История создания романа Война и мир

Содержание

Слайд 2

ДЕКАБРИСТЫ Первоначально была задумана повесть «Декабристы» , от неё осталось три

ДЕКАБРИСТЫ

Первоначально была задумана повесть «Декабристы» , от неё осталось три главы.
Действие

должно было начинаться в 1865 году (амнистия декабристов) и речь шла о вернувшемся из Сибири декабристе.
Слайд 3

1863–1869 работа над романом 1868–1869 первое издание 1886пятое прижизненное издание(последнее)

1863–1869
работа над романом
1868–1869
первое издание
1886пятое прижизненное издание(последнее)

Слайд 4

ЗАМЫСЕЛ РОМАНА 1856г. – « … я начал писать повесть с

ЗАМЫСЕЛ РОМАНА

1856г. – « … я начал писать повесть с известным

направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию»

1825г. – « Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
1812г. – « Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года»
1805-1807гг – « Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама»

« Итак, от 1856 года возвратившись к 1805, я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1825 и 1856»

Слайд 5

1856 современность глазами декабриста эпоха заблуждений и несчастий героя - декабриста

1856

современность глазами декабриста
эпоха заблуждений и несчастий героя - декабриста
эпоха народного торжества
эпоха

неудач и поражений

1825

1812

1805

от истории героя к судьбе народа

Слайд 6

«Три поры» «1805 год» «Все хорошо, что хорошо кончается» ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЯ

«Три поры»
«1805 год»
«Все хорошо, что хорошо кончается»

ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЯ

Слайд 7

Историческая основа романа: события, происходящие на трех этапах борьбы России с

Историческая основа романа: события, происходящие на трех этапах борьбы России с

бонапартистской Францией

1том – события 1805 года (Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории)
2 том – 1806-1811 годы (русские войска находились в Пруссии)

3 том - 1812 год
4 том - 1812-1813 годы.
Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на своей территории

Слайд 8

Основу романа составляют исторические военные события Мы узнаем о войне 1805

Основу романа составляют исторические военные события

Мы узнаем о войне 1805 года

против Наполеона, где русская армия действовала в союзе с Австрией,
о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях,
о войне в союзе с Пруссией в1806 году
и Тильзитском мире.
Слайд 9

СОБЫТИЯ Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии

СОБЫТИЯ

Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года:
переход французской армии через Неман;
отступление

русских в глубь страны;
сдачу Смоленска;
назначение Кутузова главнокомандующим;
бородинское сражение;
совет в Филях;
оставление Москвы.

Бородинское сражение во время Отечественной войны 1812 года.

Слайд 10

Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи русского народа, подавившего французское

Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи русского народа, подавившего французское

восстание:

Фланговый марш Кутузова;
Тарутинское сражение;
Рост партизанского движения;
Распад армии захватчиков;
Победоносное завершение войны.

Слайд 11

КРУГ ПРОБЛЕМ Раскрыты причины военных неудач 1805-1806 г. На примере Кутузова

КРУГ ПРОБЛЕМ

Раскрыты причины военных неудач 1805-1806 г.
На примере Кутузова и Наполеона

показана роль личностей в военных событиях и в истории;
Нарисованы картины партизанской войны;
Отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года.
Слайд 12

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 60-х годов 19 века О роли дворянства в государстве;

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 60-х годов 19 века

О роли дворянства в государстве;
О личности

истинного гражданина Родины;
Об эмансипации и др.
Слайд 13

В романе отражены значительные явления политической и общественной жизни страны, различные

В романе отражены значительные явления политической и общественной жизни страны, различные

идейные течения: массонство, законодательное собрание Сперанского, зарождение в стране декабристского движения.

Реформы Сперанского и их роль в жизни...

Слайд 14

Толстой изображает: Великосветские приемы; Развлечения светской молодежи; Парадные обеды; Балы; Охоту;

Толстой изображает:

Великосветские приемы;
Развлечения светской молодежи;
Парадные обеды;
Балы;
Охоту;
Святочные забавы господ и дворовых;
Картины преобразований

в деревне Пьера Безухова;
Сцены бунта богучаровских крестьян;
Эпизоды возмущения городских ремесленников…
Слайд 15

ДЕЙСТВИЕ ПРОИСХОДИТ: То в Петербурге То в Москве То в поместье

ДЕЙСТВИЕ ПРОИСХОДИТ:

То в Петербурге
То в Москве
То в поместье Лысые горы
То в

поместье Отрадное.
ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ – В АВСТРИИ и РОССИИ
Слайд 16

МИР МIРЪ МИРЪ

МИР

МIРЪ

МИРЪ

Слайд 17

ВОЙНА И МИРЪ ВОЙНА И МIРЪ МiРЪ - вселенная; одна изъ

ВОЙНА И МИРЪ

ВОЙНА И МIРЪ

МiРЪ - вселенная; одна изъ земель вселенной;

наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческий; община, общество крестьянъ; сходка.
В. Даль
Слайд 18

МiРЪ – вселенная, весь свет, все люди; крестьянская община МИРЪ –

МiРЪ – вселенная, весь свет,
все люди; крестьянская община

МИРЪ – отсутствие

войны, согласие, тишина, покой

противостояние войны и мира (антитеза)

война вторгается в жизнь мира
участие в войне крестьянского мира

Слайд 19

ЗАГЛАВИЕ РОМАНА ПЕРЕДАЕТ ЕГО СМЫСЛ «МИР» - это не только мирная

ЗАГЛАВИЕ РОМАНА ПЕРЕДАЕТ ЕГО СМЫСЛ

«МИР» - это не только мирная жизнь

без войн, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

«ВОЙНА» – не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.

Слайд 20

Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил А.В.Луначарский

Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил А.В.Луначарский

Правда

заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды.
Слайд 21

Заложенная антитеза в романе определяет группировку образов в романе Одни герои:

Заложенная антитеза в романе определяет группировку образов в романе

Одни герои: БОЛКОНСКИЕ,

РОСТОВЫ, БЕЗУХОВ, КУТУЗОВ – это люди мира, ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.

Другие герои: КУРАГИН, НАПОЛЕОН, АЛЕКСАНДР I - это люди войны

Слайд 22

Художественные особенности романа

Художественные особенности романа

Слайд 23

Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о

Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о

судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн.

О ЖАНРЕ

Слайд 24

ЖАНР Долго не могли определить жанр «Войны и мира». Известно, что

ЖАНР

Долго не могли определить жанр «Войны и мира».
Известно, что сам Лев

Николаевич Толстой отказывался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом.
Просто книга – как БИБЛИЯ.
Слайд 25

Л.Н.ТОЛСТОЙ ПИСАЛ: Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё

Л.Н.ТОЛСТОЙ ПИСАЛ:

Что такое «Война и мир»?
Это не роман, ещё менее

поэма, ещё менее историческая хроника.
«Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.
Слайд 26

РОМАН - ЭПОПЕЯ ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая

РОМАН - ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает

большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации.
Для эпопеи характерны:
широкий географический охват;
отражение жизни и быта всех слоев общества
народность содержания
Слайд 27

Картины истории Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812

Картины истории

Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812 г.,

пожар Москвы, партизанское движение

Общественная и политическая жизнь

Массонство, деятельность Сперанского, первые организации декабристов
Огромные пространства

Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

Слайд 28

В романе принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные

В романе принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные

и исторические

Изображение жизни всех слоев общества

Дворянство, чиновники, армия, крестьяне

Широкая панорама бытовых сцен

Балы, приемы, обеды, охота, посещение театра и т.д.

Слайд 29

ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА I том 1805 год II том 1806-1811гг III том

ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА

I том 1805 год
II том 1806-1811гг
III

том 1812 год
IV том 1812-1813гг
Эпилог 1820 год
Слайд 30

«Каждый исторический факт надо объяснять человечески» Л. Н. Толстой Для историка

«Каждый исторический факт надо объяснять человечески» Л. Н. Толстой

Для историка ...

есть герои; для художника ... должны быть люди.
Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Но художник ... должен руководствоваться, как и историк, историческими материалами.

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества …
Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей, принимающих участие в событии …»
Л. Н. Толстой «Война и мир»

Слайд 31

Своеобразие художественных приемов

Своеобразие художественных приемов

Слайд 32

Принцип сопоставления и противопоставления САЛОН А. П. ШЕРЕР ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ

Принцип сопоставления и противопоставления

САЛОН А. П. ШЕРЕР

ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ

Слайд 33

ПРИНЦИП СЕМЕЙСТВЕННОСТИ

ПРИНЦИП СЕМЕЙСТВЕННОСТИ

Слайд 34

«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать

«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ»

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и

бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость».
Л.Н. Толстой
Слайд 35

Слайд 36

РОЛЬ ЭКСПОЗИЦИИ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» Подать человеческую жизнь во

РОЛЬ ЭКСПОЗИЦИИ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

Подать человеческую жизнь
во всех

проявлениях,
«столкнуть» лицом к лицу два мира

«Большой мир»
Европа
события в России
вся нация

«Малый мир»
Семья
человек

Слайд 37

Жизнь высшего света лишена человеческого содержания, жизни; здесь каждый играет какую-либо

Жизнь высшего света лишена человеческого содержания, жизни; здесь каждый играет какую-либо роль.

Светская жизнь пронизана автоматизмом, искусственностью, ритуальностью. Толстому претит желание казаться, а не быть. Фальшь, лживость, корысть высшего света просвечивает сквозь авторскую иронию.
Слайд 38

Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски М.Ю. Лермонтов

Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски М.Ю. Лермонтов

Слайд 39

У Ростовых были именинницы Натальи – мать и меньшая дочь. С

У Ростовых были именинницы Натальи – мать и меньшая дочь.


С утра не переставая
подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей
к большому, всей Москве
известному дому…
Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
Очень, очень вам благодарен…за себя
и за дорогих именинниц.
Смотрите же, приезжайте обедать. Душевно прошу вас от всего семейства…
Из соседней комнаты послышался
бег к двери…грохот зацепленного
и поваленного стула…
в дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и румяный мальчик в детской курточке.
Раздвинули бостонные столы…
Граф, распустив веером карты,
всему смеялся.
Молодежь собралась около клавикорд…
приготовилась к танцам…
Слайд 40

Принципы старого князя Болконского Есть «два источника добродетели: деятельность и ум»

Принципы старого князя
Болконского

Есть «два источника добродетели:
деятельность и ум»

и

два источника пороков:

праздность и суеверие».

«Нездоровы бывают
дураки и развратники»

Слайд 41

Семья Ростовых – «ум сердца» Семья Болконских – «ум ума» Светское

Семья Ростовых –
«ум сердца»

Семья Болконских –
«ум ума»

Светское общество
не наделено


ни тем, ни другим…