Какие новаторские черты можно отметить в художественном методе В.И. Сурикова на примере картины Степан Разин

Содержание

Слайд 2

Суриков «Степан Разин»

Суриков «Степан Разин»

Слайд 3

Существует легенда о том, как Степан Разин бросает в набежавшую волну

Существует легенда о том, как Степан Разин бросает в набежавшую волну

свою возлюбленную — персидскую княжну. Этим сюжетом и заинтересовался Василий Суриков.
Темы превосходства общественного над личным.
Но Суриков решил отказаться от традиционного изображения избитого сюжета и обратиться к внутреннему миру лихого атамана, чьи раздумья масштабны и грандиозны.
Слайд 4

Полотно наполнено свободой, простором, светом. Заря красит мягким светом изображённое бескрайнее

Полотно наполнено свободой, простором, светом. Заря красит мягким светом изображённое бескрайнее

пространство, по реке, направляемая сильными гребцами летит большая ладья, пойманная художником в тот момент, когда она похожа на огромную птицу.
Слайд 5

Главный герой картины — погруженный в глубокие раздумья Степан Разин —

Главный герой картины — погруженный в глубокие раздумья Степан Разин —

изображен в центре картины, фоном для него являются паруса и гребцы.
Слайд 6

Казаки со своим атаманом завладели неплохой добычей. Двое из них празднуют

Казаки со своим атаманом завладели неплохой добычей. Двое из них празднуют

удачный набег, ещё один пьёт вино из чаши, другой устало облокотился на борт ладьи.
Их атаман, полулежа на красиво украшенном седле и подперев рукой голову, находится в глубоком раздумье, что очень хорошо видно по его лицу.
Слайд 7

Композиционно Разин противопоставлен персидскому княжичу. Герой видит в своем пленнике собственное

Композиционно Разин противопоставлен персидскому княжичу. Герой видит в своем пленнике собственное

будущее. Княжич, осознавая свою судьбу, обреченно-пассивен. Подобно атаману, он не встречается взглядом ни с кем. С атаманом его разделяет пропасть: разное происхождение, разное отношение к жизни (знатный перс покорился судьбе, атаман собирается с ней поспорить).
Слайд 8

Воля - единственная их цель. Трагедия заключается в том, что не

Воля - единственная их цель. Трагедия заключается в том, что не

знают они в чем же заключается истинная воля. Вот и атаман, не имеющий конкретной цели, задумался о будущем. Нет в этих думах ничего радужного.
Слайд 9

Суриков отказался от батальных сцен. Он устал «воевать». Видно, в нем

Суриков отказался от батальных сцен. Он устал «воевать». Видно, в нем

самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. В нем самом, как и в Разине, и раздумье и покой были тревожными, словно затишье перед грозой.
Слайд 10

Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте

Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте

с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, с мирным всплеском четырех пар весел и с беззаботным ветром, пружинящим парус над буйной Стенькиной головой. Таким увидел Суриков Степана Разина
Слайд 11

В картине «Степан Разин» Суриков отходит от обычного своего принципа изображения

В картине «Степан Разин»  Суриков отходит от обычного своего принципа изображения

толпы, но композиция картины выполнена по тому же принципу, что и  многие его работы(напр. «Боярыня Морозова»). Мы видим, тот же треугольник, направленный в левый угол холста по диагонали.
Слайд 12

Итог Суриков отказался от традиционного изображения избитого сюжета и обратился к

Итог
Суриков отказался от традиционного изображения избитого сюжета и обратился к внутреннему

миру главного героя.
Полотно наполнено свободой, простором, светом.
Он отходит от своего принципа изображения толпы.
Суриков не берет какой-либо эпизод, связанный местом и временем, а синтезирует события в целостное явление.
Василий Суриков отдает дань символизму своего времени. Корма и находящиеся на ней хмельные есаулы, из которых один уснул, — это прошлое. Атаман опирается рукой на конское восточное седло, что говорит о его благородном идеализме. Он сидит ближе к гребцам, он с ними, с будущим, создаваемым общими усилиями.
Поиск лица Разина для Сурикова стал самым важным опорным моментом  в картине. Это своеобразный автопортрет.
Слайд 13

Общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен,

Общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен,

фактура и манера наложения красочных мазков - передают общее настроение, атмосферу события, характер персонажей.
Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события.