Художественный мир поэмы А. Ахматовой Реквием

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

* Выясним, что значит слово «реквием» по словарю? * Кто автор

* Выясним, что значит слово «реквием» по словарю?
* Кто автор

самого знаменитого музыкального «Реквиема»?

РЕКВИЕМ (Большой энциклопедический словарь)
- (по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis - Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса.
РЕКВИЕМ (Толковый словарь Ожегова)
1. У католиков: богослужение по умершему. 2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение.

Слайд 4

А.Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам

А.Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю,

вам будет легче воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.
Слайд 5

История создания поэмы Поэма написана в 1935-1940гг. Один из почитателей Ахматовой

История создания поэмы

Поэма написана в 1935-1940гг.
Один из почитателей Ахматовой

вспоминает: «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?» Она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти».
«Реквием» складывался постепенно. Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова называет цикл поэмой.
Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.
Подумайте, как это может объяснить?
Слайд 6

В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге, Ахматова

В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге,

Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».
Большая часть "Реквиема" - ее самые "крамольные" части - долгие годы существовали в памяти Анны Андреевны и нескольких ее ближайших друзей, заучивавших поэму наизусть, чтобы - случись что! - не было вещественных доказательств у ежовских и бериевских "мальчиков кровавых". "В те годы, - пишет Л. К. Чуковская в своем предисловии к "Запискам об Анне Ахматовой", - Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из "Реквиема" тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: "Хотите чаю? " или "Вы очень загорели", потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. "Нынче ранняя осень", - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей".
Слайд 7

В числе верных людей, заучивавших "Реквием", - жена Осипа Мандельштама Надежда

В числе верных людей, заучивавших "Реквием", - жена Осипа Мандельштама Надежда

Яковлевна. В личной беседе известный ахматовед Михаил Михайлович Кралин сказал мне, что Нина Антоновна Олешевская-Ардова поведала ему, что и она, когда Ахматова появлялась в Москве, заучивала фрагменты из "Реквиема". Мне кажется весьма вероятным предположение Дм. Хренкова о том, что Ольга Берггольц запоминала стихи из "Реквиема" по просьбе автора и потому, что они, бесконечно доверяя друг другу, общались в годы создания ахматовской поэмы, и потому, что Берггольц в октябре 1939 года тайно писала созвучные "Реквиему" стихи: Неужели вправду это было: На окне решетки, на дверях?. . Я забыла б - сердце не забыло Это унижение и страх. Лишь в конце 1962 года Ахматова занесла текст "Реквиема" на бумагу и передала для публикации в "Новый мир" - не напечатали. В 1963 году "Реквием" был впервые опубликован в Мюнхене.
В 1987 году стала известна широкому читателю в России (через 22 года после смерти Анны Ахматовой)
Слайд 8

История создания «Вступление» -1935 I, II, IV главы – 1938 «Приговор»,

История создания

«Вступление» -1935
I, II, IV главы – 1938
«Приговор», «К смерти», III,

V, VI, VII – 1939
“Посвящение” - 1940
IX , «Распятие» - 1940
«Вместо предисловия» -1957
Эпиграф - 1961
“Эпилог” - 1964
напечатан в « Октябрь» - 1987
Слайд 9

“Реквием” (лат. Requiem) - заупокойная месса богослужение по умершему – тема

“Реквием” (лат. Requiem) - заупокойная месса

богослужение по умершему – тема

памяти
траурное музыкальное произведение – символическое обобщение, выход в историю
Слайд 10

« …главное в «Реквиеме» - это тема раздвоенности, тема неспособности автора

« …главное в «Реквиеме» - это тема раздвоенности, тема неспособности автора

к адекватной реакции. Понятно, что Ахматова описывает в «Реквиеме» все ужасы большого террора. Но она при этом всё время говорит о том, что близка к безумию.
Ахматова описывает положение поэта, который на всё, что с ним происходит, смотрит как бы со стороны. Драматизм «Реквиема» не в том, какие ужасные события он описывает, а в том, во что эти события превращают твоё индивидуальное сознание, твоё представление о себе. Трагедийность «Реквиема» не в гибели людей, а в невозможности выжившего эту гибель осознать».
И. Бродский
Слайд 11

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия

матери и сына» А. Солженицын
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Трагедия народа
или
трагедия матери и сына?
Слайд 12

Три плана поэмы Временной Героиня – переживает происходящее Объективный Представляет картину

Три плана поэмы

Временной
Героиня –
переживает
происходящее

Объективный
Представляет
картину мира

Вечность
Поэт – хранит


память
об ушедших

Я

Слайд 13

Поэма начинается с предисловия. Прочитаем «Вместо предисловия». «Вместо предисловия» написано прозой.

Поэма начинается с предисловия. Прочитаем «Вместо предисловия». «Вместо предисловия» написано прозой.


Слайд 14

Вместо предисловия В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в

тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась свойственного нам всем оцепененияот и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
1 апреля 1957 Ленинград

Что такое ежовщина?

Слайд 15

Николай Иванович Ежов (1895 -1940 года) - советский государственный и политический

Николай Иванович Ежов
(1895 -1940 года) - советский государственный

и политический деятель. Народный комиссар внутренних дел СССР (1936-1938), генеральный комиссар госбезопасности (с 1937, 24 января 1941 лишён звания), исполнитель политических репрессий (1937-1938). Председатель КПК и секретарь ЦК ВКП(б) (1935-1939). Год, на всём протяжении которого Ежов находился в должности главы НКВД - 1937 - стал символическим обозначением репрессий; сам этот период очень скоро стали называть ежовщиной.
Слайд 16

* Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую

* Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту

автобиографическую подробность?
* Какая лексика помогает представить то время?

Вслушайтесь в голос поэта. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого.

Слайд 17

Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте.

Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте.

Какова их роль?

антитеза

Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.

эпитеты

Тюремные затворы
смертельная тоска
постылый скрежет
шаги тяжелые
по столице одичалой
невольные подруги осатанелых лет «каторжные норы»

сравнения

Подымались как к обедне ранней мертвых бездыханней
словно с болью жизнь из сердца вынут
словно грубо навзничь опрокинут

Слайд 18

Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки

Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки

тюремные затворы, А за ними "каторжные норы" И смертельная тоска. Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат - Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат.

Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный мой привет.

«Посвящение»

Слайд 19

«Вступление» Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным

«Вступление»

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском

болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки, Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.
Слайд 20

Вступление Комментарий «И под шинами чёрных марусь…» - черная маруся -

Вступление

Комментарий
«И под шинами чёрных марусь…» - черная

маруся - то же самое, что черный ворон, машина для перевозки арестованных (от англ.Blaсk Maria)
Слайд 21

сравнение И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград эпитеты Безвинная

сравнение

И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград

эпитеты

Безвинная Русь
Под кровавыми сапогами
Под шинами

черных марусь

метафоры

Песню разлуки паровозные пели гудки
Безвинная корчилась Русь
Звезды смерти стояли над нами

Слайд 22

Из разбросанных по всей поэме художественных деталей, а также конкретных географических

Из разбросанных по всей поэме художественных деталей, а также конкретных

географических названий складывается представление обо всём пространстве России: это и сибирская вьюга, и тихий Дон, и Нева, и Енисей, и кремлёвские башни, и море, и царскосельские сады. Но на этих просторах – лишь страдания, «улыбается только мёртвый, спокойствию рад». Вступление – это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем отражено место и время действия и только после вступления начинает звучать конкретная тема реквиема – плач по сыну.
Слайд 23

«Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе. «Пятый Ангел вострубил,

«Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.
«Пятый Ангел

вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. Из дыма вышла саранча на Землю…»
Образ звезды является в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса.
На то, что звезда является зловещим символом смерти, указывает контекст поэмы.
Слайд 24

История героини «Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе,

История героини

«Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла»
«Эта

женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме»
«Нет, это не я, это кто-то другой страдает»
«Под Крестами будешь стоять И своею слезой горячею Новогодний лед прожигать»
«Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой»
«Легкие летят недели. Что случилось, не пойму»
ПРИГОВОР «И упало каменное слово На мою еще живую грудь»
«Ты все равно придешь - зачем же не теперь?»
«Окаменелое страданье»
Слайд 25

Основная часть открывается стихотворением «Уводили тебя на рассвете…» Какое событие описано

Основная часть открывается стихотворением «Уводили тебя на рассвете…»

Какое событие описано

в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

«На выносе», «плакали дети», «свеча оплыла», «смертный пот на челе. «Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего. «Шла как на выносе»-это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча- все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.

Слайд 26

От чьего лица ведётся повествование в поэме? Лирическая героиня Автор поэмы

От чьего лица ведётся повествование в поэме?

Лирическая героиня
Автор поэмы

Страдающая мать

Назовите главы, в которых лирическая героиня выступает от лица поэта? Назовите главы, в которых она выступает от лица матери?

Слайд 27

Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Давайте вспомним, что

Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Давайте вспомним, что

такое плач, как жанр в устном народном творчестве.

ПЛАЧ, причитания (причеть, голошение, вопль, крик), — жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии; лирико-драматическая импровизация в стихах, в которой оплакивается смерть или несчастье близкого человека.

Слайд 28

«Эпилог» Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую

«Эпилог»

Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас…
…здесь,

где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.
Слайд 29

Ахматова взяла на себя свою поэтическую и человеческую миссию выразить и

Ахматова взяла на себя свою поэтическую и человеческую миссию выразить

и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.
«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.