К 140-летию со дня рождения А.Т. Аверченко. Литературный портрет

Содержание

Слайд 2

Аркадий Тимофеевич Аверченко ( 1881 – 1925 )

Аркадий Тимофеевич
Аверченко
( 1881 – 1925 )

Слайд 3

Аркадий Тимофеевич Аверченко, русский писатель, журналист, издатель, родился 15 ( по

Аркадий Тимофеевич Аверченко,
русский писатель, журналист, издатель, родился 15 ( по

новому стилю 27) марта 1881 года в Севастополе, в семье мелкого торговца Тимофея Петровича Аверченко.
А.Аверченко окончил всего два класса гимназии, доучивался он «дома, с помощью старших сестер» (из автобиографии). В 1896 году, пятнадцати лет от роду, он поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 г. переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании.
Слайд 4

Первый рассказ «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в

Первый рассказ «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в

1902 г. В 1903 г. в харьковской газете "Южный край" был опубликован рассказ Аверченко "Как мне пришлось застраховать жизнь", в котором уже чувствуется его литературный стиль. Серьезной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 г. В период революционных событий 1905–1907 годов А. Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».
Слайд 5

Издательский опыт пригодился Аверченко в 1908 г. в Санкт-Петербурге, когда он

Издательский опыт пригодился Аверченко в 1908 г. в Санкт-Петербурге, когда он

предложил редакции зачахшего юмористического журнала «Стрекоза» (где еще в 1880 г. был опубликован первый рассказ А.П. Чехова) реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908 г. «Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». Как отмечал в статье «Аверченко и «Сатирикон» (1925 г.) А.И. Куприн, журнал «сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же – чуткая середина – необыкновенно быстро открыли его».
Слайд 6

Ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой

Ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой

и литературой, обеспечила «Сатирикону» его огромный успех. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л. Андреева, С. Маршака, А. Куприна, А.Н. Толстого, С. Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным сотрудником «Сатирикона» и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко; становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера Н.А. Лохвицкой (Тэффи).
Слайд 7

Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908–1913 г. было опубликовано около

Помимо журнала выпускалась «Библиотека Сатирикона»: в 1908–1913 г. было опубликовано около

ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и первый сборник рассказов А. Аверченко «Веселые устрицы» (1910 г.), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания.
Слайд 8

В 1913 г. редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый

В 1913 г. редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый

Сатирикон» (1913–1918 годы). Редкий номер прежнего и нового издания обходился без рассказа или юморески А. Аверченко; печатался он и в других «тонких» журналах массовой циркуляции, таких, как «Журнал для всех» и «Синий журнал».
Слайд 9

«Сатириконовцы» во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацей «независимого

«Сатириконовцы» во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацей «независимого

журнала, промышляющего смехом», и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи).
Слайд 10

Февральскую революцию 1917 г. А. Аверченко со своим «Новым Сатириконом», разумеется,

Февральскую революцию 1917 г. А. Аверченко со своим «Новым Сатириконом», разумеется,

приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная «демократическая» свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а Октябрьский большевистский переворот был воспринят А. Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. В августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен, и А. Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах «Приазовский край», «Юг России» и др. антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 г.отбыл в Константинополь (ныне Стамбул) с одним из последних врангелевских транспортов.
Слайд 11

В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в

В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в

то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он. В 1921 г. в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», названный В.И. Лениным «высокоталантливой книжкой … озлобленного до умопомрачения белогвардейца». За ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар». 13 апреля 1922 г. Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград. Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 г. в Чехию, в Прагу на постоянное место жительства.
Слайд 12

В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских

В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских

рассказов «Записки Простодушного». Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя». В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский язык. Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.
Слайд 13

В 1925 году, после операции по удалению глаза, Аркадий Аверченко серьёзно

В 1925 году, после операции по удалению глаза, Аркадий Аверченко серьёзно

заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.
Слайд 14

Похоронен А. Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.

Похоронен А. Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.

Слайд 15

Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в

Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в

1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.
Слайд 16

Издания книг А.Т. Аверченко разных лет.

Издания книг А.Т. Аверченко разных лет.