История создания Мастера и Маргариты

Содержание

Слайд 2

Введение Роман Мастер и Маргарита известен во всем мире. По его

Введение

Роман Мастер и Маргарита известен во всем мире. По его сюжету

созданы кинофильмы и сериалы, а многие кинотеатры считают за честь поставить спектакли по этой удивительной книге. История создания «Мастер и Маргарита» Булгаковым полна трудностей и переживаний. Это произведение является венцом писателя, его лебединой песней и «закатным» романом, возможно, поэтому Михаил Булгаков отдал ему всю силу своего таланта, мастерство и фантазию.
Слайд 3

Идея возникновения произведения Сейчас уже не известно точно, когда появилась на

Идея возникновения произведения

Сейчас уже не известно точно, когда появилась на свет

идея произведения и его образы. Известно, что писатель очень любил «Фауста» Гете, в одной из первых версий романа, он называл мастера Фаустом. Возможно, именно гениальное произведение немецкого поэта дало первые ростки задумки для не менее гениального романа Булгакова.
В истории написания «Мастер и Маргарита» присутствует немало «белых пятен». Есть данные, что краткие черновые заметки были сделаны Михаилом Булгаковым еще в 1928-1929 годах. Но в первом романе все 160 страниц рукописи были посвящены истории Христа и прокуратора и искрометному пребыванию в Москве Воланда с его необычными гастролями и разоблачениями алчной публики. Места для мастера и Маргариты здесь не нашлось, хотя именно благодаря им роман стал таким разноплановым и гуманным.
Слайд 4

Проблематика Сложность и противоречивость человеческих поступков Проявление человеком трусости в сложной

Проблематика Сложность и противоречивость человеческих поступков

Проявление человеком трусости в сложной ситуации

(Понтий Пилат был наказан за то, что проявил трусость).
Проблема выбора (Понтий Пилат, Маргарита).
Предательство ради выгоды (Алоизий Могарыч предаёт мастера и получает его жальё; Иуда предаёт Иешуа).
Слайд 5

Человеческое благородство Проблема проявления милосердия (зрители Варьете сжалились над конферансье и

Человеческое благородство

Проблема проявления милосердия (зрители Варьете сжалились над конферансье и

попросили вернуть ему голову).
Действенное сострадание (после бала Маргарита требует, чтобы Фриде перестали подавать платок).
Человеческая алчность и жадность (зрители Варьете теряют головы при виде денег и разных вещей).
Слайд 6

Философские проблемы Вера и безверие (Маргарита поверила Азазелло, а Берлиоз был

Философские проблемы

Вера и безверие (Маргарита поверила Азазелло, а Берлиоз был наказан

за безверие).
В чём смысл человеческий жизни?
Существует ли истина?
Добро и зло (зло, которое есть в людях, можно победить, утвердив принцип справедливости).
Слайд 7

«Рукописи не горят» Весна 1930 года была переломной для писателя и

«Рукописи не горят»

Весна 1930 года была переломной для писателя и его

произведения. В порыве недовольства своей работой и под гнетом общественности, Булгаков сжег первый вариант романа. Позже, в уже написанном произведении, отчаявшийся мастер тоже будет жечь свою рукопись: «Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь». Мастера остановит пришедшая Маргарита, а рукопись романа позже вернет к жизни Воланд, произнеся ставшую афоризмом фразу – «Рукописи не горят»!
Через два года, найдя уцелевшие части, Михаил Булгаков заново начнет создавать свой роман. В своих письмах другу, он напишет, что «и сам не знает, зачем это делает».
В 1940 году писателя сильно истощит болезнь. Не имея сил встать, он диктовал поправки к роману своей жене, которая, как Маргарита, всецело была поглощена работой над последним произведением мужа.
После смерти писателя, его вдова Елена Сергеевна еще около двух десятков лет будет править роман, и делать попытки издать его. История мастера и Маргариты станет для нее последней волей мужа, и смыслом ее жизни.
Слайд 8

Судьба романа Вложив много сил в редактирование романа, Елена Сергеевна не

Судьба романа

Вложив много сил в редактирование романа, Елена Сергеевна не могла

найти ему место в издательствах. Ей отказывали, отправляли в другие конторы и к вышестоящей власти, «опасаясь принимать решение о печати в одиночку».
Одно издательство ответило ей лаконичной фразой «Не время». И действительно, роман был очень прогрессивен для своего чопорного и слишком традиционного времени. Только через почти три десятка лет после смерти Булгакова роман будет принят в печать и издан журналом «Москва». Случится это в 1967-1968 годах, однако версия будет отредактирована и сильно сокращена. Вырезаны будут как многие монологи Воланда, так и описание дьявольского бала и Маргариты.
Впервые оригинальный вариант романа без ограничений цензуры выйдет в печать издательства «Посев». Это случится в 1969 году в Германии, а Советский союз узнает о судьбе мастера и Маргариты в 1973 году, благодаря разрешению власти издать запрещенные ранее произведения.