К 130-летию выхода в свет Власть тьмы Л.Толстого как аргумент: для чего И. Милютин выступил в качестве литературного критика

Содержание

Слайд 2

Милютин И. Водоворот. Думы и темы. По поводу др «Власть тьмы»


Милютин И. Водоворот. Думы и темы. По поводу др

<амы> «Власть тьмы» Л.Н.Толстого.- СПб. Типография товарищества «Общественная польза», Б.Подъяческая №39.
Дозволено цензурою. С.-Петербург, 16 апреля 1888.
Слайд 3

Публикация драмы Толстого «Власть тьмы» в 1887 была принята вполне благожелательно

Публикация драмы Толстого «Власть тьмы» в 1887 была принята вполне

благожелательно большинством современников, включая почитателя творчества Толстого императора Александра Ш.
Стараниями Е.Феоктистова и К.Победоносцева к постановке на сцене пьеса была запрещена уже в ходе шедшей подготовки к таковой.
Запрет на постановку на сцене императорских театров действовал до 1895 года. Пьеса ставилась и шла на «домашних сценах» тем же актерским составом.
Слайд 4

Постановка пьесы в 1888 г. на сцене Парижского Свободного театра А.Антуана (открыт в 1887). 1858 -1943

Постановка пьесы в 1888 г. на сцене Парижского Свободного театра

А.Антуана (открыт в 1887).

1858 -1943

Слайд 5

В декабре 1887 года О. Метенье и русский эмигрант И. Павловский

В декабре 1887 года О. Метенье и русский эмигрант И. Павловский

(Яковлев) переводят драму Л. Толстого.  
В начале февраля 1888 года в канун первого спектакля на страницах журнала «Нувель ревью» появились письма А. Дюма-сына, Э. Ожье и В. Сарду, в которых утверждалось, что драма Толстого мрачна, скучна и сценического успеха иметь не будет.
10 февраля 1888 премьера состоялась, постановка имела шумный успех.
Слайд 6

Парижская премьера - 10 февраля 1888; цензурное разрешение на издание брошюры

Парижская премьера - 10 февраля 1888;
цензурное разрешение на издание брошюры Милютина

- получено 16 апреля 1888.
«Недавняя постановка этого произведения на сцене «свободного театра» в Париже напомнила нам, русским, снова о нем. Там эта драма произвела удручающее впечатление на французов, будучи мастерски поставленной на сцене, а у нас она, эта драма, произвела еще более тяжелое и глубокое впечатление только при одном чтении ее.» (Милютин)
Слайд 7

Мелкие неточности: у Милютина Петру 45 лет, в толстовском описании действующих

Мелкие неточности:
у Милютина Петру 45 лет, в толстовском описании

действующих лиц - герою 42 года,
Анисье у Милютина 32 года, у Толстого - 23, Анюте-12, у Толстого- 10… (Толстой, 1982: 23).
Слайд 8

Милютин подчеркивает, что «не берется да и не в праве разбирать,

Милютин подчеркивает, что «не берется да и не в праве

разбирать, как предмет, не подходящий к нашим силам» литературные достоинства пьесы. И хотя зачастую .
В фокусе внимания рассмотрение пьесы «не с точки зрения критика, а просто с точки зрения опыта и продолжительного наблюдения».
Слайд 9

Скепсис и разочарование в отношении реформ 60-х годов определяет основной пафос

Скепсис и разочарование в отношении реформ 60-х годов определяет основной пафос

аргументов автора.
Беда этих реформ в том, что «передовые люди, рассуждая о создании общего жизненного благополучия, слишком идеализируют человека (…) Ведь мы должны сознаться, что имеем дело с самой тяжелой земной глиной, не закаленной в духовной печи за отсутствием живого огня»
И эту «животную природу человека» «не может окрылить одна, сравнительно слабая поверхностная грамотная просвещенность без веры…» (Милютин,2015:78).
Слайд 10

«Преобладающее присутствие силы тьмы в народе зависит не от одного отсутствия

«Преобладающее присутствие силы тьмы в народе зависит не от одного

отсутствия грамотности, а, главное, оттого насколько истинен или же, наоборот, ложен тот или другой свет, сопровождающий грамотность и насколько освещен или же не освещен им путь к дальнейшей нашей духовной и материальной жизни, и какие практически достижимые или умозрительные указания и способы будут даны»
(Милютин,2015:78).
Слайд 11

«Два царя у нас: Николай П и Лев Толстой. Кто из

«Два царя у нас: Николай П и Лев Толстой. Кто

из них сильнее?....»
(Суворин А. Дневник. От 29 мая 1902 года)
Слайд 12

«В России две напасти: Внизу — власть тьмы, А наверху — тьма власти». В.Гиляровский

«В России две напасти:
Внизу — власть тьмы,
А наверху — тьма власти».
В.Гиляровский