- Главная
- Литература
- История создания романа
Содержание
- 2. Время и пространство ( хронотоп ) Реальное Москва 20 – 30 годы ХХ века Библейское (мифологическое)
- 3. Композиция романа Многоплановая (современность, мифология, фантастика) Принцип зеркального отражения – «роман в романе» Система внутренних соответствий
- 4. Три уровня реальности Три временных пласта - прошлое – настоящее –вечное; Три уровня реальности – земной
- 5. Иешуа Га-Ноцри - персонаж, восходящий к Иисусу Христу из Евангелий. Упоминаемое в Талмуде одно из имен
- 6. Булгаков всячески подчеркивает, что Иешуа - человек, а не Бог. Писатель сделал своего героя худым и
- 7. Воплощением доброго в романе является Иешуа Га-Ноцри. Он верит в изначальную доброту мира, не допуская даже
- 8. Левий Матвей По утверждению Га-Ноцри: "...Ходит, ходит с козлиным пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды
- 9. Понтий Пилат Упоминается, что прокуратор был сыном короля-звездочета и мельничихи Пилы, Однажды Ат, находясь в походе,
- 10. Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? Человеческую судьбу
- 11. Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова, можно расшифровать как Мастерская (или Мастера)
- 12. Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории
- 13. Булгаков нигде не привёл полного наименования придуманной им ассоциации, что позволяет неоднозначно расшифровывать это слово: Московская
- 14. Он не заслужил света, он заслужил покой… Булгаковская Маргарита тоже своей вечной любовью помогает Мастеру обрести
- 15. "Все обманы исчезли", "меняется облик всех летящих к своей цели" - эти слова имеют символический смысл,
- 17. Скачать презентацию
Время и пространство
( хронотоп )
Реальное
Москва
20 – 30 годы
ХХ века
Библейское
Время и пространство
( хронотоп )
Реальное
Москва
20 – 30 годы
ХХ века
Библейское
(мифологическое)
Ершалаим
1 год н.э.
Фантастическое
Перемещение
во времени и
Пространстве
(Воланд и его свита)
Композиция романа
Многоплановая (современность, мифология, фантастика)
Принцип зеркального отражения – «роман
Композиция романа
Многоплановая (современность, мифология, фантастика)
Принцип зеркального отражения – «роман
Система внутренних соответствий (события библейские – современным, географические места, погодные условия, система исторических прототипов, временные рамки событий)
Система сюжетных двойников
Пейзаж (образы – символы)
Три уровня реальности
Три временных пласта - прошлое – настоящее –вечное;
Три уровня
Три уровня реальности
Три временных пласта - прошлое – настоящее –вечное;
Три уровня
Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита.
Теория таких «трех миров» позаимствована Булгаковым у Григория Сковороды (украинского философа XVIII в.). Согласно этой теории, самый главный мир – космический, Вселенная. Два других мира частные. Один из них - человеческий; другой - символический, т.е. библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из зла и добра, и мир библейский выступает как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами. Этой классификации строго соответствуют все «три мира» романа Булгакова.
Иешуа Га-Ноцри - персонаж, восходящий к Иисусу Христу из Евангелий. Упоминаемое
Иешуа Га-Ноцри - персонаж, восходящий к Иисусу Христу из Евангелий. Упоминаемое
Иешуа Га-Ноцри
Бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не помнящий своих родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.
Булгаков всячески подчеркивает, что Иешуа - человек, а не Бог.
Писатель
Булгаков всячески подчеркивает, что Иешуа - человек, а не Бог.
Писатель
После побоев, а тем более во время казни, внешность Иисуса никак не могла содержать признаков величия, присущего пророку. На кресте в облике Иешуа проступают довольно уродливые черты: "...Открылось лицо повешенного, распухшее от укусов, с заплывшими глазами, неузнаваемое лицо", а "глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты".
Внешнее неблагообразие И. Г.-Н. контрастирует с красотой его души и чистотой его идеи о торжестве правды и добрых людей.
Внешность Иешуа
Воплощением доброго в романе является Иешуа Га-Ноцри. Он верит в изначальную
Воплощением доброго в романе является Иешуа Га-Ноцри. Он верит в изначальную
Левий Матвей
По утверждению Га-Ноцри: "...Ходит, ходит с козлиным пергаментом и неправильно
Левий Матвей
По утверждению Га-Ноцри: "...Ходит, ходит с козлиным пергаментом и неправильно
Левий Матвей - бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри - восходит к евангелисту Матфею.
Ученик Иешуа, бессильный прекратить страдания Учителя на кресте, убедившись в бесполезности своих молитв, проклинает Бога и как бы передает себя под покровительство дьявола.
Понтий Пилат
Упоминается, что прокуратор был сыном короля-звездочета и мельничихи Пилы, Однажды
Понтий Пилат
Упоминается, что прокуратор был сыном короля-звездочета и мельничихи Пилы, Однажды
Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х - начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции. Понтий Пилат пользовался покровительством всесильного императора Тиверия Люция Элия Сеяна.
Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще
Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще
Человеческую судьбу и сам исторический процесс определяет
непрерывный поток истины, следование высоким идеалам
справедливости, милосердия.
4. «Московские» главы. МАССОЛИТ
Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова, можно
Михаил Александрович Берлиоз - председатель МАССОЛИТа, располагающегося в Доме Грибоедова, можно
Убеждает Ивана Бездомного, что "главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф".
Берлиоз получал материальные блага в обмен на убеждения и отказ от свободы творчества. За это следует наказание: он гибнет под колесами трамвая сразу после разговора с дьяволом (предсказание гибели Берлиоза сделано в полном соответствии с канонами астрологии).
Голова Берлиоза воскресает на балу Сатаны лишь затем, чтобы выслушать окончание доказательства Воланда: «Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие".
Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся
Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся
По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме.
Иван Николаевич Понырев убежден, что нет ни Бога, ни дьявола, а он стал жертвой гипнотизера. Вера оживает у профессора только раз в год, в ночь весеннего полнолуния, когда он видит во сне казнь Иешуа, видит Иешуа и Пилата, мирно беседующих на широкой, заливаемой лунным светом дороге, видит и узнает Мастера и Маргариту.
В образе Бездомного проявился скептицизм Булгакова относительно возможности перерождения к лучшему тех, кто был привнесен в культуру и общественную жизнь Октябрьским переворотом 1917 г., утопией оказалась идея, что они смогут стать творцами новой национальной культуры. "Прозревший" и превратившийся из Бездомного в Понырева Иван ощущает подобную связь лишь во сне.
Булгаков нигде не привёл полного наименования придуманной им ассоциации, что позволяет
Булгаков нигде не привёл полного наименования придуманной им ассоциации, что позволяет
Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТа она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др. . Главная достопримечательность - ресторан.
"Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.
МАССОЛИТ
Он не заслужил света,
он заслужил покой…
Булгаковская Маргарита тоже своей вечной любовью
Он не заслужил света,
он заслужил покой…
Булгаковская Маргарита тоже своей вечной любовью
Фауст и Маргарита (Гёте) воссоединяются на небесах, в свете. Вечная любовь гетевской Гретхен помогает ее возлюбленному обрести награду - традиционный свет, который его слепит, и потому она должна стать его проводником в мире света.
"Все обманы исчезли", "меняется облик всех летящих к своей цели" -
"Все обманы исчезли", "меняется облик всех летящих к своей цели" -