«Маленький человек»: тип или личность? по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

Содержание

Слайд 2

«Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать

«Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать

всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»
Ф. М. Достоевский.
Слайд 3

« И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства; но Гоголь –

« И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства;
но Гоголь –

поэт по преимуществу социальный;
г. Достоевский – по преимуществу психологический.
Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга;
для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума».
В.Н. Майков. Литературная критика.
Слайд 4

«Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?» В.Г.

«Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?»

В.Г. Белинский
«Это была самая восхитительная минута в моей жизни»
Ф. М. Достоевский
Слайд 5

«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках

«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках

и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
В. Г. Белинский.
Слайд 6

–Выяснить, как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый

–Выяснить, как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый

аспект в ее звучании?
-Решить, почему автор выбрал эпистолярный жанр?
- Вычленить тематические черты «маленького человека, присущие образу Макара Девушкина.
- Определить степень новаторства писателя в изображении «маленького человека».

ЗАДАЧИ УРОКА

Слайд 7

«Любезный брат. Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Но меня

«Любезный брат.
Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Но меня задерживала

неустойчивость моего положения. Я никак не могу заниматься вполне чем бы то ни было, когда перед глазами одна неизвестность и нерешительность. Но так как я и до сих пор ничего не сделал хорошего по части моих собственных обстоятельств, то все равно пишу; ибо давно бы было нужно писать.
Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Но у меня столько было долгов, старых и вновь накопившихся, что на печать недостало. Это бы еще ничего. Можно было бы задолжать в типографии или уплатить не все из домашних долгов, но роман еще не был готов. Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензуровать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. Ибо кроме четырехнедельного цензурования печать съест тоже недели три. Выйдет к маю месяцу. Поздно будет! Тут меня начали толкать и направо и налево, чтобы отдать мое дело в «Отечественные записки». Да пустяки. Отдашь да не рад будешь. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Там рукописей довольно и без этой. Напечатают, денег не дадут. Это какая – то олигархия. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я решился на отчаянный скачок: ждать, войти, пожалуй, опять в долги и к 1 сентября, когда все переселятся в Петербург и будут, как гончие собаки, искать носом чего – нибудь новенького, тиснуть на последние крохи, которых, может быть, и недостанет, мой роман. Отдавать вещь в журнал значит идти по ярем не только главного метрдотеля, но даже всех чумичек и поваренков, гнездящихся в гнездах, откуда распространяется просвещение. Диктаторов не один: их штук двадцать. Напечатать самому значит пробиться вперед грудью и если вещь хорошая, то она не только не пропадет, но и окупит меня от долговой кабалы и даст мне есть »
24 марта 1845 года Петербург
из письма Ф.М. Достоевского брату М.М. Достоевскому
Слайд 8

«В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения

«В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения

не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка»
М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
Слайд 9

Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями.» В.В. Виноградов.

Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими

тональными вибрациями.»
В.В. Виноградов.
Слайд 10

«Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли

«Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли

видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет»
Ф. М. Достоевский.
Слайд 11

Тематические черты «маленького человека» в образе Макара Девушкина 1. Низкое, бедственное,

Тематические черты «маленького человека» в образе Макара Девушкина

1. Низкое, бедственное, подчиненное

социальное положение.
2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок.
3. Неразвитость личности.
4. Острота жизненных переживаний.
5. Осознание себя «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь.
Слайд 12

Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека » Его герой окружен «двойниками».

Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека »
Его герой окружен «двойниками».
Он не

изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается.
Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.
Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.
Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.