Из истории стихотворных размеров

Содержание

Слайд 2

Цель: определить, являются ли современные стихотворные размеры совершенно новыми или они

Цель: определить, являются ли современные стихотворные размеры совершенно новыми или они

видоизменились на основе античных с течением времени.

Задачи:
ознакомиться с историей возникновения поэтического искусства,
изучить античные стихотворные размеры и правила современного стихосложения,
сравнить и сделать вывод о схожести старых
и новых поэтических размеров.

Слайд 3

Слайд 4

Гекзаметр - шестистопный стих с двухвариантным заполнением стоп из пяти ДАКТИЛЕЙ

Гекзаметр -
шестистопный стих с двухвариантным заполнением стоп
из пяти ДАКТИЛЕЙ или СПОНДЕЕВ,

и одного спондея или хорея в последней стопе.
Происходит регулярное замещение
ДАКТИЛЯ на СПОНДЕЙ.

—́// | —́// | —́ // | —́// | —́// | —́X
—́— | —́— | —́— | —́— | —́— | —́X

Слайд 5

АНТИЧНЫЕ СПОСОБЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ Двустрочные строфы: Алкманова строфа –дактилический гекзаметр + алкманов

АНТИЧНЫЕ СПОСОБЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Двустрочные строфы:
Алкманова строфа –дактилический гекзаметр + алкманов стих
—// | —//

| —// | —// | —// | —X
// —// | —// | —// | —
Слайд 6

Гиппонактова строфа –трохеический диметр + ямбический триметр —́/ ¦ —/ |

Гиппонактова строфа –трохеический диметр + ямбический триметр
—́/ ¦ —/ | —́/ ¦ — /—́

¦ /— | /—́ ¦ /— | /—́ ¦ X

Сапфическая (большая и малая) строфа – три сапфических одиннадцатисложных стиха + адоний
—/ ¦ —X | —//— | /— ¦ X —/ ¦ —X | —//— | /— ¦ X —/ ¦ —X | —//— | /— ¦ X —// | —X

Слайд 7

Сатурнийский стих – из 2 полустиший – 7-сложного и 6-сложного. Полный

Сатурнийский стих – из 2 полустиший –
7-сложного и 6-сложного. Полный

слоговой состав стиха — 3 + 4 || 3 + 3
—́/ ¦ —/ | —́/ ¦ — /—́ ¦ /— | /—́ ¦ /— | /—́ ¦ X

Александрийский стих
–двенадцатисложный стих с цезурой после шестого слога, с обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слоге, и с обязательным смежным расположением попеременно то двух мужских,
то двух женских рифм.

Слайд 8

Односложные античные размеры Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой

Односложные античные размеры
Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово,

состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть несколько.
Логаэд - в строке чередуется несколько различных стоп
__ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
Дохмий - пятисложная восьмимерная стопа греческой метрики
/ — — / —
Слайд 9

Двусложные античные размеры Пиррихий — стопа состоит из двух кратких слогов

Двусложные античные размеры
Пиррихий — стопа состоит из двух кратких слогов
/ /
Спондей

- стопа состоит из двух долгих слогов, ямбическая стопа со сверхсхемным ударением, возникают два силовых ударения подряд
/ ( / /) - /
Слайд 10

Трехсложные античные размеры Трибрахий —в стихе фиксируется только количество времени, т.е.,

Трехсложные античные размеры
Трибрахий —в стихе фиксируется только количество  времени, т.е., долготы звучания гласного

или паузы.
Бакхий - стопу образуют краткий слог и два долгих слога с ударением на первом долгом.
Антибакхий – стопа состоит из двух ударных и одного неударного слога.
Амфима́кр (кретик) – обоюдно-долгий —/—
Слайд 11

Современные стихотворные размеры Двусложные: Хорей - первый слог – ударный, второй

Современные стихотворные размеры
Двусложные:
Хорей - первый слог – ударный, второй – безударный


/ -
Ямб - первый слог – безударный, второй – ударный
- /
Слайд 12

Современные стихотворные размеры Трехсложные: дактиль - первый слог – ударный, второй

Современные стихотворные размеры
Трехсложные:
дактиль - первый слог – ударный, второй и третий

– безударные
/ - -
амфибрахий – ударение падает на второй слог, первый и третий - безударные
- / -
анапест- ударение падает на третий слог, первый и второй безударные
- - /
Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Вывод: основное отличие современных и античных стихотворных размеров - долгота звучания

Вывод:
основное отличие современных и античных стихотворных размеров - долгота звучания

каждого слога;
современные стихотворные размеры возникли на основе античных.