гете «Фауст»

Зло Добро
?
Сатана

Слайд 20

Москва. Патриаршие пруды -30е годы Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный

Москва. Патриаршие пруды -30е годы

Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный жарко

спорят со странным незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда "кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле", если Бога нет, Иван Бездомный как убежденный атеист отвечает: "Сам человек и управляет". В ответ Воланд рассказывает им о Христе и Понтии Пилате
Слайд 21

Иершалаим Роман Мастера Интепретация библейской истории деяний, осуждения и казни Иисуса

Иершалаим Роман Мастера

Интепретация библейской истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа
Содержание

глав сожженного романа Мастера
Слайд 22

Москва 30-х годов Воланд Свита Москвичи

Москва 30-х годов
Воланд
Свита
Москвичи

Слайд 23

История любви Мастер истинный творец, свободен в своем творчестве и чувстве

История любви

Мастер
истинный творец, свободен в своем творчестве и чувстве
Маргарита
муза, дарящая

чувство полноты жизни, женщина, способная на жертву ради любви, свободна в своем чувстве
Слайд 24

Вечность Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают "прощение и вечный приют".

Вечность

Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают "прощение

и вечный приют".