Как произвести драматизацию текста

Содержание

Слайд 2

Что такое драматизация текста? Драматизация — перевод текста эпического произведения в драматическую форму.

Что такое драматизация текста?

Драматизация — перевод текста эпического произведения в драматическую

форму.
Слайд 3

Актуальность драматизации текста на уроках литературы Чтобы уроки литературы стали эффективнее

Актуальность драматизации текста на уроках литературы

Чтобы уроки литературы стали эффективнее и

увлекательнее, можно разнообразить их, включив в них элементы драматизации художественного произведения. Совместное творчество учителя и учеников создает атмосферу доверия, стимулирует познавательную деятельность, благотворно влияет на психологический климат в классе.
Слайд 4

Для чего нужна драматизация текста? Используя драматизацию на уроках литературы, мы

Для чего нужна драматизация текста?

Используя драматизацию на уроках литературы, мы добиваемся

сразу нескольких целей:
пробуждаем интерес к предмету;
воспитываем эстетический вкус, повышаем культурный уровень;
помогаем лучше понять идейное содержание произведения, глубже погрузиться в ткань повествования;
развиваем навыки общения;
уменьшаем страх перед публичными выступлениями;
увеличиваем словарный запас.
Слайд 5

Формы драматизации текста

Формы драматизации текста

Слайд 6

Ролевое чтение текста Оно занимает лишь часть урока, но требует предварительной

Ролевое чтение текста

Оно занимает лишь часть урока, но требует предварительной домашней

подготовки. Чаще всего применяется при изучении басен или небольших рассказов, содержащих объемные диалоги
Слайд 7

Пантомима Вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа

Пантомима

Вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа

является пластика человеческого тела, без использования слов
Слайд 8

Ожившие картины Этот прием на уроке литературы удобно использовать, изучая финальные

Ожившие картины

Этот прием на уроке литературы удобно использовать, изучая финальные сцены

произведений или кульминационные эпизоды. Чтобы создать живую картину, ученики должны особенно внимательно перечитать страницы произведения, обратиться к авторским ремаркам
Слайд 9

Постановка мини-спектакля Постановка отдельного эпизода или целого художественного произведения, безусловно, требует

Постановка мини-спектакля

Постановка отдельного эпизода или целого художественного произведения, безусловно, требует более

кропотливой работы. Можно провести конкурс инсценированной басни, пусть ребята разделятся на группы, выберут басню, продумают костюмы. Задействовать в постановке желательно весь класс, распределив между учащимися главы, рисующие образы помещиков. Задание можно дать перед началом изучения произведения, а проводить урок с инсценировками на заключительном этапе.
Слайд 10

Слайд 11

Этапы обучения драматизации

Этапы обучения драматизации

Слайд 12

На первом этапе обучения приему дети должны изменить текст так, чтобы

На первом этапе обучения приему дети должны изменить текст так, чтобы

в нем остались только реплики персонажей.
На втором этапе ученики учатся составлять к репликам персонажей ремарки, отражающие эмоции героев: раздраженно, с улыбкой, насмешливо и т.п.; коммуникативную направленность: в сторону, глядя в глаза и т. п.; силу звучания голоса: шепотом, отчетливо, громко) и значимые паузы.
На третьем этапе создаются авторские ремарки ко всему эпизоду (картине) и между репликами: краткое описание места действия, интерьера или пейзажа, появление или уход персонажа, важные звуки и действия (раздается песня, герой внимательно рассматривает картину на стене).
Слайд 13

После завершения драматизации фрагмента эпического произведения нужно прочитать новый текст по

После завершения драматизации фрагмента эпического произведения нужно прочитать новый текст по

ролям выразительно и сравнить восприятие первоначального текста с его драматизированным вариантом. Таким образом мы готовим учеников к восприятию драматической формы и формируем представление о существенных различиях эпического и драматического родов, показываем, как много может быть скрыто за маленькой ремаркой, какую роль играет при чтении драмы читательское воображение.
Слайд 14

Слайд 15

Драматизация сюжетных стихотворений При драматизации сюжетных стихотворений текст нельзя изменять, оставляя

Драматизация сюжетных стихотворений
При драматизации сюжетных стихотворений текст нельзя изменять, оставляя только

реплики персонажей: мы исказим ритмическую структуру текста и разрушим все произведение. Значит, следует решить, как он распределится между актерами и что в момент произнесения текста будет происходить на сцене. От сценариста требуется богатое воображение.
Слайд 16

Драматизация текста фольклорной сказки Если учитель решил инсценировать эпическое произведение, то

Драматизация текста фольклорной сказки

Если учитель решил инсценировать эпическое произведение, то прежде

всего ему необходимо проанализировать текст и выявить проблематику и художественную идею, систему образов и логику развития действия. Драматизация неизбежно приведет к некоторой деформации произведения, поэтому очень важно сохранить его идею, характеры персонажей, конфликт и логику его развития.
Перевод фольклорной сказки в драматическую форму имеет свою специфику — по существу, это создание драматического произведения по мотивам фольклорной сказки.
Слайд 17

Драматизация текста литературного эпического произведения Драматизация литературного эпического текста, написанного от

Драматизация текста литературного эпического произведения

Драматизация литературного эпического текста, написанного от 3-го

лица, заключается в вычленении из текста событий, речи, жестов, мимики, поступков действующих лиц. Повествование и описание, как формы речи, остаются вне драматического текста и реализуются непосредственно во внешнем облике актера, в декорациях и действиях, которые осуществляют актеры на сцене.
Слайд 18

Предостережение от ошибок Не стоит использовать такую форму работы чаще одного

Предостережение от ошибок

Не стоит использовать такую форму работы чаще одного или

двух уроков в месяц, так как она требует времени для подготовки;
для театрализованных представлений лучше подбирать тексты небольшого объема;
отдавать предпочтение темам, вызывающим интерес у учащихся;
учитывать возрастные особенности детей.
характер, индивидуальность и пол ребенка должны соответствовать исполняемой им роли.